Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день одной из самых актуальных тем современной педагогики и психологии является профилактика и коррекция нарушений в поведении младших школьников, которые влияют на учебный процесс и на окружающих его людей.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе выдвинули ряд проблем, одной из которой является отклоняющееся поведение детей и подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением.
Особую тревогу вызывает проникновение различных видов девиации в среду младших школьников, что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его адаптации и социализации в обществе. В связи с этим возрастает роль профилактической деятельности учителя начальных классов, который является референтным лицом для школьника и его семьи.
Проблемой отклоняющегося поведения занимались ученые разных наук А.А. Александров, В.С. Афанасьев, Л.С. Выготский, М.А. Галагузова, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Змановская, И.В. Маточкин, Ю.А. Клейберг Р.В. Овчарова, и др.
Начальная школа является достаточно сложным этапом в жизни ребенка, что связано с изменением привычного режима дошкольного учреждения на режим школьного обучения. Данный процесс сопровождается вхождением ребенка в новый вид познавательной деятельности – учебную.
Происходит изменение требований взрослых к ребенку, меняется привычный круг социальных отношений в начальной школе. Дети достаточно часто сталкиваются с повышенными ожиданиями взрослых в отношении соблюдения норм поведения, постоянного внимания к своей персоне и социальной интеграции. Период адаптации к школе у ребенка сопровождается повышенной утомляемостью и возбудимостью нервной системы, что зачастую приводит к появлению отклоняющегося поведения в отношении детей и взрослых со стороны ребенка как способа психологической защиты.
О значении школьной обстановки для социализации детей и её влиянии на профилактику нарушения поведения, учащихся рассуждали такие исследователи, как Б.Н. Алмазов, В.С. Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, В.В. Лозовой, И.А. Невский и В.Г. Степанов.
В ряде исследований, посвященных вопросам поведения детей и его корректировки, подчеркивается важность решения этой проблемы. Однако, проблема профилактики поведенческих нарушений в образовательном и воспитательном процессах, не достаточно разработана.
Актуальным является необходимость в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении своевременной профилактики нарушений поведения
Цель исследования: проанализировать этапы профилактики нарушений поведения у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения и разработать рекомендации по предотвращению нарушений поведения младших школьников.
Объект исследования: поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: профилактика нарушения поведения детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть формы и методы профилактики нарушения поведения младших школьников.
3. Проанализировать методы диагностики нарушений поведения младших школьников
4.Разработать рекомендации по профилактике нарушений поведения младших школьников в условиях образовательного учреждения.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого - педагогической литературы;
экспериментальные: диагностика, наблюдения, количественный и качественны анализ результатов исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, а составленную программу непосредственно в самой работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что многие дети сталкиваются с различными проблемами и трудностями, среди которых расстройства поведения занимают ключевое место. В то же время, в области психолого-педагогической литературы нам не удалось найти четкое определение данного понятия и классификацию нарушений поведения у детей младшего школьного возраста.
По данным справочной психологической литературы, поведение можно охарактеризовать как психологические и физические способы взаимодействия, учитывающие нормы, принятые в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В этом контексте отклонения в поведении трактуются как устойчивые, повторяющиеся действия или поступки, которые в основном выражают агрессивные, деструктивные тенденции и связаны с широко распространенной дезадаптацией [2].
Основными диагностическими признаками нарушений поведения служат случаи побегов из дома, кражи, обман, пропуски занятий, вовлеченность в поджоги, акты вандализма, агрессивные действия по отношению к людям, разрушение чужого имущества, а также физическое или сексуальное насилие и жестокое обращение как с людьми, так и с животными. [4].
Исследования, проведенные педагогами и психологами, такими как Г.Г. Бочкарева, Г.М. Миньковский, Д.И. Фельдштейн и другими, показывают, что причиной отклонений в развитии и поведении детей зачастую становятся недосмотр и недостаточное внимание в семье, психологическая изоляция в классе, неблагоприятная микроокружение, а также ошибки и недостатки в воспитании как в семье, так и в образовательном учреждении.
Безнадежность в семейной среде часто возникает из-за того, что родители слишком поглощены работой или собственными интересами, не умеют устанавливать связь с ребенком и поддерживать с ним конструктивный диалог, таким образом, уклоняясь от своих воспитательных обязанностей.
Дети, находящиеся в психологической изоляции и не обладающие авторитетом среди сверстников, часто проявляют отклонения от школьных норм и установленных правил. В результате ослабляется или исчезает влияние моральных норм, что вызывает неуважительное или агрессивное поведение по отношению к другим членам коллектива, а также не интерес к учебе. В их личностных качествах также происходят значительные изменения.
Таким образом, семейная безнадзорность и влияние психологической изоляции на детей могут существенно повлиять на их поведение и общение в обществе, а также на их отношения с окружающими [4].
Наблюдение дурных примеров, общение с безнравственными людьми, с лицами, имеющими примитивные потребности и отсутствие стремлений, с сверстниками, которые не желают обучаться, как известно, расшатывают представления ребенка о собственных обязательствах, взгляды на человеческие ценности, нормы поведения. На такой основе легко образуются отрицательные черты характера и обусловленные ими формы поведения.
Из ошибок семьи, которые способствуют, например, появлению у школьника таких качеств как недисциплинированности, агрессивности, упрямства, следует назвать отсутствие единства в требованиях отца и матери, потакание капризам и прихотям ребенка, применение физических мер наказания, увлечение авторитарными методами воспитания.
Существуют несколько ошибок в семье, которые могут способствовать развитию у школьника таких характеристик, как недисциплинированность, агрессия и упрямство. К ним относится отсутствие согласованности в требованиях со стороны родителей, потакание капризам ребенка, применение физического наказания, а также склонность к авторитарным методам воспитания.
С точки зрения деструктивной направленности различают следующие нарушения поведения:
1. Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. Согласно вышеуказанным общим диагностическим критериям, у детей с таким типом нарушений наблюдается преобладание агрессии как в вербальном, так и в физическом отношении. Чаще всего агрессия направлена против взрослых и близких. Такие дети проявляют тенденцию к враждебному поведению, использованию оскорбительных слов, наглости, непослушанию и негативизму по отношению к взрослым. Также у них наблюдаются постоянные случаи лжи, пропусков занятий и вандализма [5].
Дети с данным типом нарушений, как правило, не стремятся скрывать свое антисоциальное поведение. Они часто начинают вступать в сексуальные отношения уже в раннем возрасте, а также употребляют алкоголь, наркотики и курят. Агрессивные формы антисоциального поведения могут проявляться через хулиганство, физическую агрессию и насилие по отношению к своим сверстникам. В более тяжелых случаях наблюдаются такие проявления, как дезорганизация поведения, воровство и применение физической силы.
Большинству детей, относящихся к типу одиночных агрессоров, присуща низкая самооценка, хотя они могут иногда создавать образ «крутого» человека. Интересно, что они ни разу не становятся защитниками других, даже если это будет им на руку. Их эгоизм проявляется в желании использовать окружающих в своих интересах, не проявляя при этом стремления к взаимной поддержке. Они не заботятся о чувствах, желаниях или благосостоянии людей вокруг себя.
Периодически они испытывают чувство вины или угрызения совести из-за своего бесчувственного поведения, пытаясь свалить ответственность на окружающих. Эти дети не только сталкиваются с непропорциональной фрустрацией, особенно когда речь идет о потребностях в зависимости, но также совершенно не поддаются никаким дисциплинарным мерам. В то же время, одной из ключевых черт такого агрессивного поведения является его индивидуальный, а не коллективный характер [7].
2. Нарушения поведения – групповой агрессивный тип.
Основной характеристикой, присущей доминирующему поведению, является агрессия, которая в основном проявляется в виде коллективной активности среди друзей.
Такое поведение всегда наблюдается вне стен дома. Оно включает в себя прогулы, акты разрушительного вандализма, проявления серьезной физической агрессии или нападения на других. Прогулы, кражи, а также различные мелкие правонарушения и антисоциальные действия становятся скорее нормой, чем исключением [9].
