Фрагмент для ознакомления
2
Туризм играет важную роль в пополнении государственного бюджета и является одной из самых прибыльных отраслей экономики во многих стра-нах. Событийный туризм — один из способов привлечь туристов в регион и сделать его популярным в любое время года.
Событийный туризм быстро развивается и стал визитной карточкой та-ких городов, как Пекин, Нью-Дели, Нурсултан и Москва. Хотя этот вид ту-ризма имеет короткий временной период, его корни уходят глубоко в исто-рию. Олимпийские игры в Древней Греции являются ярким примером собы-тийного туризма [14].
Сегодня событийный туризм является важной составляющей культур-ного туризма и связан с посещением региона в определённое время, связан-ное с каким-либо событием в жизни общества.
Событие — это совокупность явлений, которые имеют значение для общества или человечества в целом, для малых групп или отдельных людей и характеризуются коротким периодом существования. События могут быть разовыми или повторяющимися с определённой периодичностью. Особен-ность событийного туризма заключается в том, что каждый год появляются новые туры, которые становятся регулярными.
Новгород по праву считается музеем Древней Руси. Здесь, как нигде в России, сохранились великолепные памятники архитектуры и монументаль-ной живописи XI–XVII веков.
Множество книг и научных статей посвящено истории города и его культурным достопримечательностям. Российские историки, археологи, ре-ставраторы и искусствоведы постоянно изучают, открывают и восстанавли-вают древние памятники Новгорода. Благодаря их усилиям были сделаны интересные находки и открытия. Например, под толщей земли, накопившей-ся за тысячелетнюю историю города, были обнаружены старинные узкие улочки с мостовыми и остатки деревянных зданий. В культурных слоях древнего города были найдены многочисленные берестяные грамоты. Этот материал имеет большое значение для изучения политического устройства, социально-экономических отношений и культуры Древней Руси [23].
Только в Новгороде можно увидеть так много примеров монументаль-ной живописи времён раннего крестьянства на Руси.
На территории области расположено 4800 памятников истории и куль-туры, из которых 1903 находятся под охраной государства. Некоторые объ-екты имеют мировое значение и подтверждены ЮНЕСКО. Многие города и сёла области были центрами народных промыслов: Боровичи — деревооб-работки, гончарного дела и кожевенного производства, Валдай — изготов-ления колокольчиков, Утгорош — производства деревянных игрушек, Ста-рое Рахино и Крестцы — центров вышивки крестецкой белой рубашки.
С Новгородской землёй тесно связаны имена выдающихся писателей, поэтов и композиторов, таких как Г. Р. Державин, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, С. В. Рахманинов, А. В. Суворов и Н. Н. Миклухо-Маклай.
Курсовая работа посвящена событийному туризму в Новгородской области. Актуальность этой темы объясняется активным развитием этого ви-да туризма в регионе, где с каждым годом появляется всё больше событий, привлекающих туристов.
Цель работы: разработка событийного тура по Новгородской области
Задачи работы:
- рассмотреть основные понятия и особенности развития событийного туризма в России;
- провести анализ туристских ресурсов в Новгородской области;
- разработать туристский маршрут по Новгородской области.
Давайте подробнее рассмотрим событийный туризм, который пред-ставляет собой туристическую деятельность, связанную с различными обще-ственными событиями, уникальными природными явлениями и привлекаю-щую множество российских и иностранных туристов.
Событийный туризм включает в себя мероприятия культурной, спор-тивной, этнографической и выставочной направленности. Однако необходи-мо включать только те события, которые приносят материальную выгоду и являются ресурсной составляющей места их проведения [5].
С точки зрения истории событийный туризм является молодым направлением, что открывает широкие возможности для развития и позволя-ет выделить незанятые ниши в этой сфере. Туристы, выбирающие событий-ный туризм, привязывают своё путешествие к определённому событию. Это объясняет растущую популярность событийного туризма, поскольку сочета-ние традиционного отдыха и участия в зрелищных мероприятиях создаёт уникальный туристический тандем.
