Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что незаметно для многих в последнее десятилетие в России было отмечено революционное видоизменение: сформировалось новое, цифровое поколение с другим входом в мир знаний и человеческих отношений. Это так же важно, как эпоха книги, эпохи радио, кино, телевидения.
Согласно статье С.Б. Цымбаленко, согласно данным массового опроса (2015 человек 10—17 лет из всех федеральных округов, сёл, больших и небольших городов), 93,1% респондентов используют Интернет независимо от места проживания. Они влияют на часть сверстников, которая осталась в стороне от этого канала коммуникации [8, с. 259].
Массовое распространение интернета кажется очевидным и тривиальным, но это становится не столь очевидным, если учесть, что, в отличие от нас, дети сегодня рождаются и живут в среде интернет-коммуникаций. Получение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать, то есть в возрасте трех-четырех лет, часто без присмотра взрослых. Для современных детей это основной, а иногда и единственный способ войти в мир знаний и общения. Ребёнок в своём развитии проходит все исторические этапы информационно-коммуникативных культур, начиная с жеста и аффектированных звуков, но в убыстренном темпе. При этом он может стать медиакультурным, а может остановиться на одной из форм.
Дети находятся под влиянием гетерогенной социальной среды, в которой представлены разные поколения медиакультур (письменной, слуховой, визуальной, компьютерной и мультимедийной). Дети могут требовать или отвергать диалог с носителями разных культур. На эти процессы влияют структура информационных каналов, их сложность и соподчиненность, а также образовательные технологии.
В науке проводятся исследования влияния гаджетов и интернета на личность. Особенно актуально изучение новых сообществ как коллективного интеллекта и моделей социальных изменений в этом направлении. Система образования, которая базируется на классном преподавании, не согласуется с коллективным пониманием мира, заставляя учителей вступать в неравную конкуренцию с высокоспециализированными ресурсами о Вселенной. В образовании важно следить за определенными обучающимися, способными понимать свой собственный темп и знания, в связи с чем представляется актуальным понятие медиаобразования.
Медиаобразование – направление в педагогике, которое выступает за изучение «закономерностей» массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Первостепенные задачи медиаобразования: подготовить юное поколение к жизни в современных информационных условиях, к постижению и осмыслению различной информации, научить человека понимать ее, осознавать следствия ее влияния на психику, овладевать способами коммуникации на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [6, с. 21].
Медиапедагоги, которые включены в систему медиаобразования и обладающие навыками медиаграмотности, являются ключевыми фигурами на всех уровнях современной системы образования, от дошкольного до высшего. Медиапедагог сегодня выступает как посредник между потоком информации и учебным предметом. Он организует диалог на специальном медиаязыке и способен выстроить логику (в широком смысле) текстового восприятия, используя методы и приемы, адаптированные к современным реалиям.
Так, например, в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) на базе Центра культуры и досуга работает «Медиашкола», центральное направление которой – освоение студентами и применение на практике техник фото- и видеосъемки, монтажа. Курс «Школа медиаведущих» и мастер-классы ориентированы на развитие творческих и коммуникативных способностей и создание условий для успешной социализации обучающихся. Ряд мероприятий, направленных на формирование и развитие медиаграмотности, осуществляется УрГПУ в форме игр. В качестве примера можно рассмотреть интерактивный проект «Социальные сети как площадка взаимодействия молодежи» (19 февраля 2018 г.), в рамках которого встретились студенты - администраторы групп социальных сетей в целях демонстрации умения привлекать контент, «владеть» и управлять им, проявить креатив и оригинальность при создании постов, заголовков. [6].
Объект исследования: деятельность медиапедагога в становлении подростка журналистом.
Предмет исследования: особенности работы медиапедагога в становлении подростка журналистом.
Цель исследования – рассмотреть роль медиапедагога в становлении подростка журналистом.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие медиапедагога и его место в медиакультуре;
-определить особенности работы медиапедагога в формировании личности подростка в журналиста.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Степень изученности проблемы: в настоящее время становление культуры подростков в аспекте восприятия, понимания, интерпретации информации, которая поступает по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, отмечается в исследованиях многих медиапедагогов (О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, И.С. Левшиной, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, С.Б. Цимбаленко, А.В. Шарикова, С.Н. Щегловой и др.).
Глава 1. Медиапедагог и его роль: теоретический аспект
1.1.Понятие медиапедагога и его место в медиакультуре
Мир медиа подразумевает особую культуру, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия и одновременно функционирует как система уровней развития личности,