Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. С каждым годом растет число детей с недостаточным речевым развитием. Эти дети попадают в группу риска по неспособности освоить программу дошкольного образования. Дети, не освоившие программу дошкольного образования должным образом, не готовы к школе. Ранняя поддержка чутким языком необходима для компенсации отклонений в развитии, профилактики вторичных нарушений и дальнейшего развития всех психических функций. Л.С. Выготский, О.Е. Громова, Е.А. Стребелева, М. Монтессори и многие другие известные психологи и педагоги утверждали, что психическая Важность раннего возраста, когда большинство функций особенно восприимчивы и очень быстро развиваются под их влиянием.
Ранняя профилактика, ранняя диагностика и ранняя коррекция речевых и языковых нарушений - одни из самых важных вопросов в логопедии на сегодняшний день. В настоящее время хорошо развита ранняя логопедия, что позволяет изучить особенности развития речи и языка, определить критерии ранней диагностики и разработать методы профилактической работы по предупреждению речевых нарушений. Однако работа поликлиник и клинических логопедических пунктов не отвечает потребностям населения, так как недостаточно внимания уделяется профилактике, выявлению групп риска и лечению детей с нарушениями речи, особенно с общим недоразвитием речи и задержкой речевого развития.
В психологии также существует ряд работ, которые подчеркивают фундаментальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым (например, Л.С. Выготский, М.И. Личина, А.Р. Лурия) и признают, что взаимодействие между ребенком и взрослым играет центральную роль в интеллектуальном развитии детей. Важность данного исследования заключается в важности анализа раннего детства. Это связано с тем, что именно в этот период, особенно в периоды речевой чувствительности, возникают новые образования в психологической структуре.
Цель исследования: проанализировать задержку и норму речевого развития в раннем детстве.
Задачи исследования
1.проанализировать психолого-педагогическую, психофизиологическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. сформировать экспериментальные группы детей; 3. изучить состояние различных элементов овладения речью у детей в экспериментальных группах;
4. изучить состояние различных элементов овладения речью у детей в экспериментальных группах;
5. изучить речевое и языковое развитие детей в экспериментальных группах;
Предмет исследования: система речевой деятельности и логопедической работы по преодолению задержки речевого развития у детей 3 лет. Объект исследования: апробация процесса формирования речи и логопедической работы по развитию речи путем обогащения пассивного словаря и активизации высших психических функций, общей моторики, мелкой моторики и речевой моторики у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития.
Для решения поставленной задачи использовались теоретические методы анализ психолого-педагогической, лингвистической, научно-методической литературы, эмпирические методы (наблюдение, эксперименты, беседы, анкетирование), обработка данных Качественные и количественные методы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОРЕЧЕВОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Психические, моторные и речевые возможности детей раннего возраста
Первое чудо для родителей - рождение ребенка. Это превращает мужчин в отцов, а женщин - в матерей и раскрывает саму суть поддержания жизни. Человек приходит в мир. Главная задача родителей - не только обеспечить наилучшие условия для сна и бодрствования, питания, физических упражнений, общения и других потребностей, но и сформировать у ребенка «базовое» доверие к миру, установку на то, что мир принимает его и заботится о нем. В воспитании детей нет экспертов, нет профессиональных отцов или профессиональных матерей. Воспитание - одно из самых благородных дел, которому можно посвятить свою жизнь, но это не профессия. Это искусство, а где есть искусство, там есть талант, сердце, интуиция, вдохновение и любовь.
Детство особенно важно в жизни ребенка. Обучение ходьбе меняет весь облик ребенка, быстро развиваются органы чувств, формируется вторая сигнальная система, увеличивается количество часов, которые ребенок бодрствует. Младенчество - это период от рождения до двух лет. Третий год младенчества традиционно считается дошкольным периодом, поскольку в нем присутствуют переходные черты, но во многом он сохраняет особенности, характерные для дошкольного периода. Нигде физическое и эмоциональное развитие ребенка не связано так тесно, как на первом и втором годах жизни. Адекватный уход, защита от травм, инфекций и простуд, достаточная физическая нагрузка и организация совместных игр - все это необходимо для обеспечения физического здоровья ребенка, его психического и интеллектуального развития.
Следует помнить, что особенности раннего детства характерны для первых лет жизни, когда закладываются основы социально целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции, такие как удовольствие, радость и боль, способствуют развитию примитивных эмоций, первых проявлений сочувствия, сопереживания и доброты. В процессе общения со взрослыми дети узнают, как ведут себя взрослые и как они относятся к окружающей действительности, постепенно усваивая ее и, по словам психологов, «перенимая знания и навыки взрослых и учась видеть мир глазами взрослых».
