Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Всякий прогресс в науке и технике, наряду с его ярко выраженными и несомненно положительными явлениями, неизбежно несет в себе и отрицательные стороны. Компьютеризация общества в настоящее время является одним из многих факторов, влияющих на здоровье человека. Вот почему очень важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека.
Сегодня мало кто сомневается, что работа на персональных компьютерах самым пагубным образом влияет на здоровье человека. В то же время мало кто согласится отказаться от работы за компьютером ради здоровья. Люди порой отказываются отказываться от более вредных занятий, и, кроме того, польза от ПК намного перевешивает вред. Все больше людей проводят по несколько часов в день перед компьютером. Поэтому для пользователей становится все более важным понимать, как они могут уменьшить или полностью устранить вред, наносимый их компьютерами.
Теоретическая значимость проекта. Невозможно представить современную жизнь без компьютеров. Наша страна является лидером по использованию информационных технологий в научной и образовательной деятельности. Однако общеизвестно, что электромагнитные волны обладают свойством накапливаться в биологических организмах и постепенно вызывать необратимые процессы. Компьютеры влияют на все биологические характеристики человеческого организма, прежде всего на физическое и психическое здоровье, и могут вызвать серьезную зависимость. И особенно уязвимыми в этом отношении являются дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и подвержены пагубным влияниям.
Практическая значимость проекта. Применение комплекса профилактических упражнений учащимися будет способствовать улучшению осанки, способствовать профилактике заболеваний позвоночника и формирование здорового костно-мышечного аппарата учащихся. Компьютеры влияют на все биологические характеристики человеческого организма, прежде всего на физическое и психическое здоровье, и могут вызвать серьезную зависимость. Когда люди погружаются в виртуальный мир, они словно отключаются от реальности и теряют интерес к окружающему миру. И особенно уязвимыми в этом отношении являются дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и подвержены пагубным влияниям.
Цель работы изучить влияние ПК на костно-мышечный аппарат учащихся.
Задачи:
1. Провести анализ вредных факторов, воздействующих на учащегося при работе за компьютером;
2. Рассмотреть комплекс специальных упражнений для нормализации осанки у учащихся;
3. Изучить особенности организации рабочего места за компьютером.
Предмет исследования влияние ПК на костно-мышечный аппарат учащихся.
Объект исследования учащиеся общеобразовательной школы.
Исследования проведены в период с сентября 2024 г по январь 2025 г.
Теоретической базой исследования стали концепции и основные линии исследований [Т.В.Гришин, 2010; И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев, 2011; В.А. Андрианов, В.В. Садофьева, 2012; И.А. Котешева, 2012; И.С. Красикова, 2012; Б.А. Медведев, 2014; О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева, 2017; Н.А. Козленко, 2018].
Информационная база представлена следующими законодательными и нормативными актами: и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования».
Объем и структура индивидуального проекта: введение, две главы, заключение, список литературы и информационных источников. Работа изложена на 20 страницах, содержит одну таблицу и приложения.
ГЛАВА 1. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Влияние компьютера на учащихся
Компьютеры так же безопасны, как и любая другая бытовая техника. Однако, как и любой другой прибор, он несет потенциальный риск для здоровья. Влияние компьютеров на здоровье человека – одна из спорных тем, которую активно обсуждают современные врачи. Прямого вредного воздействия на организм человека пока не доказано. Существуют лишь определенные факторы, которые предрасполагают людей, активно пользующихся компьютерами, к проблемам со здоровьем. Однако вредное воздействие можно свести к минимуму, соблюдая правильный режим эксплуатации: длительное нахождение в сидячем положении, высокая утомляемость глаз, монотонные и повторяющиеся нагрузки на руки, нервное и эмоциональное напряжение, связанное с воздействием компьютеров на психику человека [2].
Риски для здоровья, связанные с компьютерами, проявляются в том, что последствия этих проблем для здоровья человека проявляются не сразу, а лишь спустя некоторое время. Основные факторы, влияющие на здоровье человека при работе на компьютере:
• Мерцание монитора (влияет на глаза),
• Электромагнитные волны,
• Воздействие на разум,
• Полусогнутая осанка (влияет на позвоночник),
• Режим работы (обязательное время перерыва).
Психологические симптомы, испытываемые интернет-зависимыми:
• Чувство счастья или радости при использовании компьютера
• Не могу остановиться
• Увеличение времени, проводимого за компьютером
• Пренебрежение семьей и друзьями
• Чувство опустошенности, подавленности или раздражительности, когда вы не пользуетесь компьютером
• Ложь работодателям или семье о своей деятельности
• Проблемы с работой или учебой
Также красный флаг:
• Навязчивая потребность постоянно проверять электронную почту
• Увеличение времени, проводимого в Интернете
• Увеличение количества денег, потраченных в Интернете
Компьютеры могут быть вашими друзьями или заклятыми врагами, они могут помочь вам решить проблемы или усугубить их, они могут помочь вам найти единомышленников, а могут привести к одиночеству [5].
