Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования внеклассной работы по географии 4
1.1. Определение и цели внеклассной работы по географии 4
1.2. Задачи и педагогические требования к организации краеведческой работы 7
1.3. Особенности краеведческой работы в школе 10
Глава 2. Формы и методы организации краеведческой деятельности со школьниками 14
2.1. Формы краеведческой деятельности 14
2.2. Содержание внеурочной краеведческой работы по географии на примере Артемовского района 19
2.3. Методические рекомендации по организации внеклассной краеведческой работы по географии 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 33
Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим в качестве примера экскурсионного маршрута по Артемовскому району Свердловской области «Загадки Мантурова камня». Экологический туристический маршрут «Загадки Мантурова камня» призван познакомить с природными и историческими достопримечательностями села Мироново и деревни Липино (Артемовский городской округ).
Скала «Мантуров камень» — памятник природы областного значения, красивейшее и любимое место отдыха. С вершины камня можно оценить исключительные виды на реку Реж и ее окрестности.
Кроме того, предполагается знакомство с районом деревни Липино, где над речными просторами открывается вид на скалу «Тигровая голова», её очертания напоминают причудливую звериную маску тигра. Следует рассказать школьникам о реликтовых растениях, занесенных в Красную книгу РФ.
Конечно, нужно рассказать о Липинском логе, который включает в себя скалы с окаменелостями животных каменноугольного периода. Эти древности, при тщательном исследовании, можно определить и даже – подержать в руках.
Ученикам следует рассказать, что рядом с селом Липино проходил «Калмацкий брод», по которому в 17 веке возили соль из Калмацкой степи, по этой же дороге шли богомольцы в Верхотурье. Экскурсантам можно показать старинный Липин ключ, предложить посетить место бывшей деревни Забегалово, которая известна со времени зарождения Ирбитской ярмарки.
Такой маршрут сочетает в себе элементы спортивного экстрима и познавательного туризма. Кроме лазания по горным кручам и изучения местных достопримечательностей, можно сделать перерыв на отдых в ресторанно-гостиничном комплексе «Усадьба», где можно пообедать.
По итогам экскурсии в рамках внеклассного мероприятия можно провести интеллектуально-познавательную игру «Город Артемовский» и включить вопросы не только общего характера, а связанные с материалом экскурсии. Целью игры является развитие новых форм интеллектуального досуга молодёжи, развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Артемовского, вырабатывание краеведческих знаний, создание условий для повышения интеллектуального и культурного уровня обучающихся, расширение кругозора школьников.
Внеклассное мероприятие представляет собой развивающую игру для обучающихся 7- 8 классов общеобразовательных учреждений различного типа, в которой в доступной форме даны не только вопросы туров, но и комментарии на наиболее сложные из них.
Содержание игры ориентировано на освоение информационного материала историко-краеведческого характера. Предложенные вопросы выходят на раскрытие хронологических, географических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников. При составлении вопросов использовался краеведческий материал по Артемовскому району. Пример заданий представлен в Приложении.
Краеведческое направление вызывает безусловный интерес среди подростков. Ребята активно участвуют в различных мероприятиях, разрабатывают проекты по краеведческому направлению. Так, например, в 2022 году Артемовские школьники приняли участие в создании проектов развития малой родины и положительных перемен в ней.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – 125 с.
2. Альмушева, Е. Н. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11953/ (дата обращения: 15.01.2025).
3. Амангалиева А. А., Занозина Н. В. Особенности внеурочных форм обучения географии //Географические науки и образование. – 2018. – С. 17-20.
4. Анастасова А. С., Летярина Н. Ю. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ //Трешниковские чтения-2021 Современная географическая картина мира и технологии географического образования. – 2021. – С. 92-93.
5. Бердникова Д. М. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ //География и безопасность жизнедеятельности-традиции и инновации в педагогическом образовании. – 2019. – С. 149-151.
6. Бутов, А. В. Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования / А. В. Бутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 391-394. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74837/ (дата обращения: 15.01.2025).
7. Васильев Г. Н. Организация внеклассной работы по краеведению //Исследователь/Researcher. – 2014. – №. 1-2. – С. 70-94.
8. Дмитрук Н. Г. Организация учебных краеведческих экскурсий //Колпинские чтения по краеведению и туризму. – 2018. – С. 199-203.
9. Егорова З. Е., Протодьяконов К. Е., Захарова А. Г. КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ ПО ГЕОГРАФИИ //Редакторы. – 2019.
10. Еникова В. Ф. ВНЕКЛАССНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ГЕОГРАФИИ //MINISTRY OF EDUCATION OF REPUBLIC OF BELARUS BELARUSSIAN STATE UNIVERSITY Geography faculty SA “Belarusian geographic society». – 2010. – С. 244.
11. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М.: Просвещение, 1972. – 136 с.
12. Каримов Р. Э. Школьная внеклассная краеведческая работа в патриотическом воспитании учащихся //Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2019. – №. 4 (61). – С. 171-176.
13. Коршунов М. Ю., Курдюкова О. Н. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 79-4. – С. 64-66.
14. Крыжановский И. О. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОРАФИИ //Современные проблемы географии. – 2019. – С. 90-93.
15. Кулигина Л. В. Краеведческое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе по географии //Известия Алтайского отделения Русского географического общества. – 2013. – №. 1 (34). – С. 76-78.
16. Патрушева Е. А. Краеведческая деятельность подростков: история развития, виды, формы //Вестник культуры и искусств. – 2006. – №. 2 (10). – С. 45-53.
17. Погорелова Н. А., Чиркова И. А. К вопросу о внеклассной работе по географии: задача и формы направления //Наука и мир. – 2018. – Т. 2. – №. 1. – С. 67-68.
18. Прокопцева М. Р. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ //Международный конкурс курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ" Research work-2021". – 2021. – С. 6-9.
19. Репринцева Ю. С. Формирование ценностных ориентаций старших подростков в процессе внеклассной краеведческой работы в школе //Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2011. – №. 4. – С. 74-83.
20. Санарова Т. А. Краеведческий поход выходного дня как форма краеведческой деятельности в школе //Science Time. – 2015. – №. 11 (23). – С. 493-498.
21. Ткачев И. И., Овчинников А. А. ОСОБЕННОСТИ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ //Современные проблемы географии. – 2022. – С. 124-126.
22. Туребеков Н. С., Жакупов А. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе //Reviews of Modern Science. – 2024. – №. 5.
23. Чиркова И. А., Погорелова Н. А. Роль и значение внеклассной работы по географии //Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. – 2017. – С. 50-52.
24. Щербакова Р. Я. Внеклассная работа по географии //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2017. – №. 5-3. – С. 130-131.
25. Эфендиева Ш. Т. Система краеведческой подготовки студентов-географов в дагестанском педуниверситете //Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2013. – №. 1. – С. 74-75.