Фрагмент для ознакомления
2
К сожалению, чистота речи - это коммуникативное свойство, присущее очень немногим высказываниям, но именно это свойство горожане считают очень важным для своей разговорной речи. Разговорное богатство - это коммуникативное качество, которое горожане считают необходимым для разговорного языка, но которое свойственно разговорному языку только некоторых социальных групп. Анализ разговорной речи показывает, что оренбуржцы редко используют слова с социокультурными коннотациями, отражающими богатство разговорной речи. Заключение Изучение разговорной речи как компонента коммуникативной сферы позволило нам выявить тенденции в развитии разговорной речи, в частности лексического состава и закономерности функционирования разговорной речи.
Одной из таких закономерностей является формирование в сознании носителей языка определенных коммуникативных качеств, необходимых для устной речи. Появление «нормативного» подхода к изучению разговорной речи свидетельствует о том, что лексический состав разговорной речи динамично изменяется. Когда понятие «коммуникативные качества устной речи» стало обязательным по отношению к устной речи как особой форме городского языка, т.е. когда нормы устной речи стали обязательными, в сознании носителей языка сформировалось понятие коммуникативных качеств устной речи.
1.2. Развитие устной речи на уроках литературы в средних классах
Преподавание родного языка занимает очень важное место в современной системе образования и в настоящее время претерпевает значительные изменения. Одной из главных задач учителя русского языка и литературы является обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются основными компонентами развития критического мышления. Развитие навыков устной речи учащихся предполагает обеспечение логичности, точности, выразительности и образности речи. Если логичная, правильная и выразительная речь в начальной школе постепенно развивается на каждом предмете, то на уроках литературы в большей степени приобретается насыщенность выражения, образность, эмоциональность, связность и интонация.
Речь - мощный индикатор духовного развития личности. Становление гражданского общества в России, углубление процесса гуманизации культуры и образования, начало процесса возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям национальной культуры меняют стиль общения между людьми, преобразуя его в расширение тематики, полное использование богатства устного языка и интерес к личности собеседника. Обществу нужны люди, владеющие языком, умеющие отстаивать свои убеждения и мнения, вести дискуссии и творчески участвовать в процессе межличностного общения. В то же время заметно развитие других тенденций в социальной и образовательной системах, отражающих состояние государства. Значительная часть молодежи растет бездушной, лишенной нравственных и эстетических чувств, оторванной от культурных ценностей.
Требования к устной и письменной культуре значительно снизились. Разговорная речь на собраниях, встречах, в телепередачах крайне бедна (однообразные конструкции слов, отсутствие образности, чрезмерное использование штампов, ненужных заимствований, введение диалектов, откровенно вульгарных выражений, неправильное ударение и т. д.) К сожалению, подобные недостатки иногда характерны и для речи на литературно-художественные и учебные темы. Умеют ли школьники говорить? Нет, это не риторический вопрос.
Речевая компетенция - это не просто обмен репликами и восклицаниями, не просто воспроизведение слов учителя или текстов учебника. Речевая компетенция формируется в результате развития коммуникации и мышления, которые лежат в основе учебной деятельности. Эффект грамотной, творческой и логичной речи должен проявляться на всех уроках и во всех предметах. Богатая речь - это то же самое, что и богатое мышление. В преподавании русского языка и литературы это осуществляется через систему действий и приемов овладения речью: осознание учебной задачи, аналитическая работа, выделение факта и фактичности, обобщение и доказательство. Это и есть основа. Мы считаем, что очень немногие из наших детей являются грамотными, точными и творческими ораторами. Поэтому необходимо вести систематическую работу по расширению словарного запаса учащихся и совершенствованию их речевого развития.
Развивать устную речь учащихся - значит делать ее логичной, точной, выразительной и творческой. После того как логичная, точная и выразительная речь будет постепенно развиваться на всех предметах, сила выражения, воображение, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность будут в большей степени достигаться на уроках литературы. Первыми зрительными и слуховыми примерами для учеников становятся живые слова их учителей: в 5-м классе дети начинают сравнивать рассказы учителей по разным предметам.
Они перенимают такие особенности, как интонация, любимые слова и выражения, подражают манере и стилю речи учителя; в 5-м классе это подражание становится более осознанным, чем в начальной школе. Дети обращают внимание на правильную, интонационно насыщенную, содержательную и выразительную речь. Выбирая наиболее подходящую для темы форму повествования, учителя стараются сделать рассказ как можно более эмоциональным и соответствующим теме.