Наблюдения за детьми раннего возраста позволяют сделать следующие выводы Первые два года жизни ребенка насыщены приобретением навыков и умений, темпы развития стремительны и не совпадают с последующими годами раннего детства. Общение с детьми в этот период осложняется тем, что дети в раннем возрасте не могут выразить словами свои желания, эмоции и физиологические состояния. Взрослые должны чутко реагировать на небольшие изменения в поведении детей. Личностные качества взрослого очень важны для развития личности ребенка.
Развитие психики и личности ребенка происходит в процессе активного управления средой, то есть в процессе усвоения опыта, накопленного человеком в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями со взрослыми. В раннем детстве приоритетными для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная и предметно-практическая деятельность, демонстрационные игры и начало развития трудовой деятельности. Раннее детство - период большого психофизиологического потенциала. Современная педагогика и психология уделяют особое внимание его реализации.
Дошкольное детство - очень важный период как первый этап в воспитании подрастающего поколения. Все взрослые, отвечающие за воспитание детей, должны знать законы детского психического развития. Процессы созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, особенно интенсивно протекают в первые годы жизни ребенка, и это необходимо учитывать. Формируются необходимые органические предпосылки для проявления новых психических качеств ребенка. Другая особенность младенчества - необходимость преодолеть противоречие между наличием важных потребностей, подготовленных для новорожденного, и отсутствием поведенческих способов их удовлетворения - является движущей силой психического развития ребенка на ранних этапах жизни [1, с. 79].
Предвербальная коммуникация между младенцами и взрослыми проявляется в голосовых реакциях. Крики и сосательные движения - первые формы поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей ребенка. Процесс сосания также является первым опытом общения младенца со взрослым. Другим источником активности младенцев является область защитных реакций. Здесь важную роль играет потребность в комфорте окружающей среды с точки зрения температуры, света и звука. На основе биологических потребностей, особенно защитного рефлекса, ребенок формирует первые направленные реакции.
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается в социальную личность. Все практические поведенческие модели, формирующиеся у ребенка, являются производными от социальной среды, от материального и психического опыта людей. Разумеется, этот процесс происходит под влиянием взрослых и при их непосредственном участии. В детстве происходит скачок от биологического к социальному и начинается социализация ребенка [2, с. 53]. Дети в раннем детстве должны прежде всего освоить материальную культуру, то есть научиться выполнять практические (предметно-ориентированные) инструментальные действия.
Формируется глубина, развитие, познавательная мотивация и необходимость таких практических действий. Овладение детьми речью и словарным запасом помогает им общаться со взрослыми и сверстниками. Детям нужны слова и словосочетания, которые помогают им эффективно овладевать практическими действиями. Только в процессе формирования разных видов деятельности (общения, ориентировки, двигательной деятельности, предметной игры и т. д.) вырабатываются исходные потребности и основные способы их удовлетворения, в связи с чем решаются задачи целостного развития ребенка.
В первые три года жизни завершение психического и моторного развития ребенка вызывает потребность в самостоятельном поведении. Она представляет собой потребность малыша активно доминировать и утверждать себя в мире. Если эту потребность устранить, ребенок становится пассивным и неспособным прилагать усилия. Ограничение сенсорной чувствительности ребенка или сенсорная депривация в раннем детстве приводит к задержке когнитивного развития, безразличию к окружающей среде, снижению активности, вялости и апатии (в том числе в общении). Чувство сенсорной депривации на ранних этапах развития впоследствии приводит к алекситимии - неспособности выразить или объяснить словами свои эмоциональные переживания, неспособности распознать или принять во внимание чувства других людей (эмоциональная тупость) [3, с. 97].
Каждый этап развития ребенка как индивида и личности должен быть пройден полностью, без чрезмерного ускорения. Доминирующим и определяющим фактором в раннем детстве является эмоциональный компонент. Взрослые играют очень важную роль в раннем детстве, помогая ребенку открывать тайны окружающего мира и шаг за шагом входить в культуру общества. То, что создается взрослыми в этот период, оказывает значительное влияние на показатели здоровья и психологические характеристики в более позднем возрасте. Поскольку дети не являются миниатюрными моделями взрослых, учителя, родители и все взрослые, участвующие в воспитании и развитии маленьких детей, должны знать организационные особенности ребенка.
