Фрагмент для ознакомления
2
Герой рекламного образа - это будто сакральный товар, наделенный божественной способностью управлять стихиями и людьми. Любой рекламный образ должен быть запоминающимся, узнаваемым и привлекательным. Одна из его основных задач - формирование положительного отношения к рекламируемому товару или услуге.
Рекламные образы не должны быть оскорбительными и в полной мере выражать такие характеристики, как «эксклюзивность» и «открытость для публики».
Инвариантная составляющая образов в рекламе (например, сказок) основана на общей памяти культуры, связывающей народы, страны и эпохи (или хотя бы отдельные регионы), несмотря на периодические трансформации и воплощения в разных или похожих формах (Ю. М. Лотман). Часто первым источником этой постоянной конструкции является образ в искусстве (литература, музыка, живопись и т. д.). В то же время рекламные образы динамичны и меняются в зависимости от сферы культуры и других факторов, в частности от типа рекламы (коммерческой или социальной).
Рекламные образы являются одним из основных продуктов маркетинговых коммуникаций, поскольку имиджевая информация способна заинтересовать и привлечь большее количество людей. Однако творческий процесс в рекламе ограничен жесткими рамками четких планов и ясного выбора между эффективностью и эстетикой.
Творчество в рекламе сводится к выбору визуальных (музыкальных) образов из ограниченного числа возможных и написанию языковой части рекламного обращения, четко соответствующей установленным нормам. Рекламные образы создаются с использованием архетипов и стереотипов, с учетом особенностей менталитета потенциальных потребителей.
Реклама манипулятивна, ее механизмы воздействия - частота повторения, суггестия, подражание. Рекламный образ абстрагируется от товара, предлагая потребителю виртуальную действительность в рамках рекламных брендов и основанных рекламой норм потребления. В то же время рекламный образ конвенционален, т. е. он общеизвестен, включен в когнитивную базу общества, сопоставляется с современной культурной парадигмой, апеллирует к первоисточнику и завоевывает новое смысловое содержание в формате рекламной коммуникации.
Мужчина как носитель рекламного сообщения
Так в статье О.Л. Бегичевой и Д. Ф. Мухаметовой указывается: «Стереотипное изображение мужчин в рекламе связано с его гиперболизированной мужественностью, которая проявляется в физической силе и стойкости, карьере, высоком социальном статусе, дорогостоящем автомобиле, восхитительной спутнице и т.д. … Этот стереотип являет собой собирательное понятие: настоящий мужчина – это сильный, умный, с деньгами и хорошим вкусом, полноценная личность»
По этому поводу в еще одной статье Е.С. Сохряковой и С. О. Сохрякова говорится: «Ориентируясь на мужскую аудиторию, преимущественно придерживаются таких стереотипов, как мужская сила, стремление к собственной уникальности, рациональному зерну и независимости в принимаемых решениях». Данные позиции подтверждают, что употребление образа мужчины как сильного и мужественного человека неотделимая часть современной рекламы.
Проанализируем основные составляющие образа мужчины в рекламе:
Основной образ мужчины - это образ «искателя приключений». Он обладает такими качествами, как сила, страсть, физическая и умственная мощь, жажда познания нового и опасного, динамичность и властность. Для представления этого персонажа используются образы дикой природы. Например, дикие горы.
Похожий образ - образ «бизнесмена». Такой персонаж стремится владеть всем самым лучшим, всегда элегантен, везде ведет себя респектабельно и предпочитает классический стиль. Они активны, динамичны, целеустремленны и уверены в себе. (Скоро вы поймете, в какой рекламе используется этот образ).
В рекламе иногда встречается образ «инфантильного мужчины». Вспомните повара в рекламе известной марки майонеза. В начале ролика он хвастается тем, что является мастером кулинарии. Но затем рядом с ним появляется мама героя и сообщает, что майонез, который он использует, совсем не подходит для салатов. Образ успеха дискредитирован, а с персонажа снят лоск успешности. Перед нами образ большого старого карапуза - образ, которым русские женщины сыты по горло в реальной жизни. Но от этого никуда не деться. Он свой, он родился с ним, и поэтому он достигает своей главной цели: продает товар.
Образ «настоящего мужчины» подразумевает чувство неполноценности при отклонении от мужского образа. Быть «деловым» мужчиной - это обязанность; он не может проводить много времени с женщинами, но может проводить много времени с друзьями. Однако образ жизни мужчин в современном обществе меняется, у них появляются новые увлечения и привычки. Рекламодатели не упускают возможности показать чувствительных мужчин. Мало кого удивляет образ мужчин, которые готовят.
В последнее время рекламная индустрия стремится приобщить мужчин к использованию традиционно женских товаров. Это касается и краски для волос, и косметики. Теперь мужчины спокойно рекламируют средства против морщин. Конечно, мужчины постарше не поймут и отвергнут их, но молодые и среднего возраста мужчины, возможно, будут готовы включить в свою жизнь ухаживающие компоненты, не считая их «немужскими».
Сегодня тенденции развития мужских образов в рекламе свидетельствуют о том, что происходит в обществе, культуре и сознании людей. (Нам остается только наблюдать, испытывать неосознанное (что неизбежно) влияние этих образов и следить за их трансформацией). Таким образом, мужские образы формируются на основе современных представлений об идеале.
Во многих случаях мужчины - это авантюристы, твердые и мужественные, с сильным характером, независимые и решительные. Однако есть и другие образы. У них женственные черты лица, они не мускулисты и имеют мальчишеский образ.
