Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность поддержки и сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, становится всё более значимой в современном психолого-педагогическом контексте. Этой проблеме посвящены работы многих отечественных специалистов, таких как Г.А. Бутко, Н.Ю. Борякова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко, М.А. Касицыной, В.И. Лубовского и И.Ф. Марковской, а также зарубежных учёных, включая М. Доулинга и Л. Долана.
Одной из центральных тем обсуждения является процесс обучения и воспитания детей. Исследования подчёркивают необходимость поддержки всех участников образовательного процесса, особенно тех, кто взаимодействует с детьми из группы риска – государственных служащих, педагогов, а также родителей. При этом, родители часто оказываются в непростой ситуации. Поскольку они не обладают теми же навыками и знаниями, что и специалисты (педагоги, психологи, медики), их возможности для решения возникающих проблем часто ограничены, что приводит к чувству вины за сложившиеся обстоятельства.
Исследователи отмечают существующие организационные сложности, возникающие в процессе общения родителей с педагогами и психологами, а также в вовлечении родителей в образовательные мероприятия. Часто родители испытывают нехватку свободного времени для занятий с детьми и не чувствуют уверенность в своих силах, что говорит о необходимости создания комплексной системы взаимодействия между образовательным учреждением и семьёй, целью которой станет психолого-педагогическая поддержка родителей.
Разнообразие форм сотрудничества с родителями предоставляет возможность углубить их интерес к вопросам воспитания, стимулировать желание развивать педагогические знания и творческие способности. Эффективная реализация психолого-педагогического сопровождения родителей в рамках ФГОС требует следующих условий: готовности родителей к совместной работе с педагогами, вовлеченности родителей в образовательный процесс, установления общих целей и задач, разработки содержания сопровождения, а также обеспечения материальных условий для этого взаимодействия.
Таким образом, для успешной реализации взаимодействия необходимо учитывать позицию родителей и педагогов, их готовность к предоставлению психолого-педагогической поддержки. Результаты такой поддержки могут проявляться в улучшении отношений родителей с детьми, осознании значимости родительской роли в воспитании и формировании позитивного мышления относительно решения воспитательных задач. В данной ситуации цифровая образовательная среда способна значительно облегчить процесс организации психолого-педагогической поддержки и справиться с проблемами, возникающими при этом. Современные ресурсы для создания массовых открытых онлайн-курсов (МООК) открывают новые горизонты для внедрения в процесс сопровождения родителей детей дошкольного возраста.
Тем не менее, на текущий момент отсутствуют программы, направленные на систематическую и обоснованную поддержку родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Это порождает противоречие между необходимостью в практической реализации психолого-педагогической помощи и отсутствием конкретных программ и планов занятий для оказания этой поддержки. Данная ситуация и формирует основную проблематику исследования: какое влияние оказывает психолого-педагогическая поддержка на родителей детей дошкольного возраста? Этот аспект требует более детального изучения.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической поддержки родителей и их детей дошкольного возраста в цифровой образовательной среде.
Объект исследования: родители и дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия, способствующие улучшению психолого-педагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Гипотеза исследования: Психолого-педагогическая поддержка будет способствовать развитию педагогических навыков родителей, если будет:
- проведена диагностика детско-родительских взаимоотношений, определены запросы и уровень компетенции родителей;
- разработана программа, включающая практические задания для родителей;
Задачи исследования
1. Проанализировать существующую литературу по теме психолого-педагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений и запросы родителей на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения.
3. Разработать программу поддержки родителей, которая будет включать бесплатный массовый открытый онлайн-курс.
Методы исследования включают анализ научных работ, синтез информации, использование индуктивного и дедуктивного подходов, социологические методы, такие как анкетирование и анализ статистических данных.
Экспериментальная база исследования В исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-7 лет из детского сада а также 30 родителей (законных представителей) старших дошкольников.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников (20 наименований) и 6 приложений. Текст работы сопроводомленных 6 таблицами и 12 рисунками.
Семья представляет собой как социальное, так и правовое явление, обладающее определёнными правами и обязанностями. С социальной точки зрения, семья представляет собой группу людей, связанных браком или родством, объединённых общим бытом и целью иметь, воспитывать и социализировать детей.
Если же рассмотреть семью через призму педагогики и психологии, становится очевидным, что она является сложной и многоуровневой системой, направленной на развитие и воспитание подрастающего поколения, а также на передача социокультурных норм и ценностей, принятых в обществе. Именно в рамках семьи формируются основные черты личности, поскольку она служит своего рода моделью общества. Семья представляет собой фундаментальную основу, на которой строится социализация индивида.
К сожалению, в наши дни наблюдается ухудшение состояния здоровья населения. Согласно данным исследований Всемирной организации здравоохранения, количество детей дошкольного возраста неуклонно растёт, среди них 10% составляют дети с физическими или психическими аномалиями. Также 3% – это дети с нарушениями интеллекта. Подобные тенденции отмечаются и в России. Как показывает работа В.В. Лебединского, количество дошкольников возросло почти в два раза по сравнению с концом прошлого века, и наблюдается стабильный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.[6]
Дети с проблемами здоровья на этапе дошкольного возраста сталкиваются с трудностями в освоении образовательных программ, особенно в сравнении с их здоровыми сверстниками. Это связано с нарушениями различного характера, такими как расстройства слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, создаёт серьёзные препятствия для их психического развития.
Изучением семейных отношений и взаимосвязей в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, занимались такие исследователи, как Е.И. Казакова, Е.С. Гринина, В.Я. Титаренко, Т.Ф. Рудзинская, Л.М. Шипицына и другие. За последние годы внимание к данной проблеме возросло, и количество исследователей, работающих в этой области, увеличивается.[17]
Вопрос детско-родительских отношений трактуется в научной литературе как взаимосвязь между родителем и ребенком. Разные исследователи предлагают свои интерпретации данного понятия. Например, А.Я. Варга рассматривает его как сложную систему, включающую чувства, переживания, эмоции родителей и их поведенческие стереотипы в отношении ребенка. Е.О. Смирнова подчеркивает, что эти отношения имеют важное эмоциональное значение и представляют собой двойственность родительских позиций: сочетание безусловной любви с необходимостью оценивания поведения ребенка для его воспитания.
Л.Г. Саготовская выделяет шесть типов отношений родителей к своим детям, включая гиперопеку, эгоизм, восприятие ребенка как помехи, безразличие и уважение с возложением обязанностей. Гармоничные отношения, соответствующие нуждам ребенка, являются важной основой для формирования его жизненных навыков.[11]
Семья, воспитывающая детей дошкольного возраста, имеет особый статус: все её ресурсы направлены на решение проблем, связанных с подготовкой ребёнка к школе. А.М. Арутюнян выделяет четыре типа семей. Первая группа включает родителей с гиперопекой, которые искаженно воспринимают способности своих детей и чрезмерно беспокоятся о них. Во второй группе наблюдается гипопротекция: эмоциональные контакты родителей с детьми снижены, и внимание сосредоточено на болезнях ребёнка. Третья группа отличает наличие сотрудничества и поддержки между членами семьи, в то время как четвертая характеризуется репрессивным стилем общения, где авторитарное поведение родителей с негативным мировоззрением преобладает.
Таким образом, семьи с детьми дошкольного возраста сталкиваются с множеством психологических, социальных и соматических проблем. Им необходима квалифицированная и своевременная помощь специалистов.
Исследования Л.И. Божович и других ученых показывают, что между тремя и семью годами у детей формируются отношения с социумом, и недостаточная сформированность познавательных процессов может негативно сказаться на их эмоциональном, волевом и личностном развитии. Каждый ребенок унаследует свои особенности личности от родителей. Этот процесс развития у детей с ограниченными возможностями здоровья может значительно отличаться от нормального, что негативно сказывается на их социальной адаптации.[8]
К числу характерных особенностей детско-родительских отношений можно отнести:
Острую потребность детей в позитивных эмоциональных контактах с родителями и близкими.
Переориентацию детей на взаимодействие с теми, кто рядом, если родительская поддержка недостаточна.
Коммуникативные трудности у детей, когда они одни, без родительской помощи, что приводит к тревожности и агрессии.
Исследования показывают, что семьи с детьми дошкольного возраста проявляют тревожность и заинтересованность в успехах детей, при этом стремятся контролировать все аспекты их жизни, что мешает развитию самостоятельности. Однако важно, чтобы родители принимали детей такими, какие они есть, проявляя уважение к их индивидуальности и поддерживая их инициативу.
Таким образом, можно заключить, что отсутствие гармонии в детско-родительских отношениях может привести к значительным изменениям в личностной сфере ребёнка, формируя у него неадекватные качества. Задача специалиста, работающего с семьёй, воспитывающей ребёнка дошкольного возраста, заключается в выявлении родительских ошибок в воспитании и предоставлении помощи в этом сложном процессе. Как уже упоминалось, многие родители не обладают специальными знаниями о детской психологии и особенностях развития малышей, что создаёт проблемы как для них самих, так и для детей. Взрослые зачастую не понимают, как вести себя, как поддержать своё чадо, и не распознают ситуации, требующие их внимания и заботы. Эти обстоятельства могут усугубить уже существующие нарушения или задержки в развитии ребёнка.
Кроме того, современные родители сталкиваются с нехваткой временных и материальных ресурсов, что также негативно сказывается на их взаимодействии с детьми. У них просто не хватает времени, тем более на установление гармоничных внутрисемейных связей и отношений, столь необходимых для здорового развития.
В этой ситуации очевидным решением является оказание квалифицированной помощи и поддержки родителям детей дошкольного возраста. Это подразумевает организацию психолого-педагогического сопровождения, что является наилучшим способом адресовать указанные проблемы и создать условия для формирования гармоничных отношений в семье.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян А. М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. // Санкт–Петербургский образовательный вестник. 2016. С. 16.
2. Анцыпирович О. Н. Основы методик дошкольного образования: учебное пособие, М. 2018
3. Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. // Иркутск. 2017.
4. C. 104.
5. Басалаева Н. В., Захарова Т. В., Казакова Т. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. С. 199–205.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей // Питер, 2009. C. 400.
7. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. // Вестник МГУ Психология. 1985.
8. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. // Автореферат кандидатской диссертации. 1986.
9. Варга А. Я. Типы родительских отношений. // Самара. 1997.C. 88.
10. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка дошкольного возраста. // Актуальные вопросы современной педагогики. 2012.
11. Граматкина И. Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста // Вестник. 2011. № 2 C. 78– 84.
12. Казакова Е. И., Галактионова Т. Г., Пугач В. Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора. // «Академия». 2009.
13. Карасева В.П. Ролевые компетенции специалиста, сопровождающего семьи с ребенком дошкольного возраста // Сервис Plus. 2014. С. 12.
14. Макаров А. О. Педагогические условия социально– педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста. // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 102–108.
15. Крашенинникова Л. В., Тьюторское сопровождение обучающихся как процесс и его реализация в цифровой среде. // Интерактивное образование. Москва. 2018. №4. С. 19–26.
16. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: автореферат С. 21.
17. Лебединский В. В. Нарушение психического развития. // Педагогика. 2004. С. 306.
18. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Просвещение. 2008.
19. Макаров А. О. Педагогические условия социально– педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста. // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 102–108.
20. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. // Журнал практического психолога. 1998. №3. С. 51.
21. Саготовская Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. // Томск: Изд–во Универститет, 1971. С. 64.
22. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. // Учебное пособие. 2018.
23. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка : учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – Ч. 1. –160 с.
24. Соловейчик, М. С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения / М. С. Соловейчик, О. О. Харченко // Начальная школа. – 2006. – № 24. – URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200602402
25. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — Москва: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 520 с.
26. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение/С.Н. Цейтдин. Изд. стереотип. URSS. 2022. –192 с.