1.2 Особенности моторики, психики и речи у детей с задержкой речевого развития
Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей является одной из основных проблем современной логопедии. Ученые разных стран активно разрабатывают системы диагностики и коррекционного сопровождения детей с различными патологиями, в том числе с задержкой речевого развития (ЗРР). В настоящее время разрабатывается ряд концепций этиологии и патогенеза ЗРР, изучением проблемы ЗРР занимаются такие ведущие исследователи, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В. Киселева, Л.М. Гладковская и др. Проблема ЗРР является глобальной проблемой. Развитие научных знаний по этому вопросу активно ведется не только в России. В последние годы увеличивается количество детей с проблемами речевого развития.
На сегодняшний день эта проблема не решена, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, проблема речевого развития детей имеет значительные социальные последствия. По последним данным, почти каждый четвертый ребенок страдает задержкой речевого развития. Задержка речевого развития у детей с задержкой речевого развития наблюдаются различия в понимании и речи. Они правильно выполняют различные просьбы, указывают на предметы и картинки, но не могут их назвать. Наблюдения за поведением таких детей показывают, что некоторые из них доверчивы и ласковы, некоторые плачут, некоторые упорно молчат и т. д. Некоторые дети беспокойно перебегают с места на место, другим трудно сосредоточиться.
Поэтому зачастую невозможно поставить четкий диагноз при одном обследовании. Его можно разделить на два: внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся генетические нарушения, особенности протекания беременности, наличие внутриутробной гипоксии или родовой гипоксии, наличие определенных заболеваний у ребенка, пол ребенка, особенности ребенка (левша или правша) и личностные характеристики ребенка. Другими словами, речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка и которые он унаследовал. К внешним факторам относятся стрессовые ситуации, наличие младших братьев и сестер (особенно при небольших различиях), переезд (своего рода стресс), детский сад и т. д. Причины ЗРР Существуют и другие возможные частичные причины задержки речи. Генетические нарушения Генетические нарушения, которые могут вызывать ЗРР, включают глухоту, патологию полости рта, расщелину неба, патологию языка, микроциркуляцию и в некоторых случаях аденоидный переросток. У близнецов и двойняшек также часто наблюдается задержка языкового развития.
Эпилепсия, судороги, мигрень, аллергия, алкоголизм родителей, самоубийство родителей или родственников, или суицидальные наклонности, умственная отсталость, выраженная склонность к чему-либо, заикание, низкая масса тела и многие другие проблемы с физическим и психическим здоровьем. Современная классификация языковых нарушений, приводящих к задержке речевого развития, очень широка и включает в себя алалию, сибилянтный сигматизм, открытый нос, дизартрию, такири, гнусавость, заикание, дизартрию, афазию и другие языковые расстройства. Говоря в целом об особенностях речи детей с задержкой речевого развития, следует отметить, что, несмотря на широкий спектр индивидуальных особенностей речи, существуют и общие специфические черты. Во-первых, нарушается коммуникативная функция речи. Ребенок ухудшает потенциал развития речи, избегая общения. Речь автономна, эгоцентрична и слабо связана с ситуацией и окружением.
Эта оторванность от мира и неспособность ребенка узнать себя в нем явно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Это приводит к задержке в развитии местоимения первого лица «я» и других личных местоимений. У всех детей с различными языковыми нарушениями плохо развиты навыки понимания и осмысления речи. Посещение школы у детей с различными языковыми нарушениями задерживается развитие языка и полностью восстанавливается только к 7 годам, поэтому у таких детей возникают трудности с русским языком, чтением и другими базовыми предметами.
В некоторых случаях языковые нарушения не позволяют ребенку практически освоить программу начальной школы. В период адаптации возникают и психологические проблемы. Ребенок мало общается со сверстниками, плохо общается с учителями, не проявляет активности в классе и в основном молчит. Ребенок неуверен в себе, закомплексован, негативно относится к родному языку. Логотерапевтическая работа по улучшению речи ребенка должна быть индивидуальной и соответствовать уровню его интеллектуального развития.
Коррекция речевого развития сложна, требует больших усилий и может занять годы. Основные этапы логопедической работы 1. Обследование речи всех учащихся с 1 класса с целью выявления речевых и языковых трудностей; 2. Запись детей с речевыми и языковыми трудностями к логопеду (с согласия родителей и законного представителя ребенок поступает в логопедическую группу или на специальные занятия); 3. Запись детей с речевыми и языковыми трудностями в логопедические группы; 4. В каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально, с учетом уровня развития ребенка и тяжести проступка); 3. Составление индивидуальных планов логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития; 4. Коррекционно-логопедическая работа; 5. Консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами; 6.
