Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные условия развития экономики страны в качестве важных инструментов выступают ставят ее социально-экономического развитие, ее показатели ключевого характера, индикаторы макроэкономического развития. Как один из инструментов самого оптимального характера регулирования процесса развития экономики страны может быть названа бюджетная политика и регулирование бюджета, в качестве объекта этого выступает бюджетная система государства.
Экономическая безопасность в области бюджетной политики представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивое функционирование бюджетной системы, защиту экономических интересов государства и его граждан от негативных воздействий, связанных с формированием и исполнением бюджета. Бюджетная политика является важным фактором регулирования деловой активности и формирования инвестиционно привлекательной среды.
Экономическая безопасность является состоянием защищенности экономики страны от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются ее экономический суверенитет, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических приоритетов государства. Из всех элементов экономической безопасности именно безопасность бюджетно-налоговой сферы выступает в качестве фундаментальной основы, которой обеспечиваются денежными ресурсами все элементы финансовой безопасности. В связи с этим особое значение имеет достижение сбалансированности бюджета. Сбалансированный бюджет – ключ к процветанию страны в целом и каждого человека в частности. Самый небольшой дисбаланс может вызвать ряд негативных последствий: перебоям в финансовом обеспечении бюджетных учреждений, проблемам с погашением сумм внешних долговых обязательств, просрочке платежей в национальную экономику, падению курса национальной валюты, срыву муниципальных и государственных заказов и многим другим. Превышение доходной части бюджета над расходами, или профицит, может казаться позитивным явлением, однако на самом деле придерживаясь такого рода концепции, эффективность использования бюджетных средств уменьшается, в результате чего уровень нагрузки на экономику повышается, тем самым оказывая давление на бизнес, замедляя его развитие или вызывая банкротство.
В связи с этим рассмотрение государственного бюджета и проблемы его сбалансированности как инструмента улучшения экономической безопасности страны является актуальным.
Цель курсовой работы – раскрыть перспективы улучшения сбалансированности бюджетной системы РФ с целью укрепления экономической безопасности.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие и значение бюджета и бюджетной системы государства как основы его экономической безопасности;
- рассмотреть сущность и типы бюджетной политики с целью управления сбалансированностью бюджета;
- раскрыть понятие бюджетного дефицита и профицита бюджета как показателей его несбалансированности;
- определить проблему состояния государственного бюджета в современных условиях;
- оценить механизм регулирования сбалансированности бюджета РФ;
- определить рекомендации по улучшению бюджета и бюджетной системы РФ.
Объект исследования – бюджетная система РФ. Предмет исследования – формирование бюджета страны.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификации, сопоставления, системного подхода, сравнения; статистические методы: сводки и группировки, табличный и графический и пр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и значение бюджета и бюджетной системы государства как основы его экономической безопасности
Одним из фундаментальных механизмов, с помощью которого государство реализует свою экономическую и социальную политику, выступает финансовая система общества, которая включает в себя государственный бюджет. Бюджет является отражением текущего экономического положения, социальной сферы и политической обстановки в государстве, основой его экономической безопасности.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Рассмотрим сущность бюджета. Его сущность наиболее полно выражается в следующих определениях.
1. Под государственным бюджетом как экономической категорией понимаются финансовые отношения между физическими и юридическими лицами и государством по поводу формирования, распределения (перераспределения) и использования основных централизованных фондов страны с целью финансирования выполнения государственных задач .
2. Государственный бюджет по своей социально-экономической сущности является основным средством перераспределения части национального дохода и национального богатства, т.е. особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и национального богатства в руках государства и использованием ее в качестве финансового ресурса для выполнения государственных задач .
3. Государственный бюджет по своему материальному содержанию является основным централизованным фондом денежных ресурсов страны.
4. С законодательной точки зрения государственный бюджет является основной финансовой программой государства и имеет силу закона.
5. Государственный бюджет является элементом воспроизводства рабочей силы, поскольку он зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и пенсионные выплаты .
В качестве основных бюджетов бюджетной системы РФ выступают :
- государственный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов государства;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов государства;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты районов внутригородских.
Познакомимся с основными функциями бюджета:
1. Функция перераспределения. Эта функция включает два аспекта. Первый – это сбор средств, а второй - их использование. Бюджет вынужден перераспределять материальные ресурсы между двумя секторами - материальным производством и нематериальным сектором. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей экономики, неравномерным распределением по регионам и отсутствием социальной равноправности. Особенность этой функции заключается в следующем:
1) Одна и та же часть общенационального дохода циркулирует неоднократно через бюджетные процессы.
2) Значительный объем денежных потоков проходит через бюджет, при этом совокупная доля всех бюджетов в общем национальном доходе составляет 30- 40%.
3) Распределение через бюджет происходит не на этапе первичного разделения доходов, а на этапе вторичного перераспределения.
2. Распределительная. Функция распределения бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных фондов на уровнях государственного и местного управления. Особое внимание уделяется фондам, таким как резервный, развития и поддержки субъектов Российской Федерации. Посредством бюджетов и фондов государство регулирует экономическое развитие регионов и секторов производства, а также социальную сферу. Через регулирование экономики и ее отношений государство целенаправленно воздействует на темпы роста производства, накопления частных средств, изменение структуры спроса и предложения, а также на социальное обеспечение членов общества.
