Фрагмент для ознакомления
2
В неблагополучной семье нередко проявляется деструктивное влияние на ребенка и на других членов семьи, что довольно предсказуемо. Вопросы, связанные с исследованием неблагополучных семей или семей из так называемой «группы риска» рассматриваются как потенциально важные в науке. В контексте рассмотрения потенциальных и актуальных матерей, которые априори задают потенциальную некоторую «опасность» деструктивного воспитания. Среди них матери с нарушением идентичности, тревожные, агрессивные, пережившие насилие, т.е. имеющие опыт взаимодействия с травмирующими, ранящими родителями. Матери, имеющие ненадежный тип привязанности со своими родителями и др. Будущие родители, пережившие опыт неэффективного воздействия со стороны своих родителей, в свое родительство могут «нести» неэффективные стратегии воспитания, тревожность, агрессию. А могут «уйти» от своего негативного опыта, переосмыслив его, пройдя опыт терапии / самотерапии (A.A.Бодалев, Г.Т. Хоментаускас, Л.Л.Баз, Г.В.Скобло и др.) [20]. Так, дети ощущают безопасность либо опасность нахождения с матерью в концепции привязанности. В первом случае это надёжная привязанность – мать устойчива, принимает ребенка и положительно к нему относится, отвечает на его запросы. Привязанность надежна и ребёнок дальше выходит в социум устойчивым, с доверием к окружающему миру, с потенциально конструктивной способностью к общению. В противоположном случае – при ненадежной привязанности (тревожно-устойчивой, тревожно-избегающей или дезорганизованной) привязанности мы наблюдаем отсутствие всех этих аспектов, в некоторых случаях также тревожность и агрессивность. В неблагополучной семье, уже на первых этапах детско-родительских отношений, матери, нередко, отвергающие, «мертвые», холодные, в силу их болезни (зависимость, клиническая депрессия и т.д.), педагогической неграмотности, нищеты, сосредоточенности на проблемах быта, и др.[18]
Р.Ж. Мухамедрахимов показал, что важным аспектом детско-родительских отношений является не только влияние родителей, как личности на ребенка, но и особенности личности ребёнка на родителей [11]. В частности, ребенок с особенностями развития, слишком активный или слишком тихий и т.д., может вызывать у родителей в неблагополучной семье определенную реакцию, агрессию, отвержение (А.Фрейд, О.Кернберг, Э.Арутюняц, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова, Фролова С.В. и мн.др.) [20]. На первых этапах развития особо значимым объектом и фигурой является мать, либо фигура её заменившая. Нужно сказать в целом, что поведение матери – это комплекс личностных особенностей женщины, её опыта, наследственности и, как уже было сказано выше, это реакция на конкретного ребёнка, принятие его, реакции на его поведении и др. особенно, в послеродовой период [11].
В частности, как отдельный вопрос науки и достаточно плодовитый в отношении научного результата является вопрос родительской депривации в неблагополучных семьях. Она может быть сознательной или вынужденной. Так или иначе, депривация (родительская, эмоциональная депривация) – ситуация когда ребенок на первых этапах развития отделен от матери, не получает эмоционального, тактильного, коммуникативного контакта с ней. Последнее может происходить и из-за воспитательной позиции родителей («ребенок маленький – ничего не понимает», «не нужно приучать его к рукам» и т.д.). Депривация приводит к нарушениям эмоциональной сферы, к трудностям в социальном взаимодействии и в формировании привязанности ребёнка к матери и т.д. [18].
Семья обязана удовлетворять витальные потребности ребёнка, это очевидно, но главное – это удовлетворение психологических потребностей формирующейся личности в признании, защите, принятии, эмоциональной поддержке, уважении и заботе т.д.[18].
«От того, как проходит общение, зависит и результат воспитания, и конечно общее благополучие ребенка, да и родителей»- говорила Ю.Б. Гиппенрейтер [4]. Многое зависит от коррекции поведения ребенка со стороны родителей, от реакции родителей на его поведение и от возможностей и стремления помочь в фрустрирующих для ребенка ситуациях. Важным является общий тип воспитания. В классической классификации А.П.Макаренко автор выделил такое понятие как «ложный родительский авторитет», нередко принятый в неблагополучной семье - авторитет подавления, педантизма и подкупа. Тогда как истинный авторитет – авторитет любви и уважения к личности, говорил автор [8].
В психолого-педагогической науке выделяют базовые направления семейного воспитания – стили воспитания. Это демократический и авторитарный стиль, также, третьим между ними выступает вариант либерально-попустительского отношения. В неблагополучных семьях редко принят демократичный стиль воспитания.
В контексте авторитарного стиля родители допускают агрессию в воздействии на ребенка. Основным инструментом воспитания здесь является подавление, агрессия и установление жёстких границ. Эмоционально-чувственные проявления игнорируются, как и проявления уникальности Ребенку постоянно необходимо защищаться и «быть начеку». Формируется общее чувство вины и страх[3].
Попустительстве стиль – это в некотором смысле антоним, противоположность предыдущего варианта. Когда равнодушие к ребёнку воплощается во вседозволенность. Воспитательное воздействие минимально, родителей, зачастую, «нет рядом» в нужный момент, для ребенка нет чёткого определения границ. Присутствует поощрение и обилие свободного времени, много ответственности, которую ребёнок ещё не готов взять на себя.
Помимо рассмотренных типов, в неблагополучных семьях нередко присутствуют и другие стили воспитания. Например, В.И. Гарбузов предлагает несколько типов деструктивного воспитания, которые оказывают фактически фатальное влияние на формирование личности ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. СПб.: Речь 2015. 436 с.
2. Буянов М. М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет.психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. М., 1986. 189 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Издательство «МАСС МЕДИА», 2012. С. 42-44.
5. Дружинин В. Н. Психология семьи СПб.: Питер, 2016. – 176 с.;
6. Захарова Г. И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
7. Иванова Н. П. Модель социально-педагогической поддержки социализации детей в семьях группы риска // Семья в России. 2009. N 2. С. 45-51
8. Книга для родителей. М. : Педагогика, 1988. 300 с.
9. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография. М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. 112 с.
10. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психодинамические механизмы аддикций в постсовременной культуре: монография. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. 189 с.
11. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 288 с.
12. Мардахардаев Л. В. Социальная педагогика. М.: РГСУ.-Омега-Л.-2014. 416с.
13. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.-Класс, 1998. 304 с.
14. Млодик И. Ю. Метаморфозы родительской любви или Как воспитывать, но не калечить. М.: Генезис, 2018. 160 с.
15. Солодников В. В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007. 384 с.
16. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детства: муниципальная система. М.: Народное образование, 2002. 112 с.
17. Олиференко, Л. Я., Шульга, Т. И., Дементьева, И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. 256 с.
18. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. 319с.
19. Психология и педагогика : учебно-практическое пособие / Г. В. Гарбузова [и др.] ; [науч. ред. О. А. Семерич] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Брянский гос. технический ун-т. Брянск : Изд-во БГТУ, 2011-. Ч. 1. - 2011. 145 с.
20. Скоромная Ю. Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен. – дисс.канд.психол.наук. М., 2006. 26 с.
21. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
22. Филатова О. В. Особенности деятельности социального педагога в процессе работы с неблагополучными семьями. Дисс. канд. пед. наук. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб., 2017. 187 с.
23. Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
24. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребёнка // Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО; Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2004. 22 с.
25. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003. 272 с.
26. Чумичева Р. М. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: пособие для педагогов-психологов, социальных работников, приемных родителей. Ростов-на-Дону, 2010. 198 с.
27. Шелег Л. А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»/ Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М.: СК «СМАРТ-М», 2005. С.28-31.
28. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009. – 651 с.