Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях глобализации и трансформации общества особое значение приобретает гражданско-патриотическое воспитание молодёжи. Формирование у учащихся уважения к родной культуре, истории и традициям, а также осознание своей роли в развитии общества является важной задачей современного образования. Одним из эффективных инструментов достижения этой цели может стать предмет «Иностранный язык».
Иностранный язык предоставляет широкие возможности для включения элементов гражданско-патриотического воспитания в образовательный процесс. Через изучение культурно-исторических особенностей своей страны и сопоставление их с традициями других народов учащиеся не только расширяют свои знания, но и развивают чувство национальной идентичности и толерантности.
Средний этап обучения является важным периодом формирования ценностных установок школьников. Именно в этом возрасте учащиеся начинают осознавать своё место в обществе, а преподавание иностранного языка может стать мощным средством воспитания гражданско-патриотических ценностей, если в процесс обучения органично интегрируются соответствующие темы, задания и проекты.
Формирование гражданско-патриотических ценностей у подрастающего поколения является актуальной проблемой, которая активно исследуется в педагогической и психологической науке. Вопросы гражданского и патриотического воспитания рассматривались в работах таких отечественных учёных, как Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и Н. Е. Щуркова. Эти исследователи подчёркивали важность формирования у школьников уважения к национальной культуре, традициям и историческим достижениям как основы гражданственности и патриотизма.
Л. И. Новикова в своих трудах выделяла воспитание гражданственности как один из важнейших компонентов образовательного процесса, указывая на необходимость интеграции этого аспекта в школьные предметы [18, с. 35]. В. А. Сухомлинский акцентировал внимание на воспитании любви к родине через изучение родной истории и культуры, утверждая, что патриотизм формируется через осознание своего места в историческом контексте [24, с. 35].
Е. И. Пассов рассматривал использование аутентичных текстов и проектов как средства формирования гражданственности и межкультурной толерантности [19, с. 44-45]. Г. В. Рогова подчёркивала значение сравнительного анализа культур в развитии ценностных установок учащихся [22, с. 78]. Н. Д. Гальскова исследовала межкультурный подход в обучении иностранным языкам и его влияние на воспитание толерантности и уважения к родной культуре [9, с. 140].
О. А. Соловьёва и Т. И. Ефремова предлагают включение патриотических тем в образовательный процесс через проектную и интерактивную деятельность, подчёркивая, что такие методы способствуют осмысленному восприятию учащимися национальных ценностей [23, с. 205].
Тем не менее, несмотря на высокий уровень проработки темы, существует необходимость дальнейшего исследования вопросов интеграции патриотических аспектов в преподавание иностранного языка на среднем этапе обучения, что определяет актуальность данной работы.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования гражданско-патриотических ценностей средствами предмета «Иностранный язык» на среднем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
раскрыть понятие гражданско-патриотических ценностей и их значение в образовательном процессе;
исследовать роль иностранного языка в формировании гражданско-патриотических ценностей;
рассмотреть современные методические подходы к обучению иностранным языкам с позиции воспитания гражданственности и патриотизма;
разработать примеры уроков и учебных заданий, направленных на формирование гражданско-патриотических ценностей.
Объектом исследования является процесс формирования гражданско-патриотических ценностей у школьников среднего звена.
Предмет исследования — использование средств предмета «Иностранный язык» для достижения данной цели.
Методология данной работы включает теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы (обобщение, сравнительный анализ) использовались для изучения научной литературы по вопросам гражданско-патриотического воспитания и методики преподавания иностранного языка. Эмпирические методы применялись для разработки учебных материалов, а также анализа их эффективности.
Результаты данного исследования могут быть полезны преподавателям иностранного языка и методистам, заинтересованным в развитии гражданско-патриотических качеств учащихся.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданско-патриотических ценностей
1.1. Понятие гражданско-патриотических ценностей
Гражданско-патриотические ценности представляют собой совокупность моральных ориентиров и убеждений, направленных на развитие у личности чувства принадлежности к своей стране, уважения к её истории и культуре, а также готовности активно участвовать в жизни общества. Эти ценности формируются в процессе социализации и имеют важное значение для воспитания сознательных и ответственных граждан. Патриотизм в контексте гражданско-патриотического воспитания понимается не только как любовь к родине, но и как активное участие в её развитии, защита её интересов и поддержка демократических ценностей.
Как отмечает Л. И. Новикова, гражданско-патриотическое воспитание включает в себя не только патриотизм в узком смысле этого слова, но и осознание гражданской ответственности за будущее своей страны и общества в целом [18, c. 115]. В её работах подчёркивается, что формирование гражданских и патриотических ценностей невозможно без привития школьникам чувства национальной гордости и понимания их роли в сохранении и развитии культурных традиций и исторического наследия.
Другим важным исследователем в области гражданско-патриотического воспитания является И. А. Зимняя, которая рассматривает патриотизм как элемент системы ценностей личности, включающий не только любовь к родине, но и уважение к её институтам, традициям, законам. Зимняя подчёркивает, что патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование у школьников осознания своего гражданского долга и ответственности за будущее своей страны [12, c. 95].
Г. В. Рогова в своей статье акцентирует внимание на том, что гражданско-патриотические ценности в контексте преподавания иностранных языков могут быть эффективно развиты через знакомство с культурными традициями других стран и сравнительный анализ с отечественными ценностями. Такой подход способствует не только расширению кругозора учащихся, но и укреплению чувства национальной идентичности [22, c. 51].
Важно также отметить работу Н. Е. Щурковой, которая указывает на необходимость интеграции гражданско-патриотических ценностей в школьное образование, рассматривая патриотизм как основу для формирования у учащихся чувства ответственности и готовности к активному участию в жизни своего общества. В её подходе важным аспектом является сочетание патриотического воспитания с развитием толерантности и межкультурной коммуникации [30, c. 180-181].
Проблема гражданско-патриотического воспитания в современных социально-экономических и политико-правовых условиях развития государства является актуальной и значимой. Это связано с целями и требованиями законодательных актов в области образования, таких как Закон «Об образовании», Государственная программа «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» и указ президента В. В. Путина «О национальных целях развития РФ до 2030 года». Эти документы подчеркивают важность формирования гражданской позиции у молодежи, готовности защищать интересы своей страны на внутренних и международных уровнях. В частности, создание общественной организации «Российское движение школьников» в 2015 году направлено на реализацию гражданско-правовых ценностей, включая любовь к Родине и готовность к общественной деятельности [2, c. 230].
Исследования Г. Я. Гревцевой и М. Е. Дуранова раскрывают гражданско-патриотическое воспитание как процесс социализации личности, направленный на ее социокультурное становление и присвоение культурных и моральных ценностей [11, c. 15]. Важным аспектом этого процесса является взаимодействие гражданского воспитания с уровнем развития государства и общества, что оказывает влияние на активную позицию граждан в управленческой и общественной сферах. Сущность гражданско-патриотического воспитания включает управленческие формы, цели и задачи, а также социокультурное пространство, в котором реализуются педагогические методы и средства.
В свою очередь, Е. В. Ишуткина и О. В. Карева подчеркивают, что патриотизм и гражданственность являются ключевыми составляющими гражданско-патриотического воспитания [15, c. 17]. Эти понятия связаны с нравственными качествами, которые включают любовь к своей стране, уважение к ее достижениям, знание истории и готовность следовать государственным идеалам. Патриотизм связан с духовной ценностью, выражающейся в привязанности к Родине и заботе о ее интересах, а гражданственность – с осознанным проявлением своей гражданской позиции и ответственности за судьбу страны.
Т. Т. Щелина определяет гражданско-патриотическое воспитание как процесс формирования ценностной структуры личности, включая понятия «Отечество», «Родина», «Гражданин», «Патриот» и другие [29, c. 240]. Она выделяет компоненты, такие как познавательный (мировоззрение), социально-гуманитарный (осознание прав и обязанностей), эмоционально-ценностный (сознание идеалов) и мотивационный (ценностно-гражданские мотивы).
А. А. Болотов рассматривает гражданско-патриотическое воспитание как двусторонний процесс, включающий патриотическое и гражданское воспитание, что предполагает формирование любви и ответственности перед Родиной, а также активное участие в общественной жизни [7, c. 5]. Важно также включение физкультурных программ и военной подготовки для развития гражданских качеств у подрастающего поколения.
В результате анализа походов разных авторов к исследованию гражданско-патриотического воспитания, можно сделать вывод, что это многогранный процесс социализации, включающий формирование гражданских и патриотических ценностей у личности. При работе с этим понятием, важно учитывать различные теоретические подходы, которые подчеркивают его значение для развития ответственного гражданина, готового защищать интересы своей страны и активно участвовать в жизни общества.
Таким образом, понятие гражданско-патриотических ценностей включает в себя как личностные, так и социальные аспекты. Важнейшими компонентами являются патриотизм, гражданская ответственность, уважение к истории и культуре своей страны, а также готовность к активному участию в её жизни. Эти ценности формируются через образовательный процесс и взаимодействие с культурной средой, что подчёркивают работы ряда авторов, исследующих данный вопрос в контексте школьного воспитания.
1.2. Важность гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе
Внедрение гражданско-патриотического образования в процесс школьного обучения способствует развитию у школьников уважения к истории и культуре своей страны, формированию осознанной гражданской позиции, а также способности к активной общественной деятельности. Социально-педагогический аспект данного процесса предполагает использование разнообразных педагогических методов и средств, направленных на воспитание любви к Родине, ответственности перед обществом и осознания значимости национальных ценностей.
Патриотическое воспитание всегда было приоритетной задачей государства, однако в современных социально-экономических условиях его значение многократно возрастает. Нестабильность, расслоение общества, миграционные процессы и обострение национальных противоречий требуют системного подхода к формированию патриотического сознания у подрастающего поколения. Одновременно наблюдается утрата традиционного понимания патриотизма, снижение воспитательного влияния культуры и образования, что делает необходимость укрепления патриотического воспитания особенно актуальной.
