Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Человечество уже тысячелетия ищет наиболее со-вершенные формы государственной организации общества. Эти формы ме-няются с развитием самого общества. Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осу-ществления государственной власти.
Проблема политико-правового режима остается актуальной, поскольку она становится одной из основных в теории государства и права, а также в политологии. Методы осуществления власти отражаются в функциях госу-дарства и напрямую зависят от государственного режима. Когда существует определенный режим в государстве, развитие правовой системы идет в од-ном направлении. Через определенный вид режима в государстве происхо-дит определение реальных властных субъектов и системы их взаимоотноше-ний между собой и нацией.
Актуальность проведения анализа режимов политического управления связана с тем фактом, что современные модели политического устройства общества, при всем их многообразии, не выработали единой универсальной модели. Все существующие режимы имеют определенные недостатки, и для их устранения целесообразно исследовать отдельные характеристики поли-тических режимов и особенностей организации политической власти того или иного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникаю-щие при реализации формы государства.
Предметом исследования является нормативное закрепление политико-правового режима в Российской Федерации и зарубежных странах.
Основной целью работы является комплексное исследование соотно-шения демократии, авторитаризма, тоталитаризма как политических режи-мов.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность государственного (политического) режима;
охарактеризовать формы политико-правового режима;
раскрыть понятие и признаки авторитарного режима;
рассмотреть типологию авторитарных режимов.
Методы исследования: анализ, синтез, комплексный, системный, сравни-тельно-правовой, нормативный, формально-логический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащие-ся в нем положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании теоретических положений о политиче-ском режиме в современном российском праве.
Структура работы предопределена указанными выше целями и задача-ми исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включа-ющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА
1.1 Понятие и сущность государственного (политического) режима
Сегодня в научной среде принято три основных подхода к изучению политических режимов. Это институциональный, социологический и систем-ны подходы. Каждый из них носит свои характерные особенности и отли-чия, и направлен на изучения различных аспектов такого явления, как поли-тический режим.
По мнению американского политолога Роя Макридиса, «политический режим открывает себя в работе политических институтов, в путях и способах реализации нормативных установлений политической системы» . Данный подход называется институциональным (юридическим, правовым).
Этот подход уделяет внимание процедурным и формально юридиче-ским характеристикам функционирования политической системы. При ис-пользовании данного подхода понятие политического режима зачастую сли-вается с понятиями формы правления и государственного строя, термин ста-новится частью категориального аппарата конституционного права.
Американский политолог Лассуэл , которого можно считать одним из основателей неоинституционального подхода, со своими последователями рассматривал политический режим как способ легитимации политической системы . По их мнению, политический режим представляет собой образец политической формы, существующей для сведения к минимуму элементов принуждения в политическом процессе. Стоит отметить, что Лассуэл разде-лял и противопоставлял понятия «режим» и «правление». При «правлении» по его мнению, осуществлялись распределение и контрольные функции по-литики. И так как режим связывается с конституционной формой, то некон-ституционные формы не вправе считаться политическими режимами.
Таким образом, можно сказать, что, с точки зрения правового подхода под политическим режимом подразумевается методы управления, способы функционирования политической системы, закреплённые в конституции и законах страны, а также степень политической свободы и открытости госу-дарства.
По мнению французского учёного Мориса Дюверже (который одним из первых дал определение режиму) «политический режим представляет собой механизм и форму воздействия управляющих и управляемых. Режим соче-тает в себе партийную систему и её избирательную формулу, типы принятия решений, а также взаимодействия групп давления. Дюверже рассматривал режим как структуру правления или тип человеческого общества, который отличает одну социальную общность от другой» .
Последователь Мориса Жан-Луи Кермонн , уточняя определение Дюверже, давал более широкую трактовку политического режима в рамках социологического подхода: «Под политическим режимом понимается сово-купность элементов идеологического, институционального и социологиче-ского порядка, которые способствуют формированию политического управ-ления данной страны на известный период» .
В отличие от правового, сторонники социологического подхода не свя-зывают так жёстко понятия системы и режима, расширяя область существо-вания последнего посредством «элементов социологического порядка», т.е. отношений управляющих и управляемых, взаимоотношений конкурирую-щих социальных групп.
Как показывает практический опыт, именно второй подход является наиболее адекватным способом отображения политического режима. Он да-ёт возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов политики, показывает действительное состояние дел в области прав и свобод. Как отмечает Н.В. Авралев «социологический подход выяс-няет, какие социальные группы контролируют принятие решений, в качестве агентов власти рассматривает не только правительство и официальные структуры, но и не обладающие формальным статусом группировки, кото-рые реально влияют на принятие решений, учитывает деятельность оппози-ции и антисистемные компоненты политики» .
Наиболее удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который определяет политический (государственный) ре-жим как «способ взаимосвязи государства с населением страны, выражаю-щийся в общем характере применяемых им методов управления обще-ством».
Если политический режим представляет собой совокупность методов осуществления публичной власти государственными органами, а также по-рядок их реализации, то политическая система рассматривается как сово-купность политических партий, политических и общественных организаций, действующих на территории соответствующего государства на основе суще-ствующих правовых норм и принимающих участие в управление делами государства.
