Фрагмент для ознакомления
2
А.И. Раку рассматривал «семью» с точки зрения ребенка и определял ее как микросхему, которая окружает ребенка и формирует его личность.
Как отмечает М. Земская, «семья» - это «колыбель личности». Исследователь также определяет значение семьи в развитии личности ребенка. Ребенка окружают близкие и родные люди, у которых он учится и подражает [9].
Л. Я. «Рубина» подчеркивает уникальность понятий «брак» и «семья». Сравнивая эти два понятия, автор отметила, что «брак» является основным источником семьи. Таким образом, по мнению исследователей, брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья – институт, регулирующий отношения между супругом, детьми и родственниками.
Семейные отношения могут быть индивидуальными (отношения между матерью и ребенком) и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Семья – важная составляющая общества, его ячейка. Можно сказать, что семья формирует общество, поскольку духовные и материальные традиции каждой семьи отражаются в обществе, в котором она находится. Чем выше культурные традиции семьи, тем выше культура всего общества. Таким образом, существует линейная связь между семьей и обществом, семьей и ребенком.
В результате анализа литературы в контексте определения понятия «семья» мы установили, что семья играет важную роль в формировании личности ребенка.
Концепция Л.Я. Рубиной определяет, что «семья» представляет собой источник счастья и печали в жизни каждого человека. Счастье каждого зависит от благополучия семьи. Человека можно назвать счастливым, если члены его семьи ждут его и любят. Потому что он всегда чувствует поддержку, помощь и любовь [17].
Рассматривая критерии классификации семей, можно выделить несколько (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация семе
Во-первых, семья различается количеством членов семьи: выделяют нуклеарную семью – это семья, в которую входят родители и их дети. Существует еще понятие «расширенная семья» — это расширенная нуклеарная семья, в которую помимо родителей и их детей входят и другие родственники: бабушки и дедушки, тети, дяди и т. д.
Исходя из определения «нуклеарной семьи», различают полную семью - семью с одним родителем (матерью и отцом) и неполную семью, где один из родителей отсутствует.
Помимо количества родителей в семье, семью можно классифицировать и по количеству детей в ней. Есть бездетные семьи, маленькие семьи с одним или двумя детьми и многодетные семьи с тремя и более детьми.
Большинство семейных систем являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчины над другими членами семьи. В матриархальной семейной системе власть принадлежит жене и матери.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. В основном это связано с увеличением числа женщин, работающих в большинстве промышленно развитых стран. В такой системе влияние и власть делятся поровну между мужчиной и женщиной.
Следующая классификация семьи – это характер взаимоотношений между членами семьи. На основании этого выделяют авторитарные, либеральные и демократические семьи [22].
Авторитарная семья характеризуется дисциплинированными, жесткими и холодными отношениями между членами семьи. Общение в таких семьях основано на коротких, частых формах общения. Между участниками существует дистанция.
В либеральной семье существует нейтралитет и дистанция между членами семьи. Отношения в таких семьях строятся по принципу «делай, что хочешь».
В демократической семье все члены семьи проявляют уважение, любовь и заботу к каждому члену семьи. В таких отношениях ребенок растет в сотрудничестве, любви, товариществе между всеми членами семьи.
Далее мы рассмотрим семейные функции.
Первая функция – репродуктивная. Сюда входит рождение детей т.е. ответственность за увеличение численности семьи. Социолог Харчев А.Г. считает, что это основная социальная функция, основанная на основных инстинктивных желаниях человека. Но роль семьи не ограничивается ролью «биологической». Выполняя эту функцию, семья отвечает за физическое, умственное и интеллектуальное развитие ребенка, выступает регулятором численности [24].
Функция семейной социализации заключается в том, что родители прививают своим детям навыки и правила поведения в обществе. Таким образом, параллельно с физическим развитием ребенка происходит умственное и культурное развитие, эффективность которого напрямую зависит от семейного окружения.