Ключевая задача событийного туризма заключается в умении связать атмосферу праздника с индивидуальными условиями отдыха для создания незабываемых впечатлений. Сегодня событийный туризм считается одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений туризма.
Несмотря на перспективы развития событийного туризма, стоит отме-тить, что Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ не классифицирует и не выделяет это направление. На сайте Российского союза туриндустрии даётся довольно абстрактное и размытое определение: «осно-ва событийного туризма — посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни региона или всего мира».
Анализ литературных источников позволяет сформулировать следую-щее определение: «событие — это множество явлений, отличающихся своей неопределённостью, важностью для человечества в целом или для отдельно-го общества, для малых индивидов или групп. Событие может быть разовым или периодически повторяющимся, наблюдаться ежегодно или в определён-ные периоды времени» [11].
Событийный туризм можно разделить на несколько категорий:
- масштаб: международные, национальные и региональные мероприя-тия;
- функциональность: конгресс-фестивали, спортивные события, выстав-ки и ярмарки, развлекательные и познавательные мероприятия;
- тематика: национальные фестивали и праздники, театрализованные шоу, кинофестивали, гастрономические фестивали, цветочные выставки, модные показы, музыкальные фестивали, спортивные соревнования и техни-ческие салоны.
Таким образом, в туристической деятельности большинство туристиче-ских продуктов привязано к определённым событиям, что делает их уни-кальными и привлекательными для туристов. Это подчёркивает важность планирования при создании туров такого рода.
Кроме того, как упоминалось ранее, экономическая составляющая со-бытийного туризма заключается в повышении спроса на все объекты тури-стической индустрии во время проведения мероприятий, что приводит к пре-вышению потребительского спроса над предложением. Эта ситуация поло-жительно влияет на развитие местных культурных традиций, обычаев и воз-рождение народного творчества.
1.2 Особенности событийного туризма в России
Событийный туризм в России — это относительно новое, но активно развивающееся направление. Некоторые виды событийного туризма начали развиваться ещё в советское время. Например, парады на Красной площади, которые проходили каждый год 1 и 9 мая, собирали миллионы зрителей. Первый советский карнавал в 1935 году привлёк 120 тысяч участников. Дважды в РСФСР проводились Всемирные фестивали молодёжи и студентов, а Летние Олимпийские игры 1980 года посетили туристы со всего мира.
После распада СССР структура событийного туризма в России изме-нилась. Стали развиваться новые направления, такие как гастрономические фестивали, ярмарки и исторические реконструкции. Кроме того, событийные мероприятия больше не контролировались только государством, а проводи-лись негосударственными организациями в коммерческих и некоммерческих целях.
В 2011 году в Москве прошла первая Московская ярмарка молодёжно-го событийного туризма, а в Рунете появился специализированный интернет-журнал о событийном туризме Event Review [22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. [Электронный ре-сурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/(дата об-ращения: 14.01.2025).
2. Закон Новгородской области от 5 февраля 2008 г. N 243-ОЗ "О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области" (с изменениями и на 24 декабря 2018 года). [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/819035511 (дата обращения: 14.01.2025).
3. Белецкая Е.А. Специфика организации событийного туризма в России и зарубежных странах: современный этап.\\Сетевой журнал «Науч-ный результат». Серия «технологии бизнеса и сервиса». 2016. №2. [Элек-тронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-sobytiynogo-turizma-v-rossi-i-zarubezhnyhstranah-sovremennyy-etap/viewer (дата обращения: 14.01.2025).
4. Булганина С.В., Н.С. Лопаткина. Событийный туризм: история и перспективы развития.\\Событийный туризм в России.\\Интернет журнал «Науковедение». 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-turizm-istoriya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 14.01.2025).
5. Винокуров М.А.. Что такое туризм? Журнал известия Байкаль-ского Государственного университета. 2004. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-turizm (дата обращения: 14.01.2025).
6. Грушин М.Ю. анализ развития событийного туризма в России, его функции, пути повышения эффективности событийных мероприятий. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-sobytiynogo-turizma-v-rossii-ego-funktsii-puti-povysheniya-effektivnosti-sobytiyn yh -meropriyat iy/viewer (дата обращения: 14.01.2025).
7. Золотовский, В. А. Правовое регулирование туристской деятель-ности: учебник для СПО / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — М. Изда-тельство Юрайт, 2019. — 247 с.
8. Зорин И. В., В.А. Квартальное Энциклопедия туризма: Справоч-ник. М.: Финансы и статистика, 2015 С.368
9. Леонидова Е.Г. Оценка уровня сформированности событийного туризма в регионе //Журнал «Universum: экономика и юриспруденция». 2018. №8. С. 23-33.
10. Нарута Я.С., Гарина Т.А. Событийный туризм: понятия, виды, классификация // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-6. – С. 1158-1162.
11. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм: тенденции ре-гионального развития // Сервис в России и за рубежом. 2016 Т. 10 №1 (62). С. 94-104.
12. Печерица Е.В. Теоретические аспекты развития спортивно-событийного туризма. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-sportivno-sobytiy nogo-turizma/viewer (дата обращения: 14.01.2025).
13. Рогонян М.М. исследование возможностей использования собы-тийного маркетинга для повышения конкурентоспособности фирмы.\\журнал «Вестник науки и образования. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vozmozhnos tey-ispolzovaniya-sobytiynogo-marketinga-dlya-povysheniya-konkurentosposobnosti-firmy (дата обращения: 14.01.2025).
14. Тарасова Ю. А. Разработка проекта ивента: научное обоснование основных компонентов\\Индустриальное развитие региона и мира\\история и современность\\сборник материалов Всероссийской научной конференции. 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/72434 (да-та обращения: 14.01.2025).
15. Шубаева В.Г. Маркетинг-менеджмент туризма [Текст] /В.Г. Шу-баева, И.О. Сердобольская. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2012. – 136 с Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма [Текст] / Г. А. Яковлев. – М. : Издательство РДЛ, 2012. – 480 с
16. Интернет журнал «Event Review». [Электронный ресурс]. UPL:http://event-review.ru/zhurnal/ (дата обращения: 14.01.2025).
17. EventsInRussia.com. Иностранный турист: кто он и зачем поедет на события в Россию. Совместное исследование федерального проекта EventsInRussia.com и Национальных офисов по туризму Visit Russia. [элек-тронный ресурс]. UPL:http://eventsinrussia.com/blog/turistic hes kie-sobytiya-rossii-dlya-inostrancev (дата обращения: 14.01.2025).
18. Новгородстат. [электронный ресурс]. UPL: https://novgorodstat. gks.ru/base_data (дата обращения: 14.01.2025).
19. (UNWTO) XXIII Генеральная ассамблея. [Электронный ресурс]: UPL: https://www.unwto.org/event/general-assembly-twenty-thirdsession (дата обращения: 14.01.2025).
20. Федеральное агентство по туризму «Ростуризм». [Электронный ресурс]. UPL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 14.01.2025).
21. Сайт аренды автобусов «Облтрансавто». [Электронный ресурс]. UPL: http://obltransavto.ru/ (дата обращения: 14.01.2025).
22. Нормы бензина и дизельного топлива. [Электронный ресурс]. UPL: naviscan.ru/poleznoe/82 (дата обращения: 14.01.2025).
23. Сайт поиска отелей Booking.com. [Электронный ресурс]. UPL: https://www.booking.com/index.html?aid=376376;label=bookings-name (дата обращения: 14.01.2025).
24. Сайт поиска гидов Personalguide. [Электронный ресурс]. UPL: https://www.personalguide.ru/ (дата обращения: 14.01.2025).
25. Сайт страховой компании «Русский стандарт». [Электронный ре-сурс]. UPL: https://www.rsins.ru/ (дата обращения: 14.01.2025).