Необходимой и устойчивой динамической чертой такого поведения является значительное воздействие сверстников на действия детей, а также их высокая потребность в принадлежности, что выражается в желании быть частью группы. В связи с этим, дети с указанными нарушениями, как правило, формируют дружеские отношения с ровесниками. Они часто проявляют заботу о благосостоянии своих друзей или одногруппников и крайне редко стремятся их осуждать или доносить на них.
3. Непокорность и непослушание.
Ключевой характеристикой нарушений поведения, проявляющихся в непокорности и непослушании, является провокационное поведение, сопровождающееся негативизмом, враждебностью и конфликтностью, зачастую направленные против авторитетных фигур, таких как родители или учителя. Хотя подобные действия могут наблюдаться и в других формах расстройств поведения, они не включают более серьезные акты насилия по отношению к другим. Для диагностики этого типа нарушений поведения используются следующие критерии: импульсивность, раздражительность, как явное, так и скрытое сопротивление требованиям окружающих, уязвимость и недоверчивость, недоброжелательность и стремление к мести, а также конфликтный характер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков / А.А. Александров. – М.: 2021.– С. 51–59.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Издательский дом ПЭРСЭ 2018. 364с.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр 2019. - 96с.
4. Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников /Автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: 2020. – 36 с.
5. Божович Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста// Божович Л. И. / Под ред. Д. И. Фельдштейна — Издание 2-е стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК» 2017. – С. 22-54
6. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: ГИЦ ВЛАДОС 2021. - 268с
7. Бреслав, А.Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / А. Г. Бреслав – М.: Педагогика, 2016 – 140 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого социального института 2022. - 432 с
9. Венар Ч. Психопатология развития детского и возраста / Ч. Венар. – СПб. 2017. – 147с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: 2020. – 346 с.
11. Глинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие/ Я.И. Глинский, В.С. Афанасьев - СПб: Филиал ИС РАН 2018. - 167 с.
12. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций для ВУЗов / Н. Ф. Дивицына. – М.: Владос, 2018 – 351 с.
13. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / И.В. Дубровина. – СПб. 2019. – 189 с.
14. Зинченко, В.П. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М: Педагогика-Пресс, 2019. -440 с.
15. Кирдяшкина, Н.С. Как работать с детьми с отклонениями в поведении. / Н.С. Кирдяшкина, - М: Педагогика, Саранск, 2022 – 174 с.
16. Ковальчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос 2020. - 288 c.
17. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для СПО / под ред. Г.Ф. Кумариной - 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательство Юрайт, 2021. - 285с.
18. Липунова, О. В. Психология, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения/ О. В. Липунова. – Комсомольск-на- Амуре: Изд-во Комсом. -на-Амуре гос. пед. ун-та, 2018 – 66 с.
19. Минин Анатолий Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи: моногр. / Анатолий Минин. - М.: Прометей 2022. - 607 c.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия» 2019. – 656 с.
21. Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики, под общ ред. М.П. Осиповой. - Брест: БрГУ, 2021. - 107 с.
22. Петрова, Л. И. Ребенок группы риска. Откуда берутся трудные дети / Л. И. Петрова. – Феникс – Москва, 2013 – 352 c.
23. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2019. - 384 с.
24. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта 2019. – 628 с.
25. Селецкий А. И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением: учебное пособие / А. И Селецкий, С. А Тарарухин. – Киев 2013. - 156с
26. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для С69 студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 416 с
27. Сурикова, М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности / М. Д. Сурикова // Молодой ученый. — 2018 — №4. — С. 607-609. —
28. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс / Е. Б. Усова; Минск 2010. - 180 с
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. https://shsazonovskayar19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf
30. Формы и методы профилактики детской и школьной агрессии. Научно-методические рекомендации: Н.М. Платоновой. - СПб. 2021. - 320 с
31. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. - М., 20018 – 214 с.
32. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, Дашков и К, 2022 – 244 с.
33. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения /А. В. Хомич. – Ростов н/Д: Феникс, 2020 – 358 с.
34. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт 2014. – 575 с.
35. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста 2019. - 336с.