Что касается вопроса о соотношении понятий «политический режим» и «государственный режим», о том, являются ли они синонимами, то есть ка-тегориями, характеризующими одно и то же явление в области управления государством, то по данному поводу среди ученых и юристов ведутся дис-куссии.
В юриспруденции на данный момент имеется множество определений понятия государственный режим. У многих ученых в этой сфере имеется свой взгляд на толкование данного понятия. К примеру, ученый В.С. Нерсе-сянц придерживается мнения, что «государственный режим объясняет спо-собы, посредством которых осуществляется государственная власть. Это выражение меры и характера участия субъектов, то есть - граждан, социаль-ных групп, общественных объединений в отношении формирования и осу-ществления государственной власти» . Но в то же время данное определение не раскрывает всех признаков этой категории, поскольку помимо способов формирования и осуществления государственной власти к характеристикам государственного режима также относяься формы выражения государствен-ной власти вовне.
Хропанюк В.Н. считает, что «государственный режим представляет со-бой совокупность способов и методов, посредством которых государство осуществляет свою власть» . Такая формулировка отражает только содер-жательную сторону понятия. Здесь наблюдается лишь содержательная сто-рона, ограниченность данного подхода прослеживается в том, что явление «государственный режим» динамичное, «живое». Таким образом, обобщив взгляды ученых юристов можно сделать вывод о том, что государственный режим представляет собой совокупность методов и средств осуществления власти в государстве.
Итак, государственный режим является важнейшей составной частью более широкого понятия «политический режим», который помимо методов государственного властвования включает в себя характерные способы дея-тельности негосударственных политических организаций, к ним относятся партии, движения, союзы.
1.2 Соотношение форм политико-правового режима
Касаемо видов политико-правового режима, по общему правилу выде-ляют три основных: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Для наглядного представления о том, в чем заключается разница между этими видами режимов, мы будем раскрывать содержание режима, опираясь на вышеуказанные основные факторы.
Согласно этимологии слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Понятие «демократическое государство» в со-временной научной литературе исследователи определяют следующим об-разом. М. В. Баглай таким называет «государство, устройство и деятель-ность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и сво-бодам человека и гражданина. Правовед считает демократическое государ-ство важнейшим элементом демократии гражданского общества, основанно-го на свободе людей, а источником власти и легитимации государственных органов — суверенитет народа» . Наиболее полное определение дал М. А. Краснов. В статье «Конституционно-правовой смысл понятия «демократиче-ское государство»» «под данным государством понимается государство, в котором народ обладает высшим (суверенным) правом и реальными воз-можностями определять направления политики государства, контролиро-вать деятельность его органов и должностных лиц и выносить оценку поли-тическим объединениям и политическим деятелям, ответственным в данный период за осуществление власти» . Следовательно, недостаточно лишь про-возгласить государство демократическим, важно создать правовые институ-ты, способные обеспечить основные права человека, защиту граждан от произвола властей, контроль общества над силовыми структурами. Возни-кает ряд вопросов, например, каким должно быть государство, чтобы соот-ветствовать демократическим принципам организации деятельности всех субъектов его политической системы, и каким образом соответствующим ин-ститутам следует реализовывать защиту достаточно широкого круга прав и свобод граждан, в том числе и права народа на участие в решении государ-ственных дел.
Любое демократическое государство с точки зрения его сущности, в настоящее время должно характеризоваться некоторыми основными черта-ми, важнейшие из которых связаны с такими терминами, как «правовое гос-ударство» и «гражданское общество». А. А. Кондрашев в одной из статей даёт ёмкое определение понятия «правовое государство» — «это организа-ция публичной власти, формируемая обществом на основе принципов сво-бодных выборов, разделения властей, независимости судебной власти в це-лях реализации и защиты прав и свобод каждого гражданина, подконтроль-ная институтам гражданского общества» . Права и свободы человека и гражданина могут быть обеспечены лишь в условиях подчинения государ-ства обществу и закону. Гражданское общество должно управлять государ-ством, которое, в свою очередь, является институтом, необходимым для бла-га всего общества, осуществляет свою деятельность согласно его мандату и в рамках закона. Правовое государство выступает в роли некого социального регулятора в отношении гражданского общества, оно определяет границы его автономии. Обеспечивая потребности саморегулирующегося общества и тем самым господство в обществе права, правовое государство создает га-рантии от административного вмешательства в жизнедеятельность общества. Относительно самого термина «гражданское общество» Н. И. Матузовым предложено следующее определение:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Рос-сийская газета. ‒ 2003. ‒ 8 окт.
Научная литература
3. Авралев, Н. В. Законодательные органы власти субъектов Рос-сийской Федерации в системе региональных политических режимов : дисс... канд. политич. Наук / Н.В. Авралев. – Нижний Новгород, 2006. – 178 с.
4. Акопян, О.С. Проблемы и перспективы построения демократиче-ского государства в России / О.С. Акопян// В сборнике: Будущее науки - 2019. сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. ‒ 2019. ‒ С. 12-14.
5. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002. – 452 с.
6. Апольский, Е.А. Политико–правовой режим в сущностном и национальном измерении / Е.А. Апольский, А.Ю. Мордовцев, С.М. Хоменко // Сер. Теория и история государства и права. – Москва, 2021. – 432 с.
7. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М.В. Баглай. – 12– е изд., изм. и доп. – Москва : Норма: ИНФРА– М, 2017.– 561 с.
8. Березкина, О. С. «Тоталитарные режимы»: некоторые аспекты сопоставления / О.С. Березкина // Россия и Германия: история и современ-ность сборник научных статей международного круглого стола. ГОУ ВО МО «Государственный социально–гуманитарный университет». – 2018. – С. 22–32.
9. Боголюбова, И.Ю. Формирование региональных политических режимов в России : Дис. ... канд. полит. Наук / И.Ю. Боголюбова. – Ставро-поль, 2004. – 186 c.
10. Вирясова, Н.В. Понятие и история развития умысла как формы вины / Н.В. Вирясова, К.В. Левченко // В сборнике: Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практи-ке. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ро-стов-на-Дону, 2023. С. 291-293.
11. Иванов, А.О. Развитие доктринальных подходов к понятиям «то-талитаризм» и «авторитаризм» / А.О. Иванов // Вестник Московского го-родского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2020. № 2 (38). – С. 119–126.
12. Иванова, К.В. Современные государственные (политические) ре-жимы / К.В. Иванова, Е.В. Павлов // В сборнике: Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность. Сборник трудов XIX Международной Открытой научной конференции молодежи и студентов. – Чебоксары, 2022. – С. 472–475.
13. Калужина, М.А. Политический режим как элемент формы госу-дарства / М.А. Калужина, Е.В. Краева // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 3. – С. 18–20.
14. Кожухов, К.В. Государственный режим: понятие и виды / К.В. Кожухов, Н.Г. Мамышева // В сборнике: Инновационный дискурс развития современной науки. Сборник статей Х Международной научно–практической конференции. – Петрозаводск, 2022. – С. 80–85.
15. Линц, Х.Тоталитарные и авторитарные режимы / Х. Линц // Неприкосновенный запас. – 2018. – № 4. – С. 16–62.
16. Марченко, М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М., 2004. – 529 с.
17. Матузов, Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы / Н.Ю. Матузов // Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83– 93.
18. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
19. Озерский, М.С. Политические режимы: теоретические и истори-ко–правовые аспекты / М.С. Озерский // В сборнике: Модернизация россий-ского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХХIII национальной научной конференции (с международным участием). – Таганрог, 2022. – С. 583–585.
20. Политика. Толковый словарь ; под ред. А. Маклина. – М., 2001. – 562 с.
21. Попов, Е.В. Авторитарный политический режим / Е.В. Попов // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и иннова-ции. Сборник статей XXVIII Международной научно–практической конфе-ренции. – 2020. – С. 13–15.
22. Саидова, К.В. Россия - демократическое правовое федеративное государство / К.В. Саидова // В сборнике: Проблемы совершенствования за-конодательства. Сборник научных статей студентов юридического факуль-тета. – Махачкала, 2019. – С. 254-255.
23. Слинько, А.А. Политические особенности кризисного этапа ми-рового развития: проблемы и противоречия / А.А. Слинько // Вестник Во-ронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – №2 – С. 184–186.
24. Степанов, В.Е. Некоторые аспекты правового регулирования де-ятельности авторитарных политических режимов / В.Е. Степанов // Иннова-ционные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транс-порте. Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – 2020. – С. 293–299.
25. Хазов, A.M. Переходные состояния политического режима в со-временной России и перспективы его развития: Дис. . канд. полит, наук / А.М. Хазов. – М., 2011. – С.45.
26. Хамаганов, А.Н. Политический режим государства / А.Н. Хама-ганов // В сборнике: Развитие науки, образования и технологий: механизм отбора и реализация приоритетов. Сборник статей по результатам Между-народная научно–практическая конференция. – Стерлитамак, 2023. – С. 52–53.
27. Хелд, Д. Модели демократии. Третье издание/ Дэвид Хелд; пере-вод с англ. М. Рудакова. – М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. – 544 с.
28. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега–Л, 2008. –365 с.
29. Цыганков, А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.: Интерпракс, 1995. – 296 с.
30. Эндрейн, Ч. Сравнительный анализ политических систем / Ч. Эн-дрейн. – М., 2000. – 278 с.
31. Ekman Joakim. Political participation and regime stability: A framework for analyzing hybrid regimes. International Political Science Review 30 (1). – 2009. – Р. 7–31
32. Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism // Journal of Democracy. – 2002. – Vol. 13. – № 2. P.
33. Riggs F.W. Fragility of the Third World's regimes. International So-cial Science Journal. Vol. XLV, № 2, 1993.
34. Schedler A. The logic of Electoral Electoral Authoritarianism// Au-thoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition / еd. by Andreas Schedler. Boulder, CO, und London, UK: Lynne Rienner Publishers, 2006. – P. 3.