Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования влияния семейного климата на формирование гендерных ролей у детей обусловлена тем, что семья является основным институтом социализации, где закладываются представления о гендерных ролях.
Гендерные роли — это набор норм и ожиданий, связанных с поведением мужчин и женщин. В современном мире, где гендерные стереотипы пересматриваются, важно понять, как семейный климат влияет на формирование этих ролей [2, с. 312].
Семейный климат включает эмоциональную атмосферу, стиль воспитания и распределение ролей, что существенно влияет на восприятие детьми своих гендерных ролей.
Эмоциональная поддержка в семье способствует развитию уверенности и разнообразных гендерных идентичностей, в то время как конфликты могут затруднять принятие себя. Семья также является источником гендерных стереотипов, которые передаются через поведение родителей. Дети, наблюдая за традиционными ролями, могут усваивать их как норму.
Однако в последние годы наблюдается стремление к равноправному распределению обязанностей, что может способствовать формированию более гибких представлений о гендере.
Важно учитывать, что влияние семейного климата варьируется в зависимости от культурных и социальных факторов. Внешние факторы, такие как образование и СМИ, также играют роль, но именно семья закладывает основы восприятия гендерных норм.
В условиях глобализации знание о влиянии семейного климата на гендерные роли становится важным для разработки программ воспитания, направленных на формирование равноправных отношений.
Понимание влияния семейных отношений на восприятие гендерных норм поможет в поддержке равноправия и разнообразия в гендерных идентичностях, что особенно актуально для формирования будущих поколений, способных к конструктивному взаимодействию и уважению к различиям.
Объект исследования: гендерные роли детей.
Предмет исследования: семейный климат в формировании гендерных ролей.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически проверить влияние семейного климата на формирование гендерных ролей у детей.
Гипотеза исследования: семейный климат, характеризующийся поддерживающей и открытой эмоциональной атмосферой, а также демократическим стилем воспитания, способствует формированию у детей более гибких и равноправных гендерных ролей, в то время как авторитарный стиль воспитания и негативная эмоциональная атмосфера приводят к усвоению традиционных гендерных стереотипов и ограничивают возможности самовыражения и выбора гендерной идентичности.
Задачи исследования:
1. Изучить гендерные особенности детей.
2. Рассмотреть классификацию семей и их влияние на формирование гендерных ролей у детей.
3. Провести эмпирическое исследование влияния семейного климата на формирование гендерных ролей у детей.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация, тестирование.
База исследования: исследование проводилось на базе… в нем приняло участие человек.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Пол определяет биологическую принадлежность индивида и его физиологические характеристики. При рождении ребенка его классифицируют по половому признаку: мальчик или девочка. После этого он вступает в семью и общество, где начинает процесс развития и социализации, приобретая знания, навыки и умения. В ходе этого процесса к ребенку начинают предъявляться определенные требования и ожидания, связанные с его половой идентичностью. Он оказывается в культурном контексте, в котором, подобно тому, как осваивает навыки ходьбы, питания и речи, начинает осваивать и систему гендерных норм и знаний [5, с. 67].
С раннего возраста девочек подготавливают к ролям домашних хозяек и матерей, обучая их быть покладистыми, привлекательными и заботливыми. В то же время мальчиков готовят к роли защитников, приучая их терпеть, не плакать, не выражать эмоции и проявлять силу. Этот комплекс ожиданий, предъявляемых к мальчикам и девочкам, формирует социальные нормы поведения и внешнего вида, которые общество предписывает мужчинам и женщинам. Таким образом, надстройка, связанная с биологическим полом, и называется гендером.
До возникновения дисциплины гендерных исследований существовало представление о том, что социальное поведение является биологически детерминированным, то есть мальчики и девочки ведут себя определенным образом исключительно на основе своей биологической природы. Однако осознание того, что бинарное деление норм, конструируемое обществом, не совпадает с биологическими характеристиками, стало основой для развития гендерных исследований в 1960–1970-х годах. В этот период в социальных науках активно развивалось направление социального конструктивизма, которое основывается на идее о том, что человек обладает активным сознанием, и вся социальная реальность зависит от того, каким образом это сознание формируется, а также от знаний и норм, которыми руководствуется индивид. Гендерные отношения и соответствующая "гендерная надстройка" являются социально сконструированными, а не биологически предопределенными параметрами поведения. Это означает, что они могут не соответствовать строго бинарной системе гендерных образцов, привязанной к разделению на мужской и женский пол, и могут изменяться со временем [12, с. 78].
Понятие гендерных ролей относится к социальным и культурным ожиданиям, связанным с поведением, обязанностями и правами мужчин и женщин в обществе. Гендерные роли формируются под воздействием различных факторов, включая традиции, культурные нормы и социальные структуры. Они определяют, как индивиды должны вести себя в зависимости от их половой принадлежности, и влияют на множество аспектов жизни, включая семью, трудовую деятельность, образование и межличностные отношения. Гендерные роли имеют значительное значение в обществе, поскольку они помогают структурировать социальные взаимодействия и формируют ожидания относительно того, как мужчины и женщины должны выполнять свои роли. Однако эти роли могут быть ограничительными и способствовать поддержанию стереотипов, что в свою очередь может приводить к гендерному неравенству. В современном мире наблюдается изменение в восприятии гендерных ролей, что связано с ростом феминистских движений, изменением социальных норм и увеличением возможностей для самовыражения. Это изменение открывает новые горизонты для понимания гендера и способствует более, равноправному обществу, где индивиды могут свободно выбирать свои роли, не ограничиваясь традиционными ожиданиями [10, с. 190].
Гендерные особенности детей включают три ключевых аспекта:
1. Когнитивный аспект — ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу и формирует представления о типичном ролевом поведении, соответствующем этому полу.
2. Эмоциональный аспект — включает полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценки и проявление эмоций, что связано с формированием черт маскулинности и феминности.
3. Поведенческий аспект — подразумевает усвоение типичных для своего пола моделей поведения. Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития его самосознания [13, с. 45].
Осознание своей половой принадлежности играет важную роль в развитии личности. Чувство идентичности со своим полом и стремление поддерживать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий способствуют основополагающим позитивным достижениям в личностном развитии. Важно развивать дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков, учитывая их психофизиологические особенности.
Значительный вклад в решение данной проблемы внесла Т. В. Бендас. В своем учебном пособии, которое впервые представляет новую область психологической науки — гендерную психологию, она на основе многочисленных отечественных и зарубежных исследований сравнивает различные проявления психики и поведения у девочек и мальчиков, женщин и мужчин.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашурова Г.О. Психологический климат в семье// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. №7. С. 59 – 61.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2007. 789 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм, 2021. 320 с.
4. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М.: Изд-во МГУ, 2020. С. 201-215.
5. Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2012. 510 с.
6. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018. 208 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
8. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов // Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2022. 256 с.
9. Доронова Т. Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 3. С. 3-6.
10. Дусказиев Ж. Г. Гендерная психология: учебное пособие. Красноярск: Красноярский государственный педагогически университет им. В. П. Астафьева. 2010. 108 с.
11. Захарова, И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка / И. В. Захарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3088/ (дата обращения: 16.01.2025)
12. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета СПб., 2017. С. 9-33.
13. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 2021. 184 с.
14. Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2016. С. 406–412.
15. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
16. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2023. 403 с.
17. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. М., 2015. С. 763-776.
18. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Гендерная социализация подростков // Мир образования − образование в мире. 2017. № 1. С. 131-138.
19. Столярчук, Л. И. Гендерное образование: учеб. пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук . Краснодар, Просвещение-Юг, 2011. 386 с.
20. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2022. – 256 с.