Его область интересов – исключительно дорогая одежда и украшения. Женщины в рекламе всё чаще обретают черты мужественности, а мужчины –женственности. Все чаще мужчина изображается на кухне, весь в домашних делах, окруженный детьми. Вспомните рекламный ролик чистящего средства "Мистер Мускул", где герой - хилый недотепа.
Образ "настоящего мужчины" подразумевает ущербность в любом отступлении от маскулинного имиджа. Нельзя быть "не при делах" -- т.е., не на машине и не с фотомоделью на правом переднем сидении. Им не стоит чересчур увлекаться женщинами, и ни в коем случае нельзя сходить с женой на балет вместо пивных посиделок с друзьями (образ мужского клуба в рекламе пива "Пит").
Чаще всего в рекламе перед аудиторией возникают следующие образы мужчины:
преуспевающий бизнесмен на дорогостоящем автомобиле и в хорошем костюме;
спортсмен с отличным телом, который ведет здоровый образ жизни;
искусный соблазнитель в окружении красивых женщин;
любящий муж и отец (встречается в любой рекламе – от автомобилей до кетчупа);
тусовщик;
настоящий друг (клише мужской дружбы часто применяется в рекламе алкогольных напитков).
По мнению экспертов, тексты, озвученные низким мужским голосом, всегда более достоверны. Удивительно, но в США почти 90 % рекламных роликов дублируются мужчинами. Таким образом, традиционное представление о мужчинах как о сильных, выносливых, мускулистых и любящих спорт отражается в рекламной продукции компаний и фирм. Профессионалы рекламного бизнеса не упускают возможности показать 'мужские эмоции', которые могут любить и ценить дружбу. Чувственный аспект мужских характеров успешно эксплуатируется в рекламных роликах различных пивных компаний.
Маркетологи выбирают уверенных в себе, независимых, романтичных, добрых и самокритичных мужчин. Образ жизни мужчин в современном обществе меняется. У представителей сильного пола появляются новые увлечения и привычки.
Сегодня никого не удивляет, если хобби мужчины - кулинария, а в рекламных кампаниях производители все чаще ориентируются на женатых мужчин, отцов семейства. Многие производители рекламы по-прежнему используют в своих роликах образы сексуальных мужчин - «горы мышц». Чувственные и сексуальные мужские образы также необходимы при подаче рекламной информации о деятельности иностранных банков и финансовых компаний.
Фрагмент для ознакомления
3
. А. Рекламный образ как инвариант художественного в современной культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2009. 20 с.
Батурина Л. И. Российский ассоциативный портрет современной рекламы //Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/Ред. ВВ Красных, АИ Изотов.. М.: Диалог–МГУ. – 1999. – №. 7. – С. 85-99.
Бегичева О.Л., Мухаметова Д.Ф. Гендерные стереотипы в рекламе // Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, 2019. – С 175-178. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42706792/ (дата обращения: 20.01.2025).
Береснева В. В. Образ мужчины в рекламе спортивной продукции. – 2021.
Бушуева Я. А., Гусева Ю. Е. Гендерные стереотипы в российской и зарубежной социальной рекламе //Психология в современном мире: Сб. ст. Международной научно-практической конференции. М.: МГУДТ. – 2017. – С. 285-289.
Додонов М. И., Евграфов И. Е. Реклама как метод пропаганды физической культуры и спорта //Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. – 2016. – С. 127-129.
Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: РИП-холдинг, 2003. 217 с
Захаров О. Ю. Боевые искусства под влиянием коммерциализации: международный опыт и тенденции //Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. – 2018. – №. 4. – С. 55-65.
Калинина А. А., Джавршян Н. Р. Использование мужских и женских стереотипов в глянцевой фотографии в рекламе товаров и услуг //Вектор экономики. – 2019. – №. 11. – С. 12-12.
Кудрявцева С. В., Слепцова Т. В. РЕКЛАМА С УЧАСТИЕМ ИЗВЕСТНЫХ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ КАК ФОРМАТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА //ББК 75я43 П78 Редколлегия: ВА Аикин, д-р пед. наук, профессор, ТП Бакурова, канд. пед. наук, доцент. – 2022. – С. 189.
Леньшина Л. И., Андрианова Р. И. Маркетинг и реклама в спортивной индустрии //СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. – 2022. – С. 207-211.
Лопатина А. А. Гендерные стереотипы в рекламе //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – №. 6. – С. 7-11.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 стр.
Петушкова Е. В. Гендерные аспекты современной рекламы //Вестник Московского государственного университета печати. – 2011. – №. 12. – С. 147-154.
Петров М.С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 401-407.
Савченко Д. Г. О понятии «рекламный образ» //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2018. – №. 18 (816). – С. 308-319.
Савицкий А. Н. Этические основания боевых искусств как средство совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности //Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №. 9. – С. 314-320.
Смирнова И. С., Бляхер Л. Е. Гендерные стереотипы в рекламе //Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 11. – №. 2. – С. 111-116.
Тонковидова А. В. Особенности построения рекламы спортивных организаций //Электронный сетевой политематический журнал" Научные труды КубГТУ". – 2020. – №. 3. – С. 642-646.
Турутина Е. С., Тоноян С. Н. Гендерные образы в рекламе: особенности восприятия и репрезентации //Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. – 2010. – №. 1 (1). – С. 52-64.
Чиганова, Д. А. Мужские и женские образы в спортивной рекламе / Д. А. Чиганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46079/ (дата обращения: 19.01.2025).
Шинкаренко Е. А. Деятельность рекламиста по созданию образов в российской телевизионной рекламе: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Нижний Новгород, 2009. 28 с.