Другая функция семьи – экономическая и потребительская. Это выражается в том, что каждая семья ведет определенный образ жизни, который состоит из совместной семейной жизни, семейного бюджета и ведения семейного хозяйства.
Воспитание детей в семье является отражением воспитательной функции семьи. Выполняя эту функцию, каждый член семьи получает внимание и заботу о своих близких.
По записям М. Земской, в семье осознается сексуальная функция. По его словам, рождение детей отражается не только на родословной, но и на будущем семьи [9].
Еще одна функция семьи – духовная. Духовная функция в особых отношениях между членами семьи, их общении позволяет передавать будущим поколениям обычаи, знания, обычаи, культуру народа.
Размышляя о роли семьи в жизни ребенка, необходимо помнить не только о ее социальной, но и психологической стороне, ведь именно в семье формируются те качества личности, которые ценны для общества. Поэтому семья – это основа будущей жизни молодого поколения [24].
Таким образом, мы можем определить «семью» как круг людей, объединенных кровными или брачными узами. Семья с детьми – важный и первостепенный фактор развития личности ребенка.
Бывают случаи, когда в семье нарушается гармония. Дети испытывают страх, обиду и жестокость со стороны близких родственников. Таким образом, описанное нами благополучие нарушается, семья плохо функционирует. Далее рассмотрим свойства неблагополучного семейства.
1.2 Критерии и подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья»
В настоящее время наблюдается недостаток современных научных исследований по вопросам работы с неблагополучными семьями. В работах следующих авторов рассмотрены актуальные направления профилактической работы с трудными семьями Г.Г. Буторина, Н.В. Крыжановской, С.Е. Щербины и др. [2].
Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире связано с благополучием. В то же время семейные проблемы он рассматривает как создающие неблагоприятные условия для развития ребенка. По его словам, неблагополучная семья для ребенка не является синонимом антисоциальной семьи.
С официальной точки зрения существует множество семей, которые нельзя назвать плохими, но при наличии факторов, негативно влияющих на личность ребенка и усиливающих его негативное эмоциональное и психическое состояние, данная семья не подходит конкретному ребенку. «Для ребенка», - подчеркивает М. И. Буянов, - «семья может быть подходящей, для другого такая же семья вызовет болезненные душевные переживания и даже психическое заболевание. Существуют разные семьи, есть разные дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
В психологической, социологической, педагогической литературе существует множество определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, антиобщественная, семья «группы риска», семья социального риска, социально незащищенная семья и др.
Многие ученые анализировали понятие «неблагополучная семья» в научной литературе. Например, М.А. Галагузова определяет данное понятие как семья с низким социальным статусом в одной или нескольких сферах жизни. При этом признаками функциональной семьи, по мнению автора, является неспособность семьи выполнять свои функции; снижение адаптационных возможностей семьи; семейные трудности в воспитании детей [4].
В.Р. Лебединская выделяет следующие характеристики неблагополучности в семье:
- когда родители демонстрируют и воспитывают у своих детей антисоциальные привычки;
- отсутствие родительского контроля над детьми;
- родители не защищают своих детей от внешних негативных воздействий. х-факторы;
- оказывают деструктивное влияние на формирование нравственных качеств детской личности [16].
Также основными признаками семейной дисфункции являются конфликтные отношения между родителями, их пьянство, аморальное поведение, развод с родителями, педагогические ошибки родителей, повседневная бедность из-за безработицы родителей, жестокое обращение с детьми со стороны родителей, сиротство детей при живых родителях, тюремное заключение родителей.
Но неблагополучность может быть вызвано не только аморальным образом жизни семьи. Можно выделить несколько категорий неблагополучных семей (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Категории неблагополучных семей
Ученые выделяют пять основных причин появления неблагополучия:
1) социально-экономические условия (хроническое безденежье, бедность, отсутствие нормальных условий жизни) причина конфликтов в семейных отношениях;
2) социально-психологические причины - семейные конфликты;
3) личные причины - характеристики супруга, характеры;
4) негативные межличностные отношения (недоверие, равнодушие, неудовлетворенность), которые могут какое-то время не влиять на отношения мужа и жены [4], [5].
По мнению М.А. Галагузовой, неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, неспособные выполнять несколько функций в одной сфере жизни или одновременно. Адаптационные возможности неблагополучной семьи значительно снижены, процесс воспитания ребенка в семье затруднен, медленный и неэффективный [4].
Следующее определение дает Т.И. Шульга: «неблагополучная семья» - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, насилие или жестокое обращение. Основной особенностью такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов.» [23].
Семьи с вышеперечисленными характеристиками, как правило, обладают низким воспитательным потенциалом. В работах исследователей (В.К. Коробкова, Л.А. Метлякова, С.Ю. Галиева) воспитательный потенциал семьи определяется как совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющей целенаправленно удовлетворять потребности личностного развития и самореализации членов семьи [5].
Таким образом, различные исследователи разработали множество определений понятия «неблагополучная семья». В качестве общего признака семейного неблагополучия большинство исследователей определяют негативный характер влияния родителей на формирование личности детей.
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие личности обучающихся
В неблагополучных семьях всегда на ребенка действует отрицательные факторы. С учётом того, насколько открыто проявляется это действие, бывают неблагополучные семьи с явной, т.е. внешней, демонстрацией неблагополучия и семьи с неявным, т.е. закрытым неблагополучием [7].
Неблагополучные семьи с явным неблагополучием открыто проявляют свое антиповедение. К таким семьям относятся такие семьи, которые конфликтуют, ведут аморальный образ жизни, семьи, в которых имеется лицо, отбывающий срок в тюрьме, а также семьи, чей воспитательной ресурс ограничен, обычно это относится к неполным семьям. Но не следует относить все неполные семьи к неблагополучным.
Семьи с неявным проявлением неблагополучия внешне демонстрируют гармонию и взаимопонимание. Но отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [7].
Рассмотрим теперь зависимость между фактором неблагополучия и развитием ребенка.
Помимо часто возникающего материального неблагополучия в виду траты денег родителями на алкогольные и иной продукции, непредназначенной для детей, в семье возникает невозможность обеспечения детей предметами первой необходимости. На этой почве дети из пьющих семей часто идут на кражу или вступают с другими детьми в конфликты [20].
В таких семьях обещания, данные родителями, часто не выполняются. Это отключает ребенка. А когда они становятся взрослыми, повторяют привычку никому не доверять, и в интимных отношениях возникают проблемы. Часто детям нужно быть взрослыми, даже если они сами взрослые [21].
Фактором отрицательного воздействия неблагополучной семьи часто возникает уровень образованности родителей. Многие родители не осознают своего воздействия на ребёнка, считая, что если они воспитывались в неблагополучной семье и выросли «нормальными», то их воспитали правильно. Чаще всего такие родители транслируют уровень своего детского воспитания на своих детей.
Среди неблагополучных семей большую группу составляют семьи с дисфункциональными родительскими отношениями. В них на детей влияние оказывается не через аморальное поведение родителей, как в «алкогольных» семьях, а непосредственно, как следствие хронически сложных, нездоровых отношений между мужем и женой - взаимное непонимание, повышенная эмоциональная отстраненность и предпочтение конфликтных взаимодействий [14], [15].
Несмотря на то, что конфликтный семейный шум, скандалы, повышенные тона и гнев стали нормой в отношениях между мужчинами или мирной семьей, супружеским отношениям свойственно стремление к полной изоляции и избеганию взаимодействия, что оказывает негативное влияние. Это может привести к различным антисоциальным явлениям в личности ребенка и девиантному поведению [13].
