Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основные положения реализации права на охрану здоровья и получение медицинской помощи закреплены в ч. 1 ст. 41 Конституции Россий-ской Федерации , которая гарантирует бесплатный минимум государственных и муниципальных медицинских услуг, предоставляемых гражданам за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Актуальность работы обусловлена тем, что медицинские услуги выделяют-ся в отличие от других действий чисто имущественного характера своим предме-том: воздействием на наиболее ценные нематериальные блага: жизнь и здоровье человека. Эта отличительная особенность должна быть учтена в специальных правилах, регулирующих эти услуги. В настоящее время гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг нуждается в суще-ственном совершенствовании.
Из всех благ, которыми обладает человек, жизнь и здоровье являются са-мыми ценными. Защита этих благ определена Конституцией РФ как высшая цель государства. Четкая, разумная государственная политика в области охраны здо-ровья является объективной необходимостью в нынешней демографической ситу-ации в стране, когда за последние несколько лет наблюдается очень быстрая есте-ственная убыль населения.
Степень научной разработанности темы. Право на охрану здоровья, не-смотря на проявленный некоторыми исследователями интерес, практически не изучалось глубоко и предметно. Отдельные аспекты реализации и механизмов защиты были проанализированы в диссертационных работах А.Б. Литовка, В.П. Власенко, В.В. Дюжикова, В.Д. Черных, Л.А. Кавалерова. Научные статьи, по-священные изучению и анализу различных аспектов этого конституционного права, имеются в большем количестве. К таковым можно отнести, например, ис-следования А.И. Сергеева, Е.И. Козловой. Полного, систематизированного ана-лиза права на охрану здоровья и оказания медицинской помощи гражданам не наблюдается.
Цель исследования заключается в исследовании правового регулирования общего понятия охраны здоровья, медицинской помощи гражданам и ее осу-ществление.
Для достижения поставленной цели работы нужно решить следующие за-дачи:
1. Рассмотреть правовое регулирование права на охрану здоровья и ме-дицинскую помощь.
2. Раскрыть понятие охраны здоровья и медицинской помощи.
3. Охарактеризовать деятельность районной и городской медицинских организаций первичного звена.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфе-ре оказания медицинской помощи гражданам.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие организацию рабо-ты органов, осуществляющих медицинскую помощь гражданам.
Теоретическую основу исследования составили научные труды авторов Бойко М.Г., Бородин С. С., Варфоломеева Т.И., Данилов Е. О., Дмитриева Т.А., Колоколов Г.Р., Конник Д.С., Матейкович М.С., Михайленко К.В., Морозова Е.Р., Печников А. П., Печникова О. Г., Романовская О.В., Сергеев Ю.Д., Стецен-ко С.Г.
Нормативно-правовую базу исследования составило действующее рос-сийское законодательство, в частности: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федеральный законом от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицин-ском страховании в РФ от 29 ноября 2010 г., а также иные правовые акты.
Методологическая основа (методы исследования) составили как обще-научные так и частнонаучные методы исследования - системный, формально-юридический, метод анализа и толкования правовых актов.
ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
1.1 Правовое регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на охрану здоровья представляет собой субъективное право, кото-рое принадлежит каждому человеку в силу конституционно-правового предписа-ния. Как и любое субъективное право, оно выступает в качестве самостоятельного образования, но в это же время тесно связано со смежными правовыми явления-ми, к которым относятся: объективное право, юридическая обязанность, закон-ный интерес и правоспособность .
Когда мы говорим о каком-праве как о субъективном, мы таким образом выделяем такое права из объективного права как системы правовых норм, регу-лирующих соответствующие правоотношения. Термин «субъективное», который используется в данном случае, не означает, что такое право носит некий идеаль-ный характер, который зависит от субъективного восприятия правоотношений их участниками. Данный термин указывает лишь на то, что право принадлежит определенному субъекту, является индивидуализированным.
Из этого следует, что субъективное право, принадлежность которого к кон-кретному субъекту, вытекает из характера и сущности такого права, при этом очень тесно связано с объективным правом. Ведь именно объективное право де-кларирует право субъективное, придает ему необходимую юридическую силу, обеспечивая принудительной силой государства. Также объективное право в сво-их нормах закрепляет пределы и ограничения субъективных прав, тем самым, устанавливая их содержание, то есть очерчивает круг полномочий или правомо-чий в составе субъективного права, на которые вправе рассчитывать субъект - владелец такого права. Кроме того, юридическое право предусматривает и опре-деленные меры воздействия, которые могут быть применены к лицу, посягающе-му или нарушающему субъективное право другого .
Таким образом, любое субъективное право, которым, безусловно, является и право на охрану здоровья, урегулировано нормами объективного права, в нашем случае - нормами конституционного и медицинского права. Эти нормы и определяют содержание субъективного права, и указывают на круг лиц, обязан-ных совершить определенные действия в целях обеспечения исполнения субъек-тивного права. Также соответствующая норма содержит условие, при наступле-нии которого субъективное право считается принадлежащим определенному ли-цу, и фиксирует меру возможного поведения субъекта, то есть действия, которые он вправе совершить в рамках принадлежащего ему права. В нашем случае условием, при котором возникает право на охрану здоровья и соответствующие правоотношения, является факт рождения человека. Конституционно-правовая норма об охране здоровья сформулирована таким образом, что становится оче-видным, что право на охрану здоровья принадлежит каждому, то есть любому человеку в силу рождения.
Известной аксиомой в юриспруденции является утверждение о том, что лю-бая мера возможного поведения лица лишь тогда будет представлять собой соб-ственно субъективное право, когда она будет поставлена в прямую зависимость от поведения обязанных лиц. В нашем случае праву на охрану здоровья прямо корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов.
