Фрагмент для ознакомления
2
Исследование журналистской деятельности Маяковского и отражения в ней социальных проблем представляет комплексный процесс взаимосвязи литературы, идеологии и социальной динамики, требующий анализа взаимодействия «поэтического творчества» и «публицистики» (термины, подчеркивающие двойственность его творчества). Актуальность исследования заключается в диалектической взаимосвязи социально-политической обстановки раннего советского общества и методов журналистского самовыражения – взаимосвязи, позволяющей получить ценное представление о возможностях пропаганды как художественного средства. Социальное неравенство, бюрократическая жесткость и культурные различия составляют «проблемное поле» данного исследования – каждая тема встроена к общему вопросу о восприятии журналистики как инструмента для распространения идеологии и как инструмента для критики системных противоречий.
Применяя амфиболию как риторический прием, данное исследование подчеркивает возможности интерпретации, присущие текстовым конструкциям Маяковского – такие риторические приемы, как «гипербола» и «сатирический подтекст», действуют как инструменты критики и средства агитации. Анализ данных концепций позволяет проследить, как литературные формы адаптируются к политическим императивам и выявить стилистические и методологические инновации, сформировавшие последующую советскую журналистику. Подобная двусторонность подчеркивает научную проблему исследования: взаимосвязь выразительных приемов и идеологических функций в создании новой публицистической модели – парадигмы, которая остается недостаточно изученной в современном дискурсе.
Объект исследования – журналистское творчество Маяковского в социально-политических рамках раннего советского общества, его функциональная роль в артикуляции и формировании общественного дискурса; предмет – художественно-выразительные приемы, используемые для отражения и критики социальных проблем, таких как «неравенство», «бюрократия», «идеологический конфликт» (каждый из этих терминов выступает в качестве фокуса для тематического анализа). Цель исследования – выявить взаимосвязь идеологических императивов советской журналистики и творческих методологий Маяковского, а также проанализировать его стилистические новации, определить их социально-политическое влияние и оценить их воздействие на последующие журналистские модели.
Научная новизна исследования заключается в его подходе: интеграция двустороннего анализа содержания и формы – изучение социально-исторического контекста журналистской публицистики Маяковского и ее методологического вклада в «революционную журналистскую эстетику» (термин, определяемый как синтез литературного мастерства и политической функциональности). В гипотезе утверждается, что публицистические тексты Маяковского, сочетая «метафорической силы», «гиперболической критики» и «сатирической живости», создали новую риторическую парадигму, выходящую за рамки традиционных пропагандистских подходов, встраивая в них слои критики и комментария, отражающие и оспаривающие сложности советской действительности.
Методологическая основа исследования сочетает историко–литературный, лингвистический и социокультурный подходы, каждый из которых, взаимодействуя, обеспечивает многоаспектный анализ публицистического наследия Маяковского В. В. Рассмотрение Маяковского в историко–литературном контексте Эвентовым И. С. (История русской литературы, Т. X) освещает идеологическую среду, формирующую публицистическую позицию Маяковского, рассматривая его творчество как реакцию на социально-политические императивы 1890–1917 годов: анализ создает основу для изучения интеграции поэтических и публицистических модальностей. Исследование Ротаря А. Е. («Речевое выражение социальных проблем в языковой картине мира») позволяет понять языковые механизмы, используемые Маяковским для артикуляции таких понятий, как «Хаос» и «Время», отражающих индивидуальную субъективность и коллективные потрясения, и подчеркивающих связь языкового новаторства и социально-политической критики.
Анализ урбанистики Култышевой О. М. («Урбанизм и проблема цивилизации в творчестве В. Маяковского») подчеркивает эстетическую и тематическую эволюцию от футуристического увлечения техникой к социально ангажированным размышлениям о городских страданиях, выявляя напряжение художественной формы и общественной функции в его произведениях. Анализ пропагандистских стратегий Козленкова В. А. (Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского) контекстуализирует вклад Маяковского в «Окна Роста» как образец революционной публицистики, иллюстрируя его способность синтезировать идейное содержание с визуально-лингвистическим динамизмом – методологическим элементом для понимания его риторического воздействия.
В своем исследовании Плеханова И.И. рассматривает Маяковского как «социалистического примитивиста» (Владимир Маяковский как социалистический примитивист) в психологическом и эстетическом аспектах, рассматривая его «плакатно-гиперболический» стиль в теоретических установках примитивизма, подчеркивая его гражданскую и агитационную функции. Дополнительное теоретическое обоснование дает Гройс Б. («Русский авангард: скачок через прогресс»), в исследовании которого авангардные стратегии проясняют синтез футуристической и революционной эстетики в творчестве Маяковского.
