Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Понятие музыкальной культуры 5
2. Сущность формирования музыкальной культуры у старших дошкольников 9
3. Педагогические условия формирования музыкальной культуры у старших дошкольников 15
4. Методические рекомендации по формированию музыкальной культуры у старших дошкольников 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложения 27
Фрагмент для ознакомления
2
В рамках системно - деятельностного подхода образовательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом принципа включения личности каждого ребенка в продуктивно значимую деятельность. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. При этом, одним из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность [17].
Любое продуктивное творчество ребёнка направлено на создание того, или иного результата. В связи с этим, можно говорить о продуктивной деятельности ребёнка.
Чаще всего говорят о деятельности репродуктивной, продуктивной и творческой. Под репродуктивной деятельностью понимают выполнение действия по образцу. Если ребёнок занят, к примеру, рисованием, или лепкой, у него в любом случае получится свой собственный продукт, который можно обозначить как результат продуктивной деятельности. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и соответствующими представлениями.
В ходе, к примеру, совместной музыкально-театрализованной деятельности дети всегда проявляют активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение дошкольниками продуктивными видами деятельности является важной подготовкой детей к обучению в школе.
Педагог целенаправленно организует продуктивные виды детской деятельности. Его задача - обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности. Ребёнка предварительно необходимо подготовить к кропотливой и непростой работе и для этого необходимо сформировать у дошкольника мотивацию к предстоящей работе.
Ресурсы и возможности каждого ребёнка разные. Педагог должен подобрать задание для каждого, в соответствии с его возможностями, интересами и предпочтениями. В ходе продуктивной творческой деятельности дошкольник самостоятельно определяет порядок действий для достижения своей цели. Не все дети изначально видят образ того, что у них может получиться в процессе работы.
Задача педагога - оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве и признавать детские достижения. Взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумывать, предвидеть, домысливать, преобразовывать и др. Продуктивное творчество и творческие способности дошкольники демонстрируют в ходе различных видов деятельности.
Организационно-педагогические условия – это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, которая обеспечивает сохранение целостности и полноты образовательного процесса.
Одним из важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс со стороны воспитателя. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ребёнку личностные смыслы собственной продуктивной и творческой деятельности.
Задачи в развитии творчества детей могут играть как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны – это направляет поисковую деятельность детей, а с другой - резко сужают ее. Дети не ищут вариантов, оригинальных и рациональных способов, главное для них - добиться успеха и решить поставленную перед ними задачу. Педагогу, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с тем, или иным видом продуктивного творчества.
Если у ребёнка сохраняется мотивация к данному конкретному виду деятельности, то у них появляется эмоциональная и интеллектуальная активность, которая связана с увлеченным поиском вариантов решений и стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт.
Само решение задачи превращается в творческий поиск. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи и ставят перед собой определенные цели. Творческая деятельность ребёнка напрямую зависит от богатства и разнообразия уже полученного опыта.
Важным условием эффективного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является условие максимального напряжения сил. Педагог должен это учитывать при планировании к примеру, музыкального занятия.
Интенсивность развития той или иной способности субъекта зависит от частоты ее максимального использования. При этом, предоставление ребенку полной свободы в выборе деятельности, определении последовательности ее выполнения, продолжительности занятий способствует наиболее полной реализации желаний и интересов ребенка, но здесь необходима обязательная целесообразная и доброжелательная помощь взрослого. Важно не превратить помощь в подсказку.
Педагог постоянно побуждает ребёнка к творчеству, но при этом терпеливо относиться ко всем его идеям и предложениям. Если по каким-либо причинам ребёнок не достиг желаемого эффекта, педагог просто проявляет сочувствие к его неудачам. Практика психолого-педагогической работы доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника.
Специалисты отмечают, что далеко не каждый ребёнок способен самостоятельно проявлять творческую активность. Это говорит о том, что эффективность и действенность воспитания творческих способностей у детей зависит от целенаправленности данного процесса, что несомненно, зависит от всех тех условий, которые сможет создать педагог.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2014. – 49 с.
2. Аверкиева А.И. Педагогические возможности традиционной народной культуры для развития творческих способностей детей младшего возраста. - Ценности и смыслы, 2021, №2 (72). С.112-120.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2018. – 64 с.
4. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
5. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
6. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
7. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
8. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - Спб.: издательство Буковского, 2011. - 60 с.
9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса. - пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.В. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. – 486 с.
11. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 15.01.2025).
12. Елецкая, А.М. Музыкальное воспитание дошкольников / А.М. Елецкая. – Тверь: Обелиск, 2020. – 298 с.
13. Еремина, Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 15.01.2025).
14.. Зденек, М. Учебник по творческому мышлению / М. Зденек. – Спб.: Попурри, 2011. – 352 с.
15. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
16. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 15.01.2025).
17. Кричевская, А.М. Организация сотворчества в дошкольном образовательном учреждении: принципы и технологии / А.М. Кричевская, И.М. Володина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 40–52.
18. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова. - Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
20. Шевченко Е.Г. Интегрированные уроки музыки и английского языка как средство интеллектуального и творческого развития дошкольников http://w.w.w.school2100.com/upload/iblock/9d5/9d5db0f8d4cd3b5f230475e6ac49b385.pdf (дата обращения: 15.01.2025).