Патриотизм понимается как любовь и преданность Родине, уважение к её истории, культуре, государственным символам и готовность служить её
Фрагмент для ознакомления
3
1. People we admire. Famous Russians. Урок-конференция в 8-ом классе. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/586170. — (Дата обращения: 19.01.2025). – Текст: электронный.
2. Александрова, С. М., Бугеро, Н. В., Никольская, Л. В., Пономаренко, И. Н., Кривуля, И. В. Понятие и сущность гражданско-патриотического воспитания / С. М. Александрова, Н. В. Бугеро, Л. В. Никольская, И. Н. Пономаренко, И. В. Кривуля // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 10. — С. 229-232. - Текст: непосредственный.
3. Андреева М. А. Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 23 с. - Текст: непосредственный.
4. Ариян, М. А., Золотова, М. В., Карпова, Ю. Н. Отечественный художественный фильм как средство формирования патриотических качеств у студентов на занятиях по иностранному языку / М. А. Ариян, М. В. Золотова, Ю. Н. Карпова // Язык и культура. — 2023. — № 63. — С. 100–120. - Текст: непосредственный.
5. Баженова, Е. И. Содержание программы гражданско-патриотической направленности при обучении английскому языку на уровне основного общего образования / Е. И. Баженова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. — 2022. — № 3 (79). — С. 199–204. - Текст: непосредственный.
6. Беляев, Б. В. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2018. — 384 с. - Текст: непосредственный.
7. Болотов А.А. К вопросу о гражданско-патрио-тическом воспитании в России на современном этапе / А.А. Болотов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2019. -№ 2. - С. 4-8. - Текст: непосредственный.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: теоретические основы обучения. — М.: Педагогика, 2019. — 320 с. - Текст: непосредственный.
9. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и факультетов иностранных языков / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Академия, 2019. — 336 с. - Текст: непосредственный.
10. Глазунова И. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2002. 196 с. - Текст: непосредственный.
11. Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект / Г.Я. Гревцева, М.Е. Дуранов // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 4 (8). - С. 11-21. - Текст: непосредственный.
12. Зимняя, И. А. Лингводидактика и психолингвистика: теоретические основы обучения иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 2020. — 415 с. - Текст: непосредственный.
13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2003. — 384 с. - Текст: непосредственный.
14. Иванова, Е. А., Смирнова, Л. Ю. Использование проектной деятельности в обучении иностранным языкам / Е. А. Иванова, Л. Ю. Смирнова // Современные исследования в образовании. — 2021. — Т. 10, № 4. — С. 65–72. - Текст: непосредственный.
15. Ишуткина Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание / Е.В. Ишуткина, О.В. Карева // Инновации в науке и практике: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2018. - Т. 5 (5). - С. 16-19. - Текст: непосредственный.
16. Коряковцева, Н. Ф. Межкультурная компетенция как цель обучения иностранным языкам / Н. Ф. Коряковцева. — М.: АСТ, 2009. — 312 с. - Текст: непосредственный.
17. Монахова, Т. А. Формирование гражданской идентичности у школьников средствами образования // Современные исследования в образовании. — 2022. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-u-shkolnikov-sredstvami-obrazovaniya. — (Дата обращения: 19.01.2025). - Текст: электронный.
18. Новикова, Л. И. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников / Л. И. Новикова. — М.: Педагогика, 2004. — 192 с. - Текст: непосредственный.
19. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1985. — 223 с. - Текст: непосредственный.
20. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000. — 144 с. - Текст: непосредственный.
21. Развитие гражданско-патриотических ценностей через изучение государственных символов России на уроках английского языка. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/614610. — (Дата обращения: 19.01.2025). - Текст: электронный.
22. Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение, 1988. — 206 с. - Текст: непосредственный.
23. Соловьёва, О. А. Интерактивные технологии в обучении иностранным языкам: монография. — М.: Academia, 2012. — 256 с. - Текст: непосредственный.
24. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1969. — 304 с. - Текст: непосредственный.
25. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2017. — 256 с. - Текст: непосредственный.
26. Чернышова, Е. А. Проблемы гражданского воспитания в условиях современного образовательного процесса // Педагогика и образование. — 2021. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-grazhdanskogo-vospitaniya-v-usloviyah-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa. — (Дата обращения: 19.01.2025). - Текст: электронный.
27. Шатилова, О. Н., и Смирнова, Е. А. Развитие патриотизма средствами школьного образования. — Екатеринбург: Уральский университет, 2023. — 312 с. - Текст: непосредственный.
28. Шевелева, Н. В. Роль патриотического воспитания в системе современного образования / Н. В. Шевелева // Интерактивное образование. — 2018. — Вып. 77. — URL: https://io.nios.ru/articles2/96/2/rol-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.01.2025). - Текст: электронный.
29. Щелина Т.Т. Сущностные характеристики гражданственности и патриотизма как ценностная основа в воспитании студентов / Т.Т. Щелина // Человек, наука, социум. - 2021. - № 3 (7). - С. 229-243. - Текст: непосредственный.
30. Щуркова, Н. Е. Интеграция гражданско-патриотических ценностей в школьное образование / Н. Е. Щуркова. — М.: Академия, 2010. — 248 с. - Текст: непосредственный.