Методологическая основа объединяет теоретический анализ (историко-контекстуальный синтез, сравнительная стилистика, дискурс-анализ) и эмпирическое исследование (текстологическое изучение публицистических произведений Маяковского, интертекстуальные сопоставления, семантическая деконструкция языковых инноваций). Теоретические методы исследуют «диалогическое взаимодействие» художественного творчества и идеологического императива – текстовые конструкции Маяковского работают как отражающие поверхности и объективы для динамики советского общества; эмпирические методы служат инструментами для анализа его «поэтико-публицистической гибридности», выявляя образцы риторических стратегий и тематической связности.
Теоретическая значимость исследования заключается в способности пересмотреть концептуальные границы советской журналистики, предложив термин «интегративная журналистика» для обозначения сочетания эстетической формы и пропагандистской функции Маяковского; эта реконцептуализация вносит вклад в теорию литературы и историографию революционной журналистики. Практическая значимость работы заключается в ее применимости: педагоги и историки культуры могут использовать полученные результаты для освещения социально–эстетических механизмов агитационного искусства, а анализ риторических стратегий дает основу для современной журналистской критики.
Методологический симбиоз теоретического и эмпирического инструментария проясняет уникальные особенности стиля Маяковского и подчеркивает способность журналистики как художественного средства, соединяющего литературное творчество и социально-политическую функциональность. Данное взаимодействие демонстрирует, что публицистическое творчество Маяковского не поддается традиционной категоризации, и позволяет понять его непреходящую актуальность как художественного артефакта и социально–исторического документа.
Журналистская деятельность Маяковского, связанная с его мировоззрением, представляет систему, в которой сходятся принципы «художественной агитации» и «социальной ответственности»: его концепция литературы и журналистики развивалась как реакция на социально-политические сдвиги его эпохи, формируя четкую идеологическую матрицу, которая определяла его творческое самовыражение. Соединение футуристической эстетики с марксистским мировоззрением заложило основу его публицистики, сочетая «плакатно-гиперболический стиль» (термин, отражающий визуально-лингвистический динамизм его творчества) с острой направленностью на преобразование общества [Эвентов, 1954, с. 715]. Развитие его социальных взглядов отражает итеративный процесс, в ходе которого центральными постулатами стали принципы деэстетизации (акцент на материальном, а не на абстрактном) и приоритет пролетарских проблем над буржуазным индивидуализмом.
Раннее увлечение Маяковского футуризмом послужило «вектором стилистических экспериментов», введя кубистический городской пейзаж в качестве тематической и методологической основы; структура, характеризующаяся фрагментарным синтаксисом и ритмической неравномерностью, служила метафорическим «полем сил», отражающим напряженность модернизации и индустриализации [Култышева, 2017, с. 49]. По мере углубления политического сознания Маяковского синтез художественной и журналистской практик привел к «диалектическому равновесию», в котором тексты Маяковского балансировали на уровне поэтической абстракции и прямой полемики, позволяя ему обращаться к таким социальным проблемам, как неравенство, бюрократия и идеологические противоречия.
Взаимосвязь языковой изобретательности Маяковского и его идеологических обязательств ярко проявляется в его способности инкапсулировать коллективный опыт через индивидуализированные риторические конструкции: метафоры «времени» и «хаоса» работают как эстетические приемы и как механизмы кодирования социально-политической критики, раскрывая понимание исторической неизбежности и человеческой власти [Rotar, 2022, p. 4]. Концептуальное соответствие формы и функции подчеркивает видение Маяковским журналистики как «архитектонической системы» – конструкции, объединяющей эмоциональное выражение, политическую пропаганду и структурные инновации. Эволюция его мировоззрения, отраженная в его публицистической деятельности, иллюстрирует потенциал журналистской литературы служить аналитическим инструментом и преобразующей силой в социокультурных рамках.
Политические и идеологические факторы, формирующие журналистскую позицию Маяковского, неотделимы от социально-исторических сил раннего советского общества: его вовлеченность в революционный дискурс отражает идеологическое соответствие, в котором поэтические и публицистические формы объединяются в «агитационную структуру», ставящую во главу угла коллективное, а не индивидуальное самовыражение. Синтез, основанный на сочетании его футуристического начала и более поздней приверженности пролетарской эстетике, выражает видение, в котором искусство функционирует как критика и пропаганда, используя символический резонанс для перемещения по диалектике надежды и разочарования [Маяковский, 1969, с. 112]. Соотнесение творчества Маяковского с марксистской идеологией превращает его публицистические усилия в средство двойного назначения: пропагандировать революционный этос и критиковать его отклонения посредством лингвистических и структурных диверсий.