3. Регулирование и стимулирование экономики. Путем использования бюджета государство оказывает прямое и косвенное воздействие на процессы производства.
4. Социальная функция.
5. Контрольная функция. Некоторые функции финансов и бюджета имеют общие черты, поскольку бюджет является основой финансовой системы.
Путем аллокации средств на здравоохранение, образование и социальное обеспечение, государство оказывает влияние на социальное развитие и уровень жизни населения. Расходы на поддержку определенных секторов экономики позволяют обеспечивать производство товаров и услуг, которые обладают общественной значимостью, но могут быть неэффективными с точки зрения рыночной динамики. Таким образом, бюджет становится инструментом для проведения региональной политики, позволяя регионам-донорам оказывать поддержку депрессивным и кризисным территориям, которые имеют ограниченный экономический потенциал или сталкиваются с последствиями чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, можно отметить, что бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов, бюджетов административно территориальных образований, учреждений и фондов государства, которые являются самостоятельными в бюджетном отношении, которое базируется на отношениях экономического характера, нормах права и устройстве государства.
Эффект от бюджета распространяется не только на государственный сектор экономики, но и находит свое влияние за его пределами. Налоговая политика, а также меры по стимулированию или ограничению развития конкретных отраслей или сфер деятельности, также оказывают регулирующее воздействие на экономику .
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенного рода норм права, совокупностью которых образуется бюджетное право.
На процессы формирования и расходования бюджета воздействие значительного характера оказывает положение в государственной экономике.
Чтобы не было заметных расхождений в доходах и расходах бюджета, необходимо управление его сбалансированностью
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. - №237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.
3. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» от 04. 2007 №343 (ред. от 23.04.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №24. – Ст.2913.
4. Аннамухаммедов С., Джепбарова А., Атаев М. Роль финансового контроля в повышении эффективности государственного бюджета // Вестник науки. – 2023. – Т.5. - №4. – С.12-14.
5. Афанасьев М.П. Современные адаптационные стратегии государственных бюджетов // Финансы. – 2024. - №2. – С.8-13.
6. Блинов В.В., Мечетина Ю.М. Влияние территориально-демографических факторов на отношение граждан к бюджетной политике РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. - №9. – С.268-274.
7. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с.
8. Галимов К.А. Современная бюджетная система РФ и ее проблемы // Студенческий вестник. – 2024. - №19-12. – С.17-18.
9. Гольгина Т.Б. Взвешенная бюджетная политика помогает решать проблемы // Журнал Бюджет. – 2023. - №1. – С.28-30.
10. Дербенева Н.Н., Сафронова Л.М. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства // Вектор экономики. – 2024. - №2. – С.92-95.
11. Джабраилов В.А. Современные особенности ведения бюджетной политики Российской Федерации // Отходы и ресурсы. – 2023. – Т.10. - №1. – С.31-34.
12. Закирова Р.И., Салихова Р.Р. Роль государственного бюджета в социально-экономической сфере государства // Тенденции развития науки и образования. – 2024. - №105-4. – С.103-109.
13. Медербекова А.М. Роль бюджетной системы в обеспечении национальной экономической безопасности // Постулат. - 20–4. - №1. – С.37-39.
14. Рожкова М.В. государственный бюджет: определение и структура // Студенческий. – 2023. - №42-7. – С.41-42.
15. Рябинин А.В. Доходы и расходы государственного бюджета // Человек. Социум. Общество. – 2023. - №2. – С.64-73.
16. Спеко М.С., Смирнов Ф.Е., Жигарев А.С. Актуальные проблемы бюджетной политики, методы их разрешения //Вектор экономики. – 2023. - №10. – С.28-30.
17. Таранова И.В. Тенденции развития бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации // Финансовые рынки и банки. – 2024. - №5. – С.321-323.
18. Тихонов Н.Е. Основные аспекты бюджетно-налоговой системы государства // Человек. Социум. Общество. – 2024. - №6. – С.119-122.
19. Федорова А.Е. Деятельность государства как регулятора функционирования бюджетной системы // Студенческий. – 2024. - №282- . – С.53-55.
20. Филатова Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
21. Хан Г.В. Механизм бюджетно-налоговой системы, методы и средства оценки его эффективности // Вестник Академии знаний. – 2024. - №1. – С.462-465.
22. Царикаев М.Р. Государственный бюджет как главное звено финансовой системы Российской Федерации // Учет и контроль. – 2023. - №7. – С.30-33.
23. Щегелюк Э.А. Дефицит и профицит бюджетной системы Российской Федерации // Экономика устойчивого развития региона: инновации, финансовые аспекты, технологические драйверы развития в сфере туризма и гостеприимства: материалы Х междун. науч.-практ. конференции. – Симферополь: Ариал, 2023. – С.166-169.
24. Юхимчук А.В. Бюджетная политика государства и направления ее совершенствования // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: материалы III Национальной науч.-практ. конференции. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. – С.102-103.
25. Ячникова А.Е. Бюджетная политика в системе обеспечения экономической безопасности государства // Современные на4учные исследования и инновации. – 2024. - №6. – С.158-162.
26. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru.
27. Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.budget.gov.ru.