Для оценки влияния семье на формирование различных форм девиантного поведения среди школьников нами были проведен обзор отечественных исследований по данной теме.
Исследования Ю.И. Юрички показали, что в семьях школьников с отклонениями в поведении преобладают эпизодический контроль и бесконтрольность, а взаимодоверительный контроль почти отсутствует [19].
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева, Т.В. Психология современной семьи : монография / Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург :Речь, 2005 (ГУП Тип.Наука). – 434 с. : ил., табл. - ISBN 5-9268-0376. – Текст : непосредственный.
Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина. - Текст : непосредственный // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. – 2017. – № 3. – С. 195-199.
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога : учебник для ВУЗов / М.И. Буянов. – Москва : Дрофа, 2015. – С.23-27. - ISBN 5-09-000788-8. - Текст : непосредственный.
Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галаузова. – Москва :Владос, 2014. – С. 411-416. - ISBN 5-691-00372-0. – Текст : непосредственный.
Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие / И.С. Ганишина. – Москва : НПО «МОДЭК», 2018. – C. 5-9. – Текст : непосредственный.
Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Ганишина, А.С. Ушатиков. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2016. – 283 с. - ISBN 5-89502-730-X. – Текст : непосредственный.
Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова. – Текст : непосредственный // Народное образование. - 2009. - № 6.
Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 274 с. - ISBN 5-222-05854-9. – Текст : непосредственный.
Земска, М. Семья и личность / М. Земска. - М.: изд. Прогресс, 1999. - 133 с.-Текст : непосредственный.
Иванова, Н.П. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей / Н.П. Иванова. – Текст : непосредственный // Социальная педагогика. – 2015. – №2. – С. 4-7.
Изоренко, Д.А. Социализация детей из неблагополучных семей / Д.А. Изоренко. – Текст : электронный // Актуальные проблемы теории и практики психологи и социологии. – №5. – 2018. – С. 172-181. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29780011&pf=1 (дата обращения 19.11.2022). – Загл. с экрана.
Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – Москва : Просвещение, 2016. – 204 с. - ISBN 5-8297-0189-8. – Текст : непосредственный.
Лиханов, А.И. Дети без родителей / А.И. Лиханов. – Москва : Просвещение, 2018. – 324 с. – Текст : непосредственный.
Наврузова, Л.К. Коррекция и реабилитация негативных последствий социализации детей из неблагополучных семей / Л.К. Наврузова. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 124-127. – Текст : непосредственный.
Николаева Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях. Москва, 1998. - 244 с. – Текст : непосредственный.
Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебник / Л.Я. Олиференко. – Москва: Академия. – 2015. – С. 74-78. – ISBN 5-7695-0775-6. - Текст : непосредственный.
Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В.С. Торохтий. – Текст : электронный. // ЭБС Юрайт. – Москва: Юрайт, 2019. – URL: https://urait.ru/bcode/438085 (дата обращения 19.11.2022). – Загл. с экрана.
Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. – Москва : «Дашков и К о », 2007. - 216 с. – Текст : непосредственный.
Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – Москва :Владос, 2018. – 459 с. - ISBN 5-89415-108-2. – Текст : непосредственный.
Терентьева, А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы / А.В. Терентьева. – Текст : непосредственный // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - №3.
Ушакова, Т.А. Социально-педагогическая адаптация детей из неблагополучных семей / Т.А. Ушакова. – Хабаровск, 2019. – 158 с. - ISBN 978-5-903171-14-9. – Текст : непосредственный.
Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. – Москва : Дашков и К, 2015. – 292 с. – Текст : непосредственный.
Шульга, Т.И., «Работа с неблагополучной семьей»: учебное пособие / Т.И. Шульга. – Москва : Дрофа, 2005. – 254 с. – Текст : непосредственный.
Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей: учебник / В.М. Целуйко. – Москва :Владос, 2018. – С.73-76. - ISBN 5-691-01083-2. – Текст : непосредственный.