Например, рассказ о Лермонтове можно начать по-разному, прежде чем анализировать «Бородино». Его детство прошло в 1814 году в доме бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Русские войска вернулись из-за границы и вот-вот должны были войти в горящую Москву. Звучала музыка, в дыму сражения горели флаги. В ночь на 15 октября 1814 года в небольшом домике у Красных ворот у отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. [5]
В данном комментарии есть еще один вариант этого предисловия. Следует выбрать наиболее близкий к анализу художественного произведения, выбранного учителем. Пример учителя также очень важен, когда речь идет о вопросах, ответах и краткой, но ясной и четкой оценке прочитанного или сказанного. Учитель должен не только следить за точной формулировкой собственных вопросов, но и указывать ученикам на важные моменты, которые следует учитывать при формулировке общих вопросов. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы в учебнике и пытаются ответить на них самостоятельно.
Критика учителем ответов учеников должна основываться на ряде факторов: насколько правильными были ответы учеников, насколько они были содержательными, насколько эмоциональными, насколько интересно они звучали, какие ошибки при чтении они допустили и т.д. К сожалению, критика со стороны учителя может закончиться следующим образом: «Плохо выразился. Ученик не понимает, что не так». В другом случае ученик получит такую же «исчерпывающую» критику с той же отметкой. Замечания преподавателей часто полезно подкреплять чтением статей из учебников.
Статьи в учебниках основаны на работах известных фольклористов, литературных критиков и писателей. Важно слушать и понимать, как звучат эти слова и фразы, и внедрять их части в свою речь. Во многих статьях используются слова с переносным значением, чтобы учащиеся могли выучить такие слова перед чтением художественных произведений. Каждая статья содержит определенный объем лексики. Читая произведения устного народного творчества, учащиеся могут узнать новые слова и выражения и внедрить их в свою речь (устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, сокровища народной поэзии).
Прочитайте, как рассказывается история. В этом случае можно выполнить более сложное упражнение: При подготовке к выразительному чтению внимание уделяется описанию природы и специфике этого описания. Изучение лексики - неотъемлемая часть каждого урока учителя литературы. Это происходит, когда учитель включает трудные слова в свои рассказы, читает статьи об авторах, анализирует художественные произведения или объясняет высказывания учеников.
При изучении лексики необходимо различать активную и пассивную лексику. Например, к словам, которые требуют объяснения для понимания смысла прочитанного (например, тролль, канун Рождества, рогатка, стрела), и к словам, которые можно включить в активную речь (например, затужили, путник, мимо, время студента), подход разный. Учителю также важно отслеживать слова, которые повторяются в некоторых артефактах, и обращать на них внимание учеников. Например, слово «бунтарь» дети впервые видят в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина, затем оно появляется в «Снежной королеве» Андерсена, а потом в «Муму» Тургенева, где ученики активно его используют.
Таким образом, изучение лексики, направленное на обогащение словарного запаса учащихся, тесно связано с изучением лексики при анализе художественных текстов. Художественные тексты, анализируемые в школе, предоставляют неисчерпаемое количество возможностей для учеников попрактиковаться в пересказе, т.е. одноабзацной речи. Виды пересказа хорошо известны учителям: свободный (по памяти), художественный (максимальное использование прочитанного текста, цитирование, фрагменты диалога, правильная интонация и т.д.), выборочный, краткий, с чужих слов и т.д. Любой из перечисленных видов пересказа может быть использован при изучении любого произведения (кроме поэзии).
Но какой тип пересказа является наиболее подходящим? Давайте посмотрим на программные исследования 5 класса с этой точки зрения. Например, сказка «Иван-крестьянский сын и таинственный Юдо» подходит для свободного и выборочного пересказа, а «Царевна-лягушка» - для художественного. Королева снегов», представляющая собой огромный том переводных сказок, должна быть пересказана кратко.
При выборе пересказа каждого произведения следует учитывать степень подготовленности детей и то, насколько сам текст дает материал для пересказа. Наиболее простыми для детей являются свободные пересказы. Затем переходят к выборочному пересказу в детских рассказах, беря текст более крупного произведения (пересказ истории Костылина в «Кавказском пленнике»). При этом необходимо определить, насколько ученики понимают психологию главного героя. Такие переходы очень сложны для детей этого возраста. Для того чтобы улучшить пересказ, необходимо учитывать, что он становится все сложнее и сложнее. Например, короткие пересказы сложны для детей, поэтому к ним нужно готовиться постепенно.
Основные идеи могут быть выделены из того или иного абзаца, подробное и краткое изложение прочитанного, краткий пересказ главы или раздела, сравнение большого рассказа и формулирование его основных идей в пословицах и т. д. Художественный пересказ важен для обогащения устной речи, но к нему нужно подходить постепенно. Сначала элементы выборочного или свободного пересказа, затем художественный пересказ, например, фрагментов или эпизодов. Постепенно требования к пересказу усложняются. Вводятся элементы описания и умозаключения. Сравнение действий двух пленников.
Чтение описаний природы. Помните, что при пересказе этого произведения учащиеся должны использовать рассуждения и понимать умение включать описание в сюжет и роль описания в произведении. При работе с «Муму» Тургенева пересказы учащихся также включают элементы описания и умозаключения. Поэтические произведения требуют от учащихся выразительного чтения. Это касается и сказок Пушкина, и «Бородино» Лермонтова. «Чтобы правильно прочитать лирическое произведение, надо долго изучать его и искренне разделять те высокие чувства, которые наполняли душу поэта» и пишет Н.В. Гоголь.
Обучение выразительному чтению - это не только способ анализа художественных произведений, но и средство общего развития, формирования мыслительных навыков и развития устной речи у детей младшего школьного возраста. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся понимать и правильно произносить слова. Учебник помогает учащимся определить наиболее важные направления в подготовке к выразительному чтению. Например, А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Прочитайте диалоги Елисея с солнцем, луной и ветром от себя лично. Чтение выражает тревогу и печаль царицы Елисея. У педагогов есть возможность углубить работу над художественным произведением с иллюстрациями [7]. Сопоставляя текст с иллюстрациями, рассказывая о впечатлениях, которые производят иллюстрации, и сравнивая их с другими иллюстрациями, ученики должны ответить на вопросы, обобщить ответы и перефразировать текст. Интересно также использовать картинки. Например, известно, что портрет няни Пушкина Алины Родионовны не сохранился, но картины В. Кузнецова «Пушкин слушает свою няню», Н. Ульянова «Пушкин и его няня», Ю. Непринцева «Пушкин и его няня» делают разговор учителя о поэте ярче и живее, заставляют побеседовать с учениками о картинах.
К сожалению, у учителей не всегда хватает времени и материалов для развития и закрепления навыков устной речи учащихся на уроках литературы в пятом классе. Для развития навыков устной речи необходимо выделять специальное время. В этом могут помочь факультативные занятия в старших классах и повторительные уроки после изучения темы или главы в средних классах. Такие уроки развития речи должны быть частью общего изучения литературы и являться итогом уроков.
Фрагмент для ознакомления
3
Авдотина Н.А. «Психология общения» // «Школа», 2011 - № 1, С - 100-101.
Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
Антонова Е.С. «Как я воспитываю интерес к книге». // «Начальная школа плюс до и после». 2009 - № 12, С - 27-28.
Афанасьева М.Д. «Развитие речи». // М. Издательство «Книжная палата». 2000, С- 72-75.
Воронова И.А. «Материалы по русскому языку и чтению для внеклассной работы в начальной школе». // «Начальная школа плюс до и после». 2008 -№ 11, С - 70-72.
Гусятникова О. «Турнир-викторина «Лесные тайны» по книге В.Бианки «Лесная газета»». // «Эскимо». 2004 - № 2, С - 18-21.
Ефросинина Л. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа». 2007 - № 4, С - 6-15.
Жукова И.Л. «Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.)». // «Начальная школа». 2007 - № 4, С - 26-31.
Каирова Р.П. «Краеведческий турнир, посвященный творчеству П.Бажова». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 1, С - 65-67.
Кочетова П.Б. «Как и почему меняются читательские интересы школьников и что с этим делать». // «Школа». 2003 - № 1, С - 19-24.
Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной школе». // «Инфо-М». 2005 - № 2, С - 2-10.
Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С - 19-22.
Локалова Н.П. «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению». // «Начальная школа плюс до и после». 2007 - № 12, С - 14-19.
Львов М.Р., Горецкий В.Г. «Методика развития устной речи на уроках литературы». // М. Издательский центр «Академия». 2008, С - 10-16.
Макеева С.Г. «Воспитательное чтение в условиях современного образования». // «Начальная школа плюс до и после». 2000, № 9, С - 70-89.
Мальцева О.В., Кавнатцкая Н.Г. «В поисках Эльдорадо». (Литературно-познавательная игра для детей 8-10 лет). // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2004 - № 7, С - 41-43.
Мельникова О.В. «Речь, как средство общения». // «Начальная школа плюс до и после». 2012 - № 3, С - 80-81.
Мартемьянова Т.Г. «Воспитание искусством слова». // «Начальная школа плюс до и после». 2013 - № 3, С - 22-27.
Михайлова М. «Литературный КВН по рассказам Н. Носова». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2003 - № 11, С - 3-9.
Полищук М. «Семейное чтение и библиотека: грани взаимодействия». // «Библиотековедение». 2002 - № 6, С - 56-59.
Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей». // «Школа». 2007 - № 11, С - 28-33.
Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
Свиридова Л.А. «Литературное образование школьников». // «Школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». // М. «Просвещение», 1964, С - 24-29.
Тихонова Е.П. «Развитие устной речи школьников». // «Школьная библиотека». 2003 - № 6, С - 40-41.
Чубарьян О.С. «Книга и чтение в жизни небольших городов». // М. 1973, С - 231-236.