Взаимосвязь поэтического творчества и публицистической деятельности в творчестве Маяковского образует «двухосевую систему» – лирическое и публицистическое пересекаются, создавая среду для идеологической и эмоциональной артикуляции. Его поэтические формы, отмеченные «рваными ритмами» и гиперболической образностью, органично вписываются в журналистский контекст, подчеркивая непосредственность и резонанс при обращении к общественно-политическим проблемам [Харджиев, 2006, с. 67]. Интеграция подчеркивает методологическую инновацию, в которой поэтические приемы (например, метафора, эпифора, анафора) выступают в качестве инструментов обрамления журналистских повествований, позволяя Маяковскому критиковать бюрократический застой и освещать борьбу пролетариата в лингвистически насыщенных рамках [Тепляков, 2019, с. 411].
Публицистический язык Маяковского работает как «идеологическая решетка», фильтруя общественно-политические реалии через призму эмоциональной интенсивности и структурного новаторства. Включение в публицистические произведения сатирических элементов и символических конструкций (например, «красных знамен» как знаков революционного пыла) является примером дуализма: такие символы вызывают непосредственные культурные ассоциации и в то же время допускают интерпретации, связывая личную идеологическую траекторию Маяковского с общественными парадигмами [Прокофьев, 1983, с. 18]. Хиазмальная структура творчества – поэтическая абстракция зеркально отражает и критикует журналистскую конкретику, усиливает трансформационный потенциал его творчества, объединяя художественное новаторство с общественно-политической пользой.
Концентрический анализ эволюции журналистской позиции Маяковского показывает переход от футуристического бунтарства к структурированной революционной критике: траектория подчеркивает симбиотическую связь идеологической адаптации и художественной изобретательностьи, представляя Маяковского не как публициста, но как конструктора новой «революционной семиотики». Сочетая эмоциональный язык и аналитическую точность, его произведения достигают синтеза поэтического видения и журналистской ясности, отражая сложности быстро трансформирующегося общества и сохраняя при этом собственный взгляд на его противоречия [Пастернак, 1990, с. 242]. Рекурсивное влияние способа выражения определяет журналистское наследие Маяковского как основополагающий элемент эволюции советского культурного дискурса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма / Сост. В. Н. Альфонсов, С. Р. Красицкий. СПб.: Академ. проект, 1999. С. 5–66.
2. Балдина О. «Пространство мира и пространство картины» наивного художника (к постановке проблемы) // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 149–160.
3. Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. СПб.: Алетейя, 2001б. 185 с.
4. Богемская К. Наивное искусство: таланты и поклонники // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001а. С. 222–234.
5. Гачев Г. Плюсы и минусы наивного философствования // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 29–35.
6. Гиренок Ф. Археография наивности // Философия наивности / Сост. А. С. Ми-гунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 23–28.
7. Гройс Б. Русский авангард: прыжок через прогресс // Гройс Б. Искусство утопии. М.: Худож. журн., 2003. С. 33–97.
8. Кожинов В.В. Литература // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
9. Козлёнков Виталий Александрович Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна роста» // Вестник КГУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklamno-agitatsionnye-strategii-vladimira-mayakovskogo-na-rubezhe-1910-h-20-h-godov-okna-rosta (дата обращения: 20.01.2025).
10. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2002 – 284 с.
11. Култышева О.М. УРБАНИЗМ И ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО // Нижневартовский филологический вестник. – 2017. – Т. 2. – №2. – C. 47–57.
12. Литературные манифесты: от символизма до «Октября» / Сост. Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров. М.: Аграф, 2001. 384 с.
13. Маяковский В. В. Избр. произведения: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1963. Т. 1. 667 с.
14. Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. М.: Худож. лит., 1969. 735 с.
15. Медведева Л. Гармония мира в наивном искусстве // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 276–280.
16. Павел Леонов о своей жизни в искусстве // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С.167–173.
17. Пастернак Б. Высокая болезнь // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Л.: Сов. писатель, 1990. Т. 1. С. 238–246.
18. Пацюков В. Новаторы и архаисты // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 36–41.
19. Пименова Ж. Наивный танец // Философия наивности / Сост. А. С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 185–193.
20. Прокофьев В. Н. О трёх уровня художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М.: Наука, 1983. С. 6–28.
21. Ротарь Алёна Евгеньевна Речевое выражение социальных проблем в языковой картине мира В.В. Маяковского // Международный научный журнал «Слово в науке». 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-vyrazhenie-sotsialnyh-problem-v-yazykovoy-kartine-mira-v-v-mayakovskogo (дата обращения: 20.01.2025).
22. Т. X. Литература 1890—1917 годов. — 1954. — С. 703—729.
23. Тепляков А. Г., Шиловский Д. М. Маяковский, Брики и чекисты // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 4, ч. 2. С. 404–428. DOI: 10.17212/2075–0862–2019–11.4.2–404–428.
24. Харджиев Н. И. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме. М.: Гилея, 2006.
25. Эвентов И. С. Маяковский // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом).