Фрагмент для ознакомления
2
Тема арабского Востока периодически затрагивалась в художественной литературе, однако этот концепт и возможности его применения для построения уникальной атмосферы литературного произведения достаточно сложны, а потому лишь немногие литераторы могли позволить себе его использовать, ведь существует большой риск столкновения интересов различных религий, а ислам выдвигает очень жесткие требования к упоминанию своих традиций.
Надо заметить, что, в основном, рассказ об арабском Востоке, выделение его образов и символов – все это осуществлялось в литературе, связанной с путешествиями, в частности, дневниках, путевых заметках или произведения, которые построены на наблюдениях писателя в момент нахождения на территории арабских стран. Здесь, по мнению М.А. Семеновой рассматриваются такие образы арабского Востока как :
– национальный характер арабов, которые придерживаются мусульманских традиций;
– символика быта и бытовых традиций стран, которые являются носителями культуры арабского Востока.
Отдельное место в произведениях авторов-путешественников занимает образ женщины – представительницы арабского Востока, поскольку она обладает не только специфической внешностью, но и особой кротостью, умом и воспитанием.
В частности, среди авторов, которые в своих путевых заметках и дневниках описывают традиции и символику арабского Востока можно выделить А.В. Елисеева, В.В. Юнкера, Е.П. Ковалевского и др., которые путешествовали по Африке и художественно описывали свои наблюдения, оставив их для потомков.
М.М. Хешам проводит интересное исследование, посвященное тому, как символы арабского Востока представлены в повести Д. Рубинной «Туман». В частности, автор исследования говорит о том, что в данном произведении образ арабского Востока имеет имагологический характер, т.е. Д. Рубина представляет арабский Восток как нечто чужое, противопоставленное собственной культуре и традициям .
Отдельное исследование, проведенное З.А. Шагаевой, посвящено тому, как тема и символы арабского Востока использованы в произведениях И.А. Бунина. Автор указывает на то, что писатель очень интересовала исламом, темой Востока в принципе, а после посещения Турции его сознание в некоторой степени трансформировалось и он стал включать разнообразные образы и символы арабского Востока в ряд своих произведений .
В русской поэзии, как считает В. Эберман, очень популярны образы арабов и персов как представителей культуры арабского Востока. Если не считать многочисленные переводы арабской поэзии, которые осуществляли русские поэты, знакомые с арабским языком и имеющие отношение к востоковедению, автор исследования вспоминает основных поэтов, которые в своих оригинальных стихах обращаются в теме арабского Востока. Так, в исследовании В. Эбермана отмечается :
– Н.С. Гумилев (сборник стихов «Шатер», имеющий африканскую тематику);
– К.Д. Бальмонт (стихотворная антология «Зовы древности»).
Однако родоначальником использования арабской темы в поэтическом творчестве В. Эберман называет А. Филатова, который еще в XVIII веке перевел на русский язык сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Кирмасов, Б.А. Исторические аспекты формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации [Электронный ресурс] / Б.А. Кирмасов // Знание, понимание, умение. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-formirovaniya-kulturnyh-traditsiy-arabo-islamskoy-tsivilizatsii?ysclid=m6293qycy7687288594 (дата обращения: 18.01.2025).
2. Клементьева, М.С. Влияние арабской культуры на становление европейской / М.С. Клементьева // Молодой ученый. – 2023. – № 39 (486). – С. 201–208.
3. Кузнецов, А.М. Концепция этничности Ф. Барта, ее истоки и реальная значимость / А.М. Кузнецов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2023. – № 3. – С. 85–97.
4. Мышинский, А.Л. Мировоззренческие и культурные традиции Востока: учебное пособие / А.Л. Мышинский. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. – 110 с.
5. Сапронова, М.А. Арабский Восток на современном этапе: эволюция институтов власти и модернизация традиционного общества [Электронный ресурс] / М.А. Сапронова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arabskiy-vostok-na-sovremennom-etape-evolyutsiya-institutov-vlasti-i-modernizatsiya-traditsionnogo-obschestva?ysclid=m6290c4klk695313644 (дата обращения: 18.01.2025).
6. Семенова, М.А. Образ Арабского Востока в русском общественном сознании второй половины XIX - начала XX вв.: по материалам литературы путешествий. Дисс. на соиск. уч. ст. к. ист. н. / М.А. Семенова. – М., 2013. – 186 с.
7. Синецкий, Н.С. Традиции и новаторство в культуре арабской цивилизации. Дисс. на соиск. уч. ст. к. культурол. / Н.С. Синецкий. – Челябинск, 2013. – 168 с.
8. Хешам, М.М. Арабский восток на «ментальной карте» Дины Рубиной: имагологический аспект (на примере повести «Туман») [Электронный ресурс] / М.М. Хешам // Мир русского слова. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arabskiy-vostok-na-mentalnoy-karte-diny-rubinoy-imagologicheskiy-aspekt-na-primere-povesti-tuman?ysclid=m62dr7gb4m549662220 (дата обращения: 18.01.2025).
9. Шагаева, З.А. Специфика восприятия И.А. Буниным арабского Востока / З.А. Шагаева // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 1020–1022.
10. Швиндт, Е.В. Некрасов, С.Н. Роль арабо-мусульманской культуры в истории мировой культуры и феномен исламского фундаментализма в XXI веке / Е.В. Швиндт, С.Н. Некрасов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Культурологические чтения – 2018. Межкультурный плюрализм в поликультурном и полиязычном мире». – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – С. 329–334.
11. Эберман, В. Арабы и персы в русской поэзии / В. Эберман // Восток. Кн. 3. – М.: Всемирная литература, 1923. – С. 108–126.