Итак, мы определили, что право на охрану здоровья является субъектив-ным правом и обладает прямым действием на территории России, будучи обес-печенным объективными конституционно-правовыми нормами, содержащими ряд обязательств, которые принимает на себя государство в целях обеспечения реализации этого права уполномоченными субъектами.
Государство занимает центральное место при реализации права каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, так как именно государ-ством обеспечиваются меры правового, политического, социального, экономиче-ского, медицинского характера, которые направлены на предоставление каче-ственной медицинской помощи, профилактику заболеваний, на укрепление пси-хического и физического здоровья каждого человека. Одним из приоритетных инструментов реализации права охраны здоровья граждан является профилакти-ка инфекционных, эпидемических, хронических и профессиональных болезней. К группе основных профилактических мер относится программа формирования здорового образа жизни, в том числе программа снижения потребления алкого-ля, лечение табачной зависимости, борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, ранний скрининг хронических заболеваний, всеобщая диспансеризация населения .
Таким образом, в сфере здравоохранения пациент является главным объек-том, имеющим право оказание на бесплатной медицинской помощи, право на знание способов лечения, о рисках и последствиях конкретного лечения, право на подачу искового заявления в судебные органы по возмещению всех видов ущер-ба. Действующее законодательство Российской Федерации должно постоянно со-вершенствоваться по таким направлениям, как: объем оказываемой бесплатной медицинской помощи, виды, формы, основания ответственности для лиц, отказы-вающих или ненадлежащее оказывающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатную медицинскую помощь; необходимы подготовленные законодательные акты, регламентирующие: порядок оказания видов бесплатной медицинской помощи, порядок публичного контроля за оказа-нием медицинской помощи, порядок публичного контроля за расходованием бюджетных средств на оказание бесплатной медицинской помощи.
1.2 Понятие охраны здоровья и медицинской помощи
Под охраной здоровья граждан подразумевается совокупность мер поли-тического, экономического, правового, социального, научного, медицинского ха-рактера, которые осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их служебными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психическо-го здоровья любого человека, поддержания его долголетнего существования, пе-редачи ему медицинской помощи.
Исходя из указанного определения, можно сделать вывод о том, что право на охрану здоровья, без сомнения, шире права на защиту здоровья. Ведь право на защиту будет актуализовано только тогда, когда произойдет какое-либо пося-гательство. Охрана имеет в большей степени профилактический характер, по-скольку направлена на предотвращение возможных посягательств, на укрепление права, его обеспечение, создание наиболее благоприятных условий для его реа-лизации.
Право на охрану здоровья прямо предусмотрено Конституцией РФ и явля-ется один из фундаментальных прав каждого человека. Государственная система здравоохранения не способна полностью удовлетворить спрос граждан, что вле-чет за собой активное развитие частной системы. Платные медицинские услуги становятся все популярнее в наше время, в связи с этим медицинская деятельность становится предпринимательской.
Подобные перемены влекут и существенные изменения в правовом подходе к таким категориям, как «медицинская услуга» и «медицинская помощь», в том числе в связи со значительным ростом доли платных медицинских услуг.
Результатом стало то, что медицинская услуга приобрела свойства товара, а статус пациента изменен на потребителя, с весьма значительным объемом прав, которые стали объектом гражданского права. Вопросы определения понятий «медицинская услуга» и «медицинская помощь» широко обсуждаются как уче-ными и исследователями в сфере медицинского права, так и пациентами.
Рассмотрим понятие медицинской помощи. Право на медицинскую помощь как составная часть права на охрану здоровья гарантирует человеку широкий спектр публично-властных и частных мероприятий по сохранению и укреплению его здоровья независимо от того, имеет или не имеет место его утрата или рас-стройство.
Правовое регулирование понятия «медицинская помощь» осуществляется с помощью Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Именно этот нормативный акт содержит в себе понятие медицинской помо-щи и гласит:
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддер-жание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление ме-дицинских услуг.
При обращении к данному определению, возникают недопонимания, по-скольку не является очевидным, включены ли в понятия назначение медикамен-тозного лечения, поддержание чистой и необходимой для выздоровления среды (санитарно-противоэпидемиологическая работа), организационные мероприятия (оздоровительная гимнастика, здоровая пища, обеспечение режима, способству-ющего восстановлению организма).
Основными критериями, которые могут охарактеризовать медицинскую помощь, являются доступность и качество. Исходя из этой предпосылки, меди-цинскую помощь можно определить как «комплекс мероприятий, направленный на поддержание и восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг» .
Качество медицинской помощи обеспечивается за счет установления в зако-нодательных актах определенных квалификационных требований к сотрудникам сферы здравоохранения. Как правило, такими требованиями являются: наличие соответствующего образования и квалификации, постоянное ее повышение, а также необходимость нести ответственность за вред, причиненный гражданам в ходе оказания помощи.
В науке сложилось несколько базовых подходов к интерпретации понятия «медицинская помощь»:
Первый подход базируется на категории «деятельность» и предполагает, что при оказании медицинской помощи необходимо уделять внимание не только цели, для достижения которой оказывается помощь, но и тем средствам и прие-мам, которые используются в медицинской практике. В частности, такой подход предполагает, что болезнь далеко не всегда является поводом для медицинского вмешательства и проведения каких-либо манипуляций, то есть медицинская по-мощь не сводится к лечению конкретного заболевания, а охватывает более широ-кий спектр действий, направленных на сохранение здоровья человека .