На самом деле, только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. Сегодня использование компьютеров во всех сферах жизни становится все более распространенным, и все больше людей вынуждены проводить свои дни перед монитором компьютера.
1.2 Болезни от компьютера
Роль компьютеров в современном обществе трудно переоценить: они проникли во многие сферы нашей жизни и уже находятся в таких местах, которые мы даже не можем себе представить. Но в то же время растет число людей, пользующихся ПК. Каковы же риски длительной работы за компьютером, профессиональной или любительской?
1. Заболевания зрительной системы. Во время работы за компьютером наши глаза подвергаются значительной нагрузке. Современные мониторы утомляют наши глаза и вызывают спазмы глазных мышц. Это связано с необходимостью постоянного перемещения глаз по экрану и конструкцией самого монитора, который состоит из пикселей –отдельных мигающих единиц. Также важна правильно подобранная яркость монитора. Поэтому, если вы не даете глазам достаточно отдыха, у вас могут развиться такие заболевания, как близорукость, астигматизм и компьютерный зрительный синдром [1].
2. Ожирение. Работая за компьютером, человеку приходится очень мало двигаться, и все это приводит к сжиганию некоторого количества калорий. Впоследствии это может привести к ожирению, что увеличивает риск развития заболеваний практически всех других систем организма человека [2].
3. Заболевания опорно-двигательного аппарата. Длительное сидение за компьютером создает постоянную нагрузку на мышцы спины и шеи, и все это усугубляется, когда человек сидит в неправильной осанке. Все это может привести к остеохондрозу, спондилиту и артриту. Известно, что шейный остеохондроз чаще всего развивается у людей, работающих сидя [6].
4. Сердечно-сосудистые заболевания. Постоянная работа за компьютером часто подразумевает малоподвижный образ жизни, что может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Согласно исследованиям ученых, длительное сидение увеличивает риск развития этих заболеваний на 64% [1].
5. Туннельный синдром запястья – распространенное профессиональное заболевание среди людей, проводящих много времени за компьютером. Это происходит, когда срединный нерв в запястном канале сдавливается между костями и сухожилиями [2].
6. Проблемы с психическим здоровьем. Работа с компьютером часто приводит к возникновению стрессовых ситуаций при взаимодействии с компьютером. Все это приводит к ослаблению нервной системы, что может привести к психическим заболеваниям [3].
Но каким бы длинным ни был список болезней, их всегда можно предотвратить.
1. Для поддержания зрения следует делать гимнастику для глаз каждый час или каждые полтора часа. Также следует соблюдать расстояние 50–60 см
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурякин, Ф. Г. Лечебная физическая культура и массаж : учебник / Ф. Г. Бурякин, В. С. Мартынихин. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2024. – 282 с.
2. Гарнов, И. О. Приемы классического массажа : Учебное пособие для студентов, обучающихся в вузах по направлениям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Физическая культура и спорт», «Адаптивная физическая культура», а также по направлениям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» в ссузах / И. О. Гарнов, О. Ю. Прокошева ; Медицинский институт . – Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. – 47 с.
3. Добрынин, А. С. Лечебная физическая культура как метод лечения сколиоза / А. С. Добрынин // Акмеология развития 2024. Методологические и методические проблемы : Сборник статей. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. – С. 217-223.
4. Исаев, К. А. Применение ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗА / К. А. Исаев // Зажги свою звезду : Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Дню российской науки / Научный ред. О.Ф. Рогаль-Левицкая. Том Ч. I. – Москва : Издательство «Перо», 2019. – С. 14-18.
5. Лечебная физическая культура для нормализации осанки : Учебное электронное издание / Алтайский государственный университет. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2022. – 103 с.
6. Лечебная Физическая культура для нормализации осанки : Учебно-методическое пособие. – Барнаул : Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2023. – 80 с.
7. Лечебная физическая культура // Направленность физической подготовки в вузе : учебное пособие. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2024. – С. 81-82.
8. Магомедов, Р. Р. Фитбол-аэробика и степ-аэробика : Учебно-методическое пособие / Р. Р. Магомедов, Н. Н. Голякова, О. А. Голяков ; Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. – Ставрополь : Издательство Ставролит, 2019. – 176 с.
9. Основы физической реабилитации : Учебник / И. Г. Таламова, Н. М. Курч, А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 355 с.
10. Рипа, М. Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2022. – 370 с.
11. Теоретические основы физической культуры : Учебник для студентов среднего профессионального образования / Г. М. Казантинова, В. А. Кудинова, Т. А. Чарова, А. А. Бондарь. – Москва : ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2024. – 148 с.