Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Каждый раздел психологии по-своему важен и зани-мает свое значимое место. Мотивационная сфера занимает особое положе-ние, потому что поведение, а также и род деятельности напрямую зависят от того, чем и на что личность замотивирована.
Важно понимать, что толкает индивид к достижению поставленных целей и стимулирует активность, позволяющую в дальнейшем удовлетво-рить его потребность как физиологические, так и социальные. Проблема формирования мотивации к занятиям физической культурой детей средне-го школьного возраста представлена во многих педагогических и психоло-гических теориях, концепциях и подходах различных авторов.
Для того, чтобы эта точка зрения не была голословной, можно обра-титься к мнению И.А. Дауровой, которая говорила, что личность школь-ника не может существовать без мотивации, на учебу такая мотивация воз-действует исключительно положительно.
Не только отечественные ученые занимались изучением проблемы формирования и становления мотивации детей школьного возраста, но и зарубежные. Изучали эту тему такие ученые, как: Д. Аткинсон, Л.С. Вы-готский, К. Левина, А.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, А. Маслоу, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, X. Хек-хау-зена.
Проблема исследования. Как показывает практика, исследуемая нами тема, изучена все равно недостаточно и следует углубить знания в рассматриваемой области. Актуальность темы заключается именно в недо-статочном изучении вопроса и необходимости познакомиться с проблемой на более глубоком уровне.
Гипотеза исследования: мотивационный интерес к урокам физиче-ской культуры у детей среднего школьного возраста будет повышаться при условии включения в программу уроков инновационные формы заня-тий.
Объект: урок физической культуры.
Предмет: формирование мотивации к занятиям физической культу-рой детей среднего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности формирования мотивации для занятий физической культуры школьников среднего возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме ис-следования.
2. Раскрыть методы и организацию исследования.
3. Обосновать результативность разработанной нами методики.
В ходе научной работы использовались следующие методы исследо-вания:
- методологической основой исследования является комплекс подхо-дов и методов научного познания.
Основным из них является диалектический метод, тема рассмотрена в историческом развитии и взаимосвязи с другими категориями, в единстве и взаимодействии его составляющих элементов.
Во время исследования учтены основные принципы диалектики, та-кие как: объективность, системность, историзм и др.;
- широко использованы общенаучные методы познания: наблюдение, описание и сравнение имеющихся разновидностей.
Теоретическая значимость: заключается в углублении теоретиче-ских представлений о феномене мотивации у школьников к занятиям физи-ческой культурой. Данная работа вносит значимый вклад в анализ науч-ных исследований и следствий разных оснований мотивации подростков.
Практическая значимость исследования определяется его направ-ленностью на решение конкретных проблем, возникающих работе с деть-ми среднего школьного возраста на формирование мотивации к занятиям физической культуры.
Структура работы: содержание, введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Приступая к исследованию, следует в первую очередь определить сам понятийный аппарат. На наш взгляд, каждая наука имеет свою исто-рическую сторону, а современные воззрения являются только сутью ре-зультата всей предшествовавшей жизни.
Действительно, чтобы в полной мере проанализировать современное состояние той или й науки раскрыть динамику его развития.
Изучить все видовые изменения, которые произошли, в его истори-ческом развитии в силу которых появилось данное утверждение.
Впервые особенности мотивации, характеризующиеся исключитель-но человеческими признаками, изучали Ф. Олпорт, Ж. Нюттен, Г. Мерфи, П. Фрес и другие, поделившие мотивацию на первичную и вторичную.
Так, Ж. Нюттен в своей работе определил, что первый уровень моти-вации является врожденным, он определяется биологической структурой организма, второй-приобретен, изменчив и поддается формированию.
Еще в далеком прошлом, А Шопенгауэр в своей научной статье дал определение мотивация. Далее дефиниция, которая была дана ученым ста-ла применяться в психологии, объясняя этим поведенческие особенности индивида или животного.
Как отмечают специалисты (Б. Ф. Ломов; G.Roberts; Т. А. Кононова; Э. П. Ильин), мотивация – сложная и малоизученная проблема в спортив-ной психологии.
