Фрагмент для ознакомления
2
Основная отличительная особенность группы риска состоит в том, что подростки формально или юридически могут оказаться детьми, не требующим особого внимания к семье, к родителям, к обычным общеобразовательным учреждениям, но фактически, по различным причинам, не связанным с ними, они оказываются в ситуации, когда не реализуют полноценно или вообще нарушают свои основные права, закрепленные в Конвенции ООН по правам ребенка и другим законодательным актам, - прав на жизнь и образование, и полноценность развития [16, с. 88].
Для решения проблем детей из неблагополучных семей нужно вмешательство специалистов, задача которых – возродить семью, оказывая ей поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуаций. Такая помощь называется «социальной поддержкой».
1.2 Понятие о социальной работе и ее особенностях с неблагополучной семьей
Одним из сложнейших областей профессионального образования социального педагога является социальная и педагогическая работа с детьми, которые обычно всегда относятся к самостоятельным категориям, но называются по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети группы риска и так далее.
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова дают следующее определение социально-педагогической деятельности: «это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе» [10, с.17].
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [10, с. 97].
Социальная работа, как вид деятельности, является по сути деятельностью коммуникативного характера. Основной целью взаимодействия социальных педагогов и ребенка является оптимизация механизма социальной деятельности индивида или социальной группы, предполагающего самостоятельность ребенка, готовность к контролю за своей жизнью и эффективное решение возникающих проблем.
Социально-педагогическая деятельность предполагает контакт специалиста с подростками, их родителями и педагогическим коллективом. Проблемы подростков группы риска имеют многосторонний характер, в связи с этим социально-педагогическая деятельность делится на две главные составляющие:
1) индивидуальная работа непосредственно с подростком, которая подразумевает социально-педагогическую поддержку обучающегося;
2) посредническая деятельность, которая в свою очередь подразделяется на еще на несколько направлений:
- взаимодействие с педагогическим коллективом, подразумевающая сотрудничество для решения проблемы подростка, оно может включать организацию педагогических консилиумов и участие в работе Совета профилактики;
- взаимодействие с семьей, которое имеет очень важную роль в посреднической деятельности, оно является неотъемлемым компонентом работы специалиста, занимающегося социально-педагогической деятельностью [10, с. 84].
Одним из специалистов службы сопровождения выступает социальный педагог. Он - организатор социально значимой деятельности детей и молодежи; социальный педагог – специалист по организации культурной и физической деятельности, совместному отдыху детей и молодежи, семейному отдыху.
Социальному педагогу необходимо создать условия, где ребенок в максимально степени может проявить свою возможность.
Деятельность социальных педагогов с детьми группы риска включает много разных направлений деятельности.
Направления социально-педагогической деятельности определяются функциями социального педагога. Основа их определения - специфика задач и целей профессиональной деятельности социального педагога и основные функции образовательной деятельности. Педагогическая деятельность, как род занятия, отражает связи в системе «человек-человек». Она основная среди видов деятельности личности, предполагает «воспроизводство человека – личности». Таким образом, родовая функция любой социальной системы - педагогическая, а социальная деятельность - реализация данной функции [37, с. 86].
Как считает М.Р. Битянова, задачами психолого-педагогического сопровождения являются следующие:
- предупреждение возникновения проблем развития подростка;
- помочь обучающимся решать актуальные задачи развития и обучения, социализации: образовательные трудности, вопросы выбора образовательной и профессиональной траектории, нарушение эмоциональной сферы, проблема взаимоотношений сверстников, педагогов, родителей;
- обеспечение учебных программ с точки зрения психологии;
- развивать психологическую компетентность (психологического воспитания) детей, родителей и педагогов» [2, с.54].
М.Р. Битянова выделяет различные направления работы по психологическому и педагогическому сопровождению:
- направление – профилактика;
- направление индивидуальной и групповой диагностики;
- консультирование в индивидуальном и групповом порядке;
- работа по развитию (индивидуальной и групповой формат);
- работа по коррекции (индивидуальной и групповой формат);
- психологическое воспитание и образование – формирование культуры психологии, развитие компетентности учащихся в психологии и педагогике, администрации образовательных организаций, педагогов и родителей;
- экспертиза (учебных программ и образовательных программ, проекты, пособия, образовательная среда, профессиональная деятельность специалистов образовательных организаций) [2, с.112].
Социальный педагог при организации социально-психологического сопровождения детей группы риска не только должен создать атмосферу доверия отношений «социальный педагог – ребенок», но и должен подключить к процессу детской работы все субъекты органов государственной системы социального сопровождения и охраны детства, образования, медицины и др. Работа с детьми группы риска должна быть комплексной и развиваться в любых формах социальных, педагогических и психологических направлений оказания помощи.
Технология работы социального педагога из неблагополучных семей включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс профилактических мероприятий, осуществляемых путем организации государственной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи [16, с. 83].
На этом уровне деятельность социального педагога основана на принципе предоставления достоверной информации.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении родителей или ребенка - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
― сбор информации;
― анализ информации;
― постановка социального диагноза [16, с. 94].
Диагностика - это длительный этап, требующий повторных встреч с другими людьми, а также с семьей. Диагноз служит отправной точкой для дальнейшего взаимодействия с семьей.
Во время семейной диагностики для определения типа вмешательства в семью используются следующие параметры оценки:
- оценивается безопасность ребенка и характер жестокого обращения;
- учитывая потребности ребенка постоянно, одна за другой, при взгляде на каждую из них раскрывается способность родителей удовлетворить эту потребность ребенка;
- оцениваются факторы семьи и социальной среды, а также их влияние на способность родителей удовлетворять потребности ребенка.
Уровень реабилитации. Этот уровень является наиболее важным в системе работы с семьей, поскольку он реализуется на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, направленных на максимально быстрое и полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:
― знакомство, оценка проблемы;
― планирование работы;
― выполнение намеченных действий;
― подведение результатов [16, с. 99].
Этапы цикла помощи имеют перекрывающийся кольцевой характер, поскольку взаимодействие с семьями будет продолжаться до тех пор, пока цели не будут достигнуты.
Важно спланировать стратегию помощи семье в целом, потому что, если помощь оказывается только одному ребенку, это может представлять октября дополнительную опасность для него.
В связи с этим необходимо взаимодействие специалистов для оказания социальной помощи и поддержки детям из группы риска. Оказание помощи детям различными учреждениями и специалистами на всех уровнях обычно осуществляется параллельно, а не сложно, что неэффективно и не дает ожидаемого результата.
Здесь должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предотвращение проявлений несоблюдения. Поэтому задача семьи и социального учреждения - помочь ребенку, подростку преодолеть негативные проявления.
Социальный педагог пользуется следующими методами, приемами и средствами:
- непосредственные, которые обеспечивают содействие и помощь ребенку, когда он не может самостоятельно справиться с возникшими трудностями;
- прямые непосредственные, характеризующиеся открытым вмешательством специалиста в трудную и опасную для ребенка ситуацию, когда очевидна угроза жизни и здоровью и необходима немедленная защита прав и достоинства;
- косвенные непосредственные, характеризующиеся не прямым вмешательством специалиста в возникшую ситуацию, специалист в непосредственном общении направляет ребенка на пути решения проблемы;
-опосредованные, подразумевают создание специалистом атмосферы защищенности в коллективе, исключая тем самым угрозу со стороны взрослых и сверстников [19, с. 105].
Детям и подросткам с отклоняющимся поведением обычно трудно общаться. Для того чтобы установить контакт с ними для любого последующего действия, социальный педагог должен приложить достаточное количество усилий, что может еще и оказаться бесплодным [19, с.108].
Одно из важнейших направлений работы социальной педагогики с детьми группы риска – тесная связь родителей. В этой деятельности нужно проявлять максимум терпения к образу жизни семьи ребенка и воспитательных усилий. Социальный педагог должен оказать конструктивную поддержку и не критиковать, не противодействовать.
Основной целью психологического сопровождения семьи, воспитывающей подростков и детей группы риска, является комплексная помощь, которая обеспечит успешную интеграцию детей в эту категорию, гармонизацию отношений между детьми и родителями и нормализацию психологической ситуации в семье [3, с. 87].
Задачи, которые решаются в процессе семейного сопровождения:
1) Выявление основных проблем, связанных с родителями, воспитывающими детей, подростков в группе риска.
2) Изучение личностных особенностей родителей детей, подростков из группы риска;
3) Реализация основных этапов, направлений, форм и методов психологической поддержки семей, которые воспитывают детей-подростков группы риска;
4) Разработка и проведение коррекционно-консультативной работы с семейными представителями.
Педагогу нужно принять сложившиеся в семье роли и границы между поколениями. Очень плодотворным и необходимым представляется участие в процессе совместной работы и реабилитации ребенка в его расширенном его составе, в том числе бабушки и дедушки, и другие родственники, контактирующие с ребенком и семьей. Успешно может пройти изучение семьи, если социальный педагог проявляет высокий такт, уважение, чуткость и внимательное отношение к родным.
Социальный педагог осуществляет работу в соответствии с педагогической этикой, профессиональной конфиденциальностью и тайной.
Среди форм работы социального педагога по формированию межличностных отношений у подростков группы риска можно выделить:
1) Социальный патронаж, тьюторство;
2) Групповая работа, тренинги;
3) Дискуссия, беседы;
4) Ролевые игры, просмотр и обсуждение кинофильмов;
5) Индивидуальные консультации;
6) Тесты, конкурсы;
7) Праздники.
Комплексность проблем, требующих решения в социально– педагогическом процессе с детьми группы риска, требует от различных специалистов участия в данной деятельности. Однако главная роль лежит на социальном педагоге, и в первую очередь на социальном педагоге общеобразовательной организации.
Социальное и педагогическое взаимодействие для профилактики и преодоления последствий ситуаций конфликта с участниками группы риска является координацией профессиональной деятельности специалистов, чтобы обеспечить эффективность работы в данной сфере.
И. М. Соловьева выделяет следующие направления работы социального педагога в образовательной организации:
1) помощь семье в проблемах, связанных с обучением, воспитанием, присмотром за ребенком;
2) помощь обучающемуся в ликвидации причин, которые оказывают негативное влияние на его успеваемость и посещение школы;
3) привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению мероприятий и различного рода акций;
4) решение проблем, возникающих конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
5) индивидуальное и групповое консультации с обучающимися, их родителями, педагогическим составом, администрацией по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снижения стресса, воспитания детей;
6) определение потребностей детей и разработка индивидуальных мер помощи обучающимся, при необходимости привлечение специалистов из различных организаций;
7) помощь педагогам в решении возникших конфликтов с обучающимися, а также – в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе;
8) информирование о правах детей и семьи [13, с. 77].
Социальный педагог с привлечением классного руководителя представляет данные о школьниках группы риска на следующих позициях:
– участники в общественной жизни класса;
– положительные качества личности;
– отношения со сверстниками;
– предпочтения к любимым занятиям в свободное время;
– влияние семьи;
– конфликты в классе, причины их возникновения;
– работа, которую проводили с подростками, определение результативности [18, с. 111].
Социальный педагог проводит все сведения в систему; проводит консультации, собеседования с подростками, семьей, родственниками, получение информации от учителей–предметников; посещает лекции, где возникают проблемы, проводит социальные консультации; привлекает психолога школы, который при необходимости примет решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учебные учреждения [10, с.97].
Поэтому социальные действия с детьми группы риска являются комплексными. Работа развивается в любых формах социального, педагогического и психологического сопровождения. Деятельность социальных педагогов с детьми группы риска включает много разных направлений деятельности.
Таким образом, специфика профессиональной деятельности социального педагога заключается в ее осуществлении в открытом обществе, «на улице», в сфере близкого окружения человека. В то же время главной задачей социальной педагогики является активизация воспитательной силы общества, предоставление педагогической и образовательной поддержки и помощи личности в социализации, овладение социокультурными ценностями и нормами, подготовка к жизненному опыту.
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Академия, 2010. - 573 с.
Басалаева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова; под ред. Ж.А. Левшуновой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 101 с.
Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. – 2017. – № 3. – С. 195-199.
Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога : учебник для ВУЗов / М.И. Буянов. – Москва : Дрофа, 2015. – С.23-27. - ISBN 5-09-000788-8.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 440 с.
Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова. – Текст : непосредственный // Народное образование. - 2009. - № 6.
Гуров Д. В., Гурова Е. В. Классификация неблагополучных семей // МНКО. 2016. №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения: 16.01.2025).
Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 274 с.
Иванова, Н.П. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. – 2015. – №2. – С. 4-7.
Корчагина Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска социального сиротства: метод. пособие. М.: МГПИ, 2011. - 140 с.
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269с.
Мартынова, М.С. Социальная работа с детьми «группы риска» / М.С. Мартынова. М: Социальный проект, 2023. – 272 с.
Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2002. 192 с.
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004. – 256 с.
Охотникова, Е. В. Социально–педагогическая поддержка подростков группы динамического наблюдения в деятельности социального педагога общеобразовательной школы / Е. В. Охотникова // Студенческая наука и XXI век. – 2019. – № 13. – С. 157– 159.
Ушакова, Т.А. Социально-педагогическая адаптация детей из неблагополучных семей / Т.А. Ушакова. – Хабаровск, 2019. – 158 с.
Шульга, Т.И., «Работа с неблагополучной семьей»: учебное пособие / Т.И. Шульга. – Москва : Дрофа, 2005. – 254 с.
Яничева, Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки. / Т. Г. Яничева // Журнал практического психолога. – 1999. – № 3. – С. 101-120.