Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Налоговые расходы бюджета являются актуальной и важной темой, которая привлекает внимание общества, экономистов, политиков и налогоплательщиков в целом. Эти расходы являются одним из основных инструментов государства для обеспечения функционирования и развития страны.
Одной из главных задач налоговых расходов бюджета является финансирование различных общественных программ и социальных нужд, таких как здравоохранение, образование, социальная защита, национальная оборона и многое другое. Благодаря этому, государство имеет возможность обеспечить своим гражданам доступ к качественным услугам и создать условия для повышения их благосостояния.
Однако, налоговые расходы бюджета также могут стать объектом критики со стороны общественности и экспертов. Некоторые граждане считают, что размеры налогов слишком высоки и это отрицательно сказывается на развитии бизнеса и экономическом климате страны. Другие возражают против назначения определенных налоговых ставок и считают, что они несправедливы и неравномерно распределяют налоговое бремя между различными социальными группами.
Расходы бюджета также влияют на финансовую устойчивость страны и ее макроэкономическое равновесие. Неконтролируемый рост налоговых расходов может привести к дефициту бюджета и возникновению государственного долга. Поэтому, правительство должно строго контролировать и регулировать размеры налоговых расходов, чтобы избежать негативных последствий для экономики страны.
Важно отметить, что налоговые расходы бюджета не только финансируют текущие потребности государства, но и играют роль в формировании долгосрочных стратегий развития. Инвестиции в научные исследования, инфраструктуру, образование и инновационные проекты могут стимулировать экономический рост и повышение конкурентоспособности страны в мировом экономическом пространстве.
Налоговые расходы бюджета - это сложная и многогранная тема, которая требует постоянного мониторинга и анализа. Эффективное управление налоговыми расходами требует грамотного планирования, бюджетирования, контроля и отчетности. Только через подходящие стратегии и механизмы управления, государство сможет достичь оптимального баланса между потребностями сегодняшнего дня и потребностями будущих поколений.
Целью исследования является исследование налоговых расходов бюджета.
Исходя из цели, можно выделить ряд задач:
-рассмотреть сущность и необходимость, цели налоговых расходов бюджетов бюджетной системы государства;
-описать виды и механизм оценки налоговых расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
-изучить налоговые расходы в зарубежных странах;
-выполнить анализ и оценка налоговых расходов федерального бюджета;
-провести анализ и оценку налоговых расходов субъектов РФ;
-выявить эффективность налоговых расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Объектом исследования данной работы выступает государственный бюджет и бюджетная система Российской Федерации.
Предметом исследования являются особенности перераспределения средств государственного бюджета с целью достижения экономического роста производства.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частно-научного познания (формально-логический, историко-правовой, формально-юридический, системный и комплексный анализ).
Теоретической основой исследования, учитывая его межотраслевой характер, стали труды ученых-юристов, являющихся представителями различных отраслевых юридических наук, среди которых помимо ранее названных С.А. Авакьян, А.В. Автономов, О.А. Акопян, Г.Н. Андреева, К.В. Арановский, П.Д. Баренбойм, О.В. Болтинова, Н.С. Бондарь, А.В. Винницкий, М.В. Глигич-Золотарева, Г.А. Гаджиев, Поль Мари Годмэ, А.В. Голубев, Е.Ю. Грачева, О.А. Дементьева, М.В. Карасева, С.Д. Князев, А.Н. Козырин, и др.
Эмпирическую основу исследования составили нормативные правовые акты в сфере бюджетного, гражданского, конституционного права за период с 1991 года по настоящее время, а также акты Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за период с 1996 года по настоящее время.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Понятие налоговых расходов появилось в юриспруденции в 1960-х годах в рамках анализа бюджетно-налоговой политики США. Автором термина стал Стэнли Суррей, который опубликовал книгу "Направления налоговой реформы. Концепция налоговых расходов" в 1973 году. Первое строгое определение термина было дано в законе США "О государственном бюджете и контроле расходования бюджетных средств" в 1974 году, с которого началась бюджетная реформа США [13].
Согласно данному толкованию, налоговые расходы представляют собой дефицит средств в государственном бюджете, возникающий из-за федеральных налоговых мер, включающих предоставление особых преференций, освобождений, вычетов из общей суммы дохода, а также специальных кредитов, сниженных налоговых ставок или переноса сроков уплаты налогов.
Однако проблема состоит в том, что разные страны имеют собственные определения налоговых расходов в своих налоговых системах. Дискуссия о термине налоговых расходов проводилась долгое время в юридическом поле, и множество исследований были посвящены определению понятия и разграничению, что следует считать налоговыми расходами. Кроме того, экономисты заинтересованы в изучении влияния налоговых расходов на бюджетно-налоговую систему, благосостояние участников и эффективность достижения целей налоговых преференций, которые формируют налоговые расходы [7].
Поэтому исследование налоговых расходов может осуществляться двумя подходами: глобальным и утилитарным.
Глобальный подход предполагает анализ влияния налоговых расходов на общественное благосостояние и эффективность на макроуроне бюджетно-налоговой политики и всей системы государственных финансов.
Утилитарный подход рассматривает относительную эффективность различных инструментов налоговых преференций и прямых расходов. Часто исследование этой эффективности проводится на микроуроне, например, при рассмотрении выбора между субсидиями на исследования и разработки и налоговыми льготами для компаний, осуществляющих эти исследования. Вопрос о том, что считать налоговыми расходами, остается неоднозначным при попытке соединения этих двух подходов [2].
Неоднозначность возникает из-за разного понимания целей налоговой системы. Утилитарный подход склоняется к признанию налоговыми расходами любых отклонений от «нейтральной» налоговой базы, в то время как подход, основанный на правах, подчеркивает важность учета структуры доходов и расходов налогоплательщика, а также его прав на определенные вычеты и льготы. Это различие в подходах приводит к спорам о том, какие именно инструменты считать налоговыми расходами и, следовательно, подлежащими оценке с точки зрения их эффективности.
Оценка эффективности налоговых преференций и прямых расходов требует учета не только прямых финансовых результатов, но и косвенных социальных и экономических эффектов. Например, субсидии на исследования и разработки могут приводить к появлению новых технологий и продуктов, которые, в свою очередь, стимулируют экономический рост и создание рабочих мест. Налоговые льготы для компаний, осуществляющих эти исследования, также могут стимулировать инновации, но их эффект может быть менее прямым и труднее измеримым.
Важным аспектом утилитарного подхода является учет транзакционных издержек, связанных с применением различных инструментов. Прямые расходы часто требуют более сложной административной процедуры и контроля, что может увеличивать затраты на их реализацию. Налоговые преференции, напротив, могут быть более простыми в администрировании, но их эффект может быть менее контролируемым.
Таким образом, выбор между налоговыми преференциями и прямыми расходами должен основываться на тщательном анализе их относительной эффективности, учитывающем не только прямые финансовые результаты, но и косвенные социальные и экономические эффекты, а также транзакционные издержки.
Государственные расходы тесно связаны с задачами государства по регулированию и развитию общества. Они служат инструментом для трансформации экономической структуры, обновления и технологического совершенствования отраслей, реализации инвестиционных программ, финансирования ключевых сфер экономики и поддержки социальной сферы. Благодаря бюджетным расходам государство влияет на социально-экономическое положение населения.
В действующем законодательстве бюджетные расходы трактуются как денежные выплаты из бюджета, не включающие в себя средства, используемые для покрытия дефицита. Однако это определение охватывает лишь финансовый аспект бюджетных расходов.
В более общем контексте бюджетные расходы следует рассматривать как важную составляющую финансовой деятельности государства. С точки зрения социально-экономической природы, это экономические связи, возникающие в результате правового регулирования процесса перераспределения денежных средств, необходимых для исполнения обязательств органов власти на всех уровнях [19].
Цели налоговых расходов бюджетов бюджетной системы государства представляют собой основные направления и задачи, на достижение которых направлены финансовые ресурсы, полученные от налогообложения. Главная цель налоговых расходов заключается в обеспечении финансовой стабильности и устойчивого развития государства.
Государственные финансы направлены на поддержку экономического подъема. Для этого применяются налоговые стимулы и особые условия для компаний и учреждений, вкладывающих средства в расширение производства, новые разработки и формирование дополнительных рабочих мест. Такая политика способствует увеличению деловой активности, повышению конкурентоспособности экономики и росту национального дохода.
Социальная направленность налоговых расходов проявляется в финансировании программ социальной поддержки населения, здравоохранения, образования, культуры и других социально значимых сфер. Налоговые поступления позволяют государству обеспечивать гражданам доступ к необходимым социальным услугам, снижать уровень бедности и неравенства, а также создавать условия для повышения качества жизни населения.
Кроме того, цели налоговых расходов включают обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны. Финансирование вооруженных сил, правоохранительных органов и других структур, обеспечивающих защиту государства от внешних и внутренних угроз, является важной задачей налоговой политики.
Налоговые расходы также направлены на решение экологических проблем и охрану окружающей среды. Финансирование природоохранных мероприятий, развитие экологически чистых технологий и стимулирование экологически ответственного поведения предприятий и граждан способствуют улучшению экологической ситуации и обеспечению устойчивого развития страны.
Основными целями налоговых расходов бюджетов являются:
1. Гарантирование функционирования государственных органов и учреждений. На основании налоговых доходов финансируется деятельность всех уровней государственной системы - от федеральных до муниципальных органов власти. Это включает в себя оплату труда госслужащих, содержание государственных зданий, закупку необходимого оборудования и материалов.
2. Обеспечение социальной защиты населения. Одной из основных задач государства является обеспечение равных возможностей для всех граждан. Поэтому, часть налоговых расходов направляется на социальные программы, помощь малоимущественным и малообеспеченным слоям населения, финансирование системы здравоохранения, образования, пенсионной системы и других социальных мероприятий [24].
3. Развитие экономики и инфраструктуры. Налоговые расходы также направляются на поддержку и стимулирование экономического роста, развитие отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки, инноваций и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры.
4. Оборонные расходы. Средства, выделяемые налоговыми доходами, также направляются на обеспечение безопасности и обороноспособности государства. Это включает вооружение и технику для армии, финансирование военных исследований, обучение военных кадров и поддержку оборонных предприятий.
5. Решение экологических проблем. Современная экологическая ситуация требует особых усилий государства для сохранения природной среды и обеспечения экологической безопасности. Налоговые расходы направляются на реализацию программ по очистке окружающей среды, охране природных ресурсов, развитию альтернативных источников энергии и сокращению выбросов вредных веществ [10].
Цели налоговых расходов бюджетов бюджетной системы государства одновременно являются инструментом и результатом государственной финансовой политики. Их достижение способствует стабильному развитию экономики, социальной политике и обеспечению обороноспособности государства, повышению уровня жизни граждан и благополучию общества в целом [16].
Следовательно, государственные траты – это экономические связи, формирующиеся при распределении денежных ресурсов для реализации государственных задач. Их структура и наполнение играют значительную роль в экономической сфере и дают возможность государству воздействовать на экономику.
Фрагмент для ознакомления
3
.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024)
2.Алиев, Б.Х. Повышение эффективности бюджетных расходов регионов: проблемы и перспективы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2022. – № 7. – С. 249 -253.
3.Братухина, О. А. Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2025. — 473 с.
4.Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 332 с.
5.Демидова С. Е. Оценка структуры и динамики налоговых расходов федерального бюджета в контексте достижения социально-экономических целей // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. -2023 - № 2 (34). - С. 178–193.
6.Ефимов, Я.Г. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2023. – № 3. – С. 118-121.
7.Зотова, В.Б. Система муниципального управления: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 493 с.
8. Караваева И.В. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 –2025 годы в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 11-50.
9.Кириллова, О.С. Особенности формирования и оценки бюджетного потенциала территорий в контексте муниципальной реформы в России // Финансы и кредит. – 2021. – № 25. – С. 32-37.
10.Крачевская, С.Т. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления // Бюджет. – 2022. – № 8. – С. 32-38.
11.Кузнецова, С.Ю. Состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2019. – 352 с.
12.Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник . – М.: Проспект, 2022. – 559 с.
13.Мысляева, Е.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 398 с.
14.Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 380 с.
15.Павлов, П.В. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учёта: учебное пособие. – М.: Магистр, 2021. – 239 с.
16.Парягина, В.А. Бюджетная система России: учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 752с.
17.Петросян, Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 300с.
18.Пронина, Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы. – 2019. – № 12. – С. 17-25.
19.Пятковская, Ю.В. Правовое регулирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Норма, 2019. – 288 с.
20.Салынцева, Ю.А. Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования // Молодой учёный. – 2023. – № 9. – С.700-703.
21.Соколов, А.Ю. Управленческий учёт накладных расходов: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 448 с.
22.Фролова, И. В. Учетно-аналитическая система формирования и верификации показателей налогового портфеля организации в условиях неопределенности: монография. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2024. - 149 с.
23.Хасанова С.С. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019 - № 12–3. - С. 118–120.
24.Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник ЮИМ. – 2021. – № 1. – С. 36.
25.Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М: Юрист, 2021. - 235 с.
26.Шамис М.И. Проблемы развития и совершенствования налоговой политики РФ // Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления. – Донецк, 2020. – С. 321.
27.Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебник - М.: Проспект, 2020. - 656 с.
28.Щепачёв, В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения // Местное право. – 2022. – № 5. – С. 9-12.
29.Щербина, Ф.А. Основы бюджетной системы: учебное пособие – М.: Флинта, 2020. – 328 с.
30.Эльяшев, Д. В. Налоги и налогообложение : учебное пособие. - Санкт-Петербург : СПбГАУ, 2023. - 228 с.
31. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации - https://www.budget.gov.ru