Фрагмент для ознакомления
2
Социальное развитие — это сложный и двойственный процесс, в котором сосуществуют социализация и индивидуализация как два взаимосвязанных механизма. Социализация включает освоение норм и правил общества, а индивидуализация — процесс самопознания и осознания своей идентичности. В процессе социального развития происходит превращение социального опыта в личные ценности и установки, где индивид становится активным участником[16].
М. А. Галагузова описывает социализацию как процесс «вхождения» ребёнка в сообщество, в ходе которого он осваивает социальный опыт (знания, ценности, правила поведения). Этот процесс важен для формирования полноценного члена общества, хотя также подвержен влиянию различных спонтанных факторов окружающей жизни [16].
Л. В. Мардахаев подчёркивает, что социализация включает усвоение языка, социальных ценностей и культурного опыта, что способствует не только индивидуальному развитию, но и обогащению общественных связей [50].
А.В. Мудрик рассматривает социализацию как общий процесс, охватывающий все жизненные этапы и реализующийся через усвоение культуры и норм общества [2]. В соответствии с психологическими исследованиями, социализация рассматривается как процесс и результат усвоения социального опыта и системы взаимодействий.
По мнению А. В. Мудрика, процесс социализации состоит из четырёх компонентов:
стихийная социализация в результате взаимодействия с окружающей средой;
относительно направляемая социализация, где государственные меры влияют на развитие ребёнка;
контролируемая социализация через создание условий для воспитания;
сознательное самоизменение индивида, нацеленного на личностное совершенствование.
Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения знаний и норм, позволяющих адаптироваться к обществу [1].
Дошкольный возраст является ключевым периодом социализации, когда происходит интенсивное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры и формируется личность [3]. Л.В. Коломийченко подчёркивает социальное воспитание как организованный процесс, направленный на интеграцию индивида в социальную культуру [8].
Основные механизмы социального развития детей дошкольного возраста включают:
социальную ориентацию;
эмоциональную идентификацию;
подражание;
нормативную и индуктивную регуляцию.
Эти механизмы напрямую влияют на уровень социального развития дошкольников. Таким образом, следует подчёркивать значимость организации разнообразной деятельности наряду с задачами личностного роста детей. В педагогических исследованиях социально значимые качества понимаются как характеристики, необходимые для полноценной жизни в общественных и культурных условиях [И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева и др.].
В статье И.А. Фукаловой «Развитие социальных качеств личности ребёнка дошкольного возраста» рассматриваются ключевые аспекты социальных навыков у детей, такие как коммуникативные способности: активность в общении, умение слушать и понимать речь, создание взаимодействий в зависимости от ситуации и лёгкость в налаживании контактов с окружающими. Педагоги и психологи выделяют ряд значимых качеств, способствующих успешной адаптации ребёнка в обществе. К ним относятся самостоятельность, активность в отношениях с окружающими, инициативность, стремление к лидерству, самоконтроль, способность к самооценке и регулированию своих действий, а также коммуникабельность и эмпатия [60].
Дошкольники старшего возраста испытывают потребность в самоутверждении и признании своих возможностей взрослыми. Это стало одной из образовательных задач — формирование инициативности у детей. Безусловно, поддержка индивидуальности и инициативы детей считается одним из требований для реализации образовательной программы для старших дошкольников. Необходимыми условиями являются: создание пространства для свободного выбора деятельности и участников совместного процесса; возможность решения проблем и выражения собственных эмоций и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной и т.д.). Процесс усвоения самостоятельности включает в себя умение ставить цель (или принимать её от педагога), осмысливать пути её достижения, реализовывать замысел и оценивать результат с точки зрения поставленной цели.
Игровая деятельность — это пространство, где активно проявляются все характеристики инициативного действия. Инициативные действия в игре всегда осознанны, целенаправлены и учитывают социальные рамки. Ребёнок в игровой среде легко формирует идеи и воплощает их. Через воображение возникают новые сюжеты, персонажи и их качества. Пространство трансформируется в соответствии с замыслом, а в игре дошкольник обретает опыт замысла, произвольного поведения и преодоления существующих вызовов.
Дошкольники устанавливают правила, которые сначала обсуждаются, а затем регулируют действия всех участников. Творчество в игре становится высшей формой самостоятельности, и это происходит благодаря созданию условий для творческого самовыражения в различных видах деятельности: игровой, театральной, художественной и изобразительной [5].
Однако необходимо не только развивать игровую деятельность, но и создавать условия для переноса сформированных в игре навыков в другие сферы. К таким условиям относятся: опыт удивления и проявления интереса; возможность лёгкого экспериментирования в заданных социальных рамках; поддержка социальных достижений.
Старшие дошкольники демонстрируют инициативу в свободной игре и экспериментировании, что наблюдается педагогами в группе. Но не все дети проявляют активность в познавательной или исследовательской деятельности. Важно понять, какие условия способствуют появлению этой инициативы в реальных ситуациях, а также какие технологии могут её обеспечивать в дошкольном образовании.
Познавательно-исследовательская деятельность — одна из ведущих форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на создание возможностей для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций. Можно заключить, что при наличии необходимых образовательных условий (вариативная среда, использование неструктурированного материала, работа по проектному методу и т.д.) дети показывают прогресс в формировании инициативности, и это способствует переносу навыков из игровой в предметную деятельность. Эти условиях оказывают положительное влияние на формирование инициативности как итогового образовательного результата в дошкольном возрасте.
Компетентность педагога в развитии инициативности можно разделить на три направления: 1) игровая компетентность; 2) работа с интересами ребёнка; 3) управление предметно-развивающей средой группы.
По мнению Н.Ф. Головановой, важнейшей характеристикой ребёнка в процессе социализации является его роль как носителя определённого социального опыта [5]. Деятельность, особенно игра, становится ключевым элементом в формировании социального опыта дошкольника. Однако важно отметить, что накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Таким образом, ребёнок может участвовать в образовательной деятельности и манипулировать учебными материалами, но не всегда это приводит к накоплению собственного социального опыта.
Создание необходимых образовательных условий, прежде всего, в игровой деятельности (а также в других формах активности) сможет обеспечить успешную социализацию детей. Социализация дошкольников — это сложный процесс, отражающий их потребность в общественно значимых изменениях, которые зависят от определённых знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), установки, мотивы и связанные с ними отношения (мотивационно-эмоциональный компонент) и активизацию собственного опыта (деятельностный компонент).
Таким образом, субъектами социализации можно рассматривать ребёнка, воспитателя и родителей.
Социальное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Социальные психологи, такие как Бакланова Т.И., Кудрявцев В.Т. и Новикова Г.П. [36], подчёркивают, что в условиях современного мира ребёнку все больше необходимо самостоятельно определять своё поведение в различных ситуациях, даже в раннем возрасте. Эффективная социализация, подразумевающая приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям общества, становится одним из основных аспектов жизни ребёнка и его готовности к школе.
Анализ целевых ориентиров, разработанных в соответствии с федеральными образовательными стандартами, показывает, что социальное развитие дошкольника включает две ключевые области: социально-коммуникативную и познавательную. Первая относится к восприятию ребёнком самого себя и других людей, тогда как вторая охватывает общее отношение к окружающему миру. Таким образом, основная задача дошкольного образования заключается в социализации ребёнка, что подразумевает приоритет в развитии социальных качеств личности в процессе воспитания и обучения.
Недавние изменения в социальной жизни России вызвали новые тенденции в совершенствовании дошкольного образования. Произошли изменения в потребностях родителей, возросли требования к будущим первоклассникам, и появилось множество новых программ для обучения и воспитания. Однако на сегодняшний день наблюдается нехватка современных технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. В детских садах акцент часто ставится на когнитивное развитие, что может негативно сказываться на социально-личностном аспекте воспитания.
Текущая ситуация затрудняет эффективное формирование личностных качеств, которые требуют разнообразных ситуаций и форм активности. Дети должны иметь возможность соотносить своё поведение с требованиями окружающих и актуализировать свои психологические ресурсы в контексте общения и взаимодействия.
Детский сад выступает как единственное пространство, где ребёнок может без страха проявлять свою инициативу, самостоятельность и взаимодействовать с разновозрастными сверстниками через различные виды деятельности. Вся жизнь ребёнка в саду должна быть направлена на его личностное развитие и взаимодействие с другими. Это требует кардинального изменения подхода к образовательному процессу — основная задача в предоставлении условий для социального развития.
За последнее время было предложено множество методик и программ, посвящённых социализации дошкольников, рассматривающих содержание социальных навыков и знаний. Однако лишь некоторые из них охватывают изменения в подходах к повседневной жизни детей в детском саду.
Анализ существующих программ дошкольного образования позволяет оценить возможности реализации различных направлений социального развития и формирования необходимых социальных качеств, таких как сотрудничество, забота о других, инициативность, самостоятельность и социальная адаптированность. Для достижения успешного результата в социальном развитии детей необходима целостная педагогическая система, построенная на разнообразных методологических и педагогических подходах.
В соответствии с федеральными государственными стандартами и психологической литературой, ключевыми личностными качествами выделяются самостоятельность, инициативность и ответственность. Рассмотрим исследования педагогов, вовлечённых в разработку примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» и их подходы к социализации, направленной на эффективное формирование необходимых качеств личности у дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа [Текст] / Г.В. Акопов. – Самара, 2002. – 206 с.
Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] / А.К. Бондаренко. - М., Просвещение, 2009. - 112с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2011. - 536с.
Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М., 2010. – 206 с.
Зацепина, М.Б. Интегрированные развлечения в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина, Л.В. Быстрюкова, Л.Б. Липецкая. - М., 2011. - 110с.
Карпова, Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 3-7 лет [Текст] / Ю.В. Карпова. – М. : Вентана-Граф., 2015. – 386 с.
Кравцова, Е.Е. Тропинки игры: методическое пособие для педагога [Текст] / Е.Е. Кравцова.– М. : Вентана-Граф., 2015. – 127 с.
Кудрявцев, В.Т. Креативный потенциал дошкольников и его диагностика: пособие для психолога [Текст]/ В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф.,2015. – 206 с.
Макаренко, А.С. Игра. [Текст] /А.С. Макаренко. - М., 2012. - 208с.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2010-2020 годы»
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» [Текст] / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана- Граф., 2015. – 453 с.
Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб. - метод. пособие [Текст] / А.Г. Самохвалова. – СПб., 2011. – 172 с.
Санитарно-эпидемиологические требования к ДОУ СанПин 2.4.1. 2660-10 от 22 июня 2010г. №91 от 20.12.2010.
Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М., 2002. – 93с.
Субетто, А.И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / В.И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. – С. 11–18.
Сыренский, В.И. Психофизиология здоровья [Текст] / В.И. Сыренкский, Е.А. Родина. – СПб., 2008. – 94 с.
Хмельницкий, Г. От «информационного процессора» к Мастеру коммуникаций [Текст] / Г. Хмельницкий. – М., 2006. – 179 с.
Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием [Текст] / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. – М., 2011. – 128 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 2010. - 360с