Логопед обязательно должен провести обследование и собрать анамнез ребенка по следующим направлениям: - Раннее развитие: сбор данных о физиологическом развитии ребенка. - Раннее языковое развитие ребенка. Логопед должен задать вопросы о том, когда ребенок начинает лепетать, лепет и как он меняется, интонация, первые слова и предложения. Оцените физическое развитие ребенка.
Например, стоит на одной ноге, прыгает на двух ногах, перепрыгивает через препятствия, ходит на пятках и т.д. - Уровень сформированности навыков звукопроизношения: логопед проверяет, как ребенок может управлять своими губами и языком и как он может произносить эти звуковые модели. - Уровень развития навыка. Малышам предлагаются различные паттерны для выполнения пальчиками. Все упражнения сопровождаются словесными инструкциями и демонстрацией самим ребенком в форме игры. Определите уровень понимания ребенком языка. Соответствующее возрасту знание названий предметов, их свойств и действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова С.В., Подшивалова М.С. Развитие психомоторных функций в дошкольном учреждении. Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск. - 2021.
2. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. Учебное пособие. - ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа - 2019.
3. Браим К.С. Особенности общей моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи. - Череповец. – 2016.
4. Галкина, Е. В. Вербализация эмоционального состояния страха детьми раннего возраста // Проблемы онтолингвистики - 2016. Материалы ежегодной международной научной конференции - 2016. - С. 268 - 274.
5. Гаврилова Т. А., Гаврилов А. П., Левин А. В. Микротоковая рефлексотерапия в детской неврологической практике // Учебно-методическое пособие для врачей. — Самара, 2019. — С. 47.
6. Елисеева, М. Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как стимул развития морфологии / М. Б. Елисеева // Уральский филологический вестник. - 2015 - №1 - С. 65-75.
7. Елисеева, М. Б. Феномен лексического взрыва на ранних этапах развития индивидуальной языковой системы / М. Б. Елисеева // Проблемы онтолингвистики - 2016. Материалы ежегодной международной научной конференции - 2016. - С. 62 - 68.
8. Жолобов В.С., Максимова С.Ю. Развитие мелко-моторной координации стопы у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами футбола // Материалы II Всероссийской с международным участиемнаучно-практической конференции с – 2019. – С. 85-89.
9. Загревская А.И., Сосуновский В.С., Зальмеж Т.Н. Психомоторные особенности детей старшего дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 5. - С. 13–21.
10. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. Русский медицинский журнал 2016; 6: 362–366.
11. ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ, ПРИЗНАКИ ЗРР И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ Меркучева В.В. Меркучева Вероника Валерьевна – магистрант, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь// cyberleninka.ru. режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-2-3-let-priznaki-zrr-i-metody-korrektsii.pdf
12. Зайцева Л. В., Полякова А.А., Шалина О.С. Нейрокоррекционный потенциал занятий адаптивной физической культуры. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса, состоявшегося 15 декабря 2021 г. в г. Петрозаводске – 2021.
13. Карелина, И. Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза / И. Б. Карелина // Специальное образование - 2015 - № XI - том II - С. 149 - 156.
14. Кузьмина, Т. Б. Особенности коммуникативного поведения ребенка до двух лет / Т. Б. Кузьмина // Проблемы онтолингвистики - 2016. Материалы ежегодной международной научной конференции - 2016. - С. 300 - 307.
15. Покровская, Ю.А. Дефинция «Задержка речевого развития» в современной логопедии / Ю.А. Покровская // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. – М., 2013. – Т.1. – С. 211-218.
16. Полуэктова В.Г. Признаки Задержки Психоречевого Развития (ЗПРР) у ребенка. 14.09.2023. https://poluektova-ozgdou24.edumsko.ru/
17. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста К.В. Ягунова, Д.Д. Гайнетдинова ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Казань, Россия// cyberleninka.ru. режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevye-narusheniya-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta
18. Румянцева, Н. В. О вкладе онтолингвистики в общую теорию формирования речи / Н. В. Румянцева // Проблемы онтолингвистики - 2016. Материалы ежегодной международной научной конференции - 2016. - С. 20-24.
19. Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста Городилова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров Ульянова Алина Юрьевна, студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров// cyberleninka.ru. режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/teoreticheskoe-izuchenie-problemy-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detey-rannego-vozrasta.pdf
20. Тиганов А. С. Патология психического развития // ФГБН Научный центр психического развития от 21.02.2020
21. Чмелёва, Е. В. И. А. Сикорский о развитии речи у детей// Проблемы онтолингвистики - 2016. Материалы ежегодной международной научной конференции - 2016. - С. 29-33.