В настоящее время мотивация рассматривается по-разному как пси-хологическое явление. В ряде моментов мотивация употребляется как со-вокупность факторов, которые оказывают поддерживающее и направля-ющее действие, т.е. факторы обозначают поведение, а в других моментах - совокупность мотивов, в-третьих случаях - побуждение, вызывающее ор-ганизм индивида к совершению активных действий [3].
Итак, различные дефиниции мотивации отнесем к нескольким направлениям.
Первое – мотивацию следует рассматривать, опираясь на структур-ные позиции, т.е. совокупность мотивов или факторов [15,18].
Мотивационная направленность в первую очередь обусловлена определенной целью. К примеру - внутренние – креативность, стремление учиться, овладение новыми профессиями и знаниями, и мировоззрением, направленностью и убеждениями индивида и т.д. Все выше перечисленные факторы составляют намерения индивида.
Второе направлением - мотивация явление механизма или так назы-ваемого процесса. Мотивы и мотивация всегда обусловлены внутренне, но также могут зависеть от внешних факторов, при этом побуждаясь внешни-ми стимулами. Побуждение к действиям определенным мотивом обозна-чают как мотивацию.
Становится вполне очевидным понятие мотивации как совокупность сил, которые побуждают человека к осуществлению какой-либо деятельно-сти при этом затрачивая определенные усилия, во время конкретного уровня добросовестности и усердия, с необходимой настойчивости для то-го, чтобы достигнуть определенные цели.
Для того, чтобы не быть голословным, можно обратиться к дефини-ции потребности.
Потребности – это одни из ведущих мотивов проявления человече-ской деятельности. Любая потребность человека представляет собой четкое осознание недостатка в динамике информационного и вещественного об-мена между личностью (организмом) и средой.
Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиноче-ство – это одни из самых значимых и необходимых для полноценной жиз-ни потребностей. Когда индивид не в состоянии удовлетворять свои по-требности, это вызывает у него ряд негативных эмоций.
Человек стремится всегда удовлетворить свои основные потребности. Наличие потребностей является таким же фундаментальным условием су-ществования живого организма, как и обмен веществ в его организме.
Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: инди-видуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается неуклюжим термином «мо-тивирование» (Рисунок 1.1.).
Известно, что мотивация - это архисложный психотренинговый про-цесс, который невозможно тренировать непосредственно, как, например, навыки правописания, ей невозможно научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать, активизировать.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный ин-ститут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. 416 с.
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанци-онные образовательные технологии // CloudofScience. 2017. № 1. С. 14–20.
3. Аткиссон, А. Как устойчивое развитие может изменить мир. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. 432 c.
4. Большунова Н.Я., Инчина М.В. Развитие индивидуальности и субъ-ектности в формах детской субкультуры / Учебное пособие для маги-странтов факультетов психологии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2015. 232 с.
5. Васильченко А.Е. Проблемы эмоционального развития дошкольни-ков: детская игра от «ладушек» до компьютера / Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием» (г. Новоси-бирск, 15 - 17 апреля 2016 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. Часть 1. 275 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 62–76.
7. Новые вызовы: учебник для вузов / под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. 452 с.
8. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / ред. П.И. Пидкаси-стый. – М.: Пед. об-во России, 2016. 125 с.
9. Педагогика и психология инклюзивного образования: уч. пос. [Текст] / Казань: «Познание» ИЭУП, 2019. 204 с.
10. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педаго-гического университета. Серия: Информатика и информатизация об-разования. 2017. № 4. С. 166–169.
11. Приоритетный национальный проект «Образование» [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. educom.ru› (дата об-ращения 15.11.2021).
12. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коло-менский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2016. 480 с.
13. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2015. –– 368. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0024/3_0024-257.shtml#book_page_top (дата обращения: 08.12.2022).
14. Сиротюк А.Л. «Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие». ТЦ Сфера, Москва, 2017. 224с.
15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2018. 505 с.
16. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий прак-тического психолога: учеб. пособие – М.: Дело, 2001. – 240 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. – 210 с.
18. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Москов-ский психолого-социальный институт, 2011. – 285 с.
19. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность— 2-е изд. – СПб.: Пи-тер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
20. Андреева, А.Н. Особенности мотивации школьников к заняти-ям физической культурой и спортом / А.Н. Андреева. – Текст: непо-средственный // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно