Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение истории является важной частью образовательного процесса, поскольку оно формирует у учащихся понимание прошлого, способствует развитию критического мышления и позволяет осознать значимость исторического опыта для современности. Однако для достижения этих целей необходимо применять эффективные методы и методические приемы обучения, которые способствуют глубокому усвоению материала и формированию у учащихся навыков анализа и интерпретации исторических событий.
В современных условиях информационного общества, когда объем исторической информации значительно увеличивается, важно не только передавать знания, но и развивать у учащихся умение работать с источниками, критически оценивать факты и формировать собственное мнение. Это требует применения разнообразных методов обучения, таких как проблемное обучение, проектная деятельность, использование мультимедийных технологий и интерактивных методов.
Современные образовательные стандарты требуют от учителей истории умения адаптировать свои методы работы к индивидуальным особенностям учащихся. Это включает в себя использование дифференцированного подхода, который позволяет учитывать различные уровни подготовки и интересы учеников. Таким образом, исследование методов и приемов обучения в истории становится особенно актуальным для повышения качества образования и достижения образовательных результатов.
История как учебный предмет требует от учащихся не только запоминания фактов, но и осмысления и интерпретации событий в контексте их времени. Это создает необходимость в разработке и внедрении в образовательный процесс методов, которые способствуют развитию аналитических и исследовательских навыков у школьников. Использование кейс-методов, ролевых игр и дискуссий может значительно повысить интерес учащихся к изучению истории и углубить их понимание исторических процессов.
В условиях глобализации и культурного обмена важно формировать у учащихся уважение к многообразию исторических и культурных традиций. Это требует применения методов, которые способствуют развитию межкультурной компетенции и понимания исторического контекста различных народов и цивилизаций.
Тема методов и методических приемов обучения в истории достаточно разработана, с акцентом на работы таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Е. Кочетков, И.В. Фролов, Н.Ю. Кузнецова, А.В. Лебедев, Т.А. Махмутова и С.В. Глазунова, которые исследуют конструктивистские подходы, активные методы обучения, использование информационных технологий и дифференцированный подход к учащимся.
Таким образом, актуальность курсовой работы по методам и методическим приемам обучения в истории заключается в необходимости поиска и внедрения эффективных подходов к обучению, которые способствуют не только усвоению исторического материала, но и развитию у учащихся критического мышления, исследовательских навыков и уважения к культурному многообразию. Это позволит подготовить учащихся к активному участию в жизни общества и осознанному восприятию исторического наследия, что является важной задачей современного образования.
Объект исследования: процесс обучения истории.
Предмет исследования: методы и приемы, используемые в обучении истории.
Цель исследования: изучить методы и методические приемы обучения в истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и классификацию методов обучения в истории.
2. Изучить основные теоретические подходы к приемам обучения истории.
3. Определить организацию уроков истории с использованием активных методов обучения.
4. Выявить уровень интереса учащихся к истории.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация.
Практическая значимость: заключается в разработке рекомендаций для учителей, адаптации образовательных подходов к современным условиям, повышении мотивации учащихся, поддержке дифференцированного подхода.
База исследования:
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. Теоретические основы методов и методических приемов обучения в истории
1.1. Понятие и классификация методов обучения в истории
Метод (от греческого слова "melhodos" — путь, способ исследования, обучения, изложения) представляет собой способы взаимосвязанной деятельности между учителем и учащимися в процессе обучения, которые направлены на достижение поставленных целей. В устной форме преподавания учебного материала это проявляется через взаимодействие, где учитель передает информацию словесно, а учащиеся воспринимают её.
Прием — это методическая категория, являющаяся частью методов обучения. Он представляет собой способ организации учебной деятельности как учителя, так и учащихся, который может быть описан через набор действий, соответствующих специфике изучаемого материала.
В педагогической науке существует множество подходов к классификации методов обучения. Критериями для этого служат логические пути, по которым учащиеся усваивают знания, источники их получения, степень активности учащихся в процессе обучения, а также форма представления объема знаний. Следует отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. В советской школе наиболее популярными были словесные, наглядные и практические методы.
В методике преподавания истории нет единого мнения относительно методов обучения. Этот разброс мнений хорошо иллюстрирует А. А. Вагин. Отсутствие глав, посвященных методам обучения, в двухтомной методике свидетельствует о нерешенности данной проблемы. Попытку систематизировать методы обучения истории предпринял И. Я. Лернер , который утверждает, что метод обучения как способ достижения образовательной цели представляет собой совместную деятельность учителя и ученика. Таким образом, каждый метод должен одновременно определять как преподавательскую, так и учебную деятельность. Учение рассматривается прежде всего как познавательная деятельность, в ходе которой происходит усвоение знаний. Методы призваны отражать специфический способ усвоения и организации этого процесса познания.
На начальном этапе формирования знаний применяют объяснительно-иллюстративный метод, который заключается в организации осознанного восприятия готовой информации учащимися с помощью различных средств и приемов. Этот метод включает в себя использование наглядных материалов, устного изложения информации, а также представление документальных и художественных текстов. Учитель использует устную речь, письменные тексты, видео, а также памятники материальной и духовной культуры, их макеты, копии и символические наглядные материалы.
Второй метод обучения — репродуктивный. Его суть заключается в создании заданий на воспроизведение и выборе подходящего количества упражнений в педагогически оправданной системе. Затем происходит репродуцирование, то есть воспроизведение действий учеником в соответствии с заданием. Это может включать пересказ объяснений учителя, описание картины после её характеристики, составление простого и сложного плана, выполнение упражнений на знакомые темы, рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение событий на контурной карте, составление хронологической таблицы и упражнения на вычисление лет до и после н.э. В этом методе используются слово, наглядные материалы, текст и практическая деятельность.
И. Я. Лернер отмечает, что можно обладать знаниями и умениями, но не быть готовым к творческой деятельности, если не усвоен её опыт. Этот опыт можно получить только в процессе решения проблем и проблемных задач, для чего применяется исследовательский метод. Его суть заключается в формулировании или выборе проблемы и проблемных задач, которые затем предлагаются ученику для самостоятельного решения в определённой системе.
При использовании исследовательского метода ученик оказывается в ситуации, требующей не просто усвоения готовых знаний, а активного научного познания. Формы таких доступных учебных исследований могут быть разнообразными: от небольших текстовых задач до более продолжительных исследований, касающихся истории школы, улицы или микрорайона, где проживает ученик. В любом случае суть метода остается неизменной — это организованное усвоение опыта творческой деятельности, что позволяет творчески применять и осваивать знания.
Проблемы и проблемные задачи могут быть сформулированы словесно, на основе кино- и видеоматериалов, картин, документов, художественной литературы или объектов, представленных во время экскурсий. Это не вносит принципиальных изменений в суть метода. Применение исследовательского метода предполагает, что ученик уже обладает необходимыми умениями и навыками.
В преподавании истории также важен частично-поисковый, или эвристический, метод. Его суть заключается в том, что учитель, ставя проблему, которая трудна для самостоятельного решения, разбивает её на подпроблемы и предлагает серию взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач. Это вовлекает учащихся в процесс решения отдельных этапов задачи. Метод находит свое выражение в эвристической беседе, где учитель формирует ряд взаимосвязанных вопросов, ведущих к поиску решения основной проблемы. Каждый из этих вопросов представляет собой небольшую задачу, решение которой приближает к решению главной проблемы.
Кроме того, в преподавании истории важен метод проблемного изложения. Он заключается в том, что учитель ставит проблему и через цепь рассуждений и изложение материала раскрывает пути её решения, демонстрируя противоречивость процесса, трудности, с которыми сталкиваются, и способы их преодоления. Учитель должен показать всю сложность и многогранность процесса познания. Этот метод особенно эффективен при раскрытии сложных проблем. Объяснение учителя в этом случае служит образцом научного познания и сочетает элементы проблемного и частично-поискового изложения.
На уроке ключевую роль играет живое слово учителя, от качества которого во многом зависит успешность обучения истории. В методике используются "словесные методы", которые включают не только устное изложение и беседы, но также чтение и анализ различных исторических текстов, таких как учебники, научные работы и документы.
Словесные методы наиболее полно разработаны А.А. Вагиным. Он отмечает, что живое слово на уроке может принимать как монологическую (изложение материала учителем или учеником), так и диалогическую (беседа) форму. Слово учителя на уроках истории выполняет несколько функций: во-первых, оно информирует и создает целостную картину исторического прошлого. Во-вторых, оно передает учащимся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция), что помогает развивать критическое мышление. Изложение исторического материала служит отличным инструментом для формирования аналитических навыков у школьников, ведя их от образов прошлого к выводам и оценкам, а также обеспечивая примеры анализа и научной аргументации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балин, А. В. Использование инновационных методов в образовании / А. В. Балин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 724-725. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9007/ (дата обращения: 18.01.2025).
2. Барыкина, И. Е., Кузнецов, В. М. (2025). История. Новейшее время. (СПО). Москва, Издательство: Просвещение 2014 – 382 с.
3. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2011.- 250с.
4. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока – М.: Просвещение, 2020. – 434 с.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. - 121с.
6. Головин, Н. А. Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18001-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534120 (дата обращения: 18.01.2025).
7. Калуцкая Е. К. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX - нач. XXI вв. и обществознания : 11 класс : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Калуцкая Елена Константиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2020. - 317 с.
8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 2019. — 64 с.
9. Методика обучения истории: трудные вопросы истории России : учебное пособие для вузов / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16076-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542463 (дата обращения: 18.01.2025).
10. Мурадян Г. Н. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории / Г. Н. Мурадян. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2022 – № 10 – С. 10-16
11. Симонова Е. В. Рабочая тетрадь к учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосовой, И. А. Артасова, И. Н. Фёдорова История России. Конец XVII-XVIII век. 8 [Текст] / Е. В. Симонова, В. А. Клоков. - Москва: Дрофа, 2023. – 93 с.
12. Соколова, М. В. Устная история. Теоретические и педагогические основания: учебное пособие для вузов / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 124 с.
13. Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории : учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12440-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543155 (дата обращения: 17.01.2025).
14. Теория и методология истории : учебник и практикум для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560237 (дата обращения: 17.01.2025).
15. Хисматуллина, Г. И. Инновационные методы обучения / Г. И. Хисматуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108510/ (дата обращения: 18.01.2025).
16. Чариев, Турсун. Эффективные методы обучения истории / Турсун Чариев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (149). — С. 654-656. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42002/ (дата обращения: 18.01.2025).
17. Чернова М. Н. Преподавание истории в школе // Активное усвоение материала: школьный театр и экскурсии, 2020.- №7. -18-22с.
18. Шоган, В. В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 301 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12481-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543154 (дата обращения: 17.01.2025).
19. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541701 (дата обращения: 17.01.2025).
20. Яблонская, О. В. Методика обучения истории и обществознанию. Работа с изображениями : учебное пособие для вузов / О. В. Яблонская. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 138 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19729-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556992 (дата обращения: 18.01.2025).