Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Тема курсовой работы является актуальной в настоящее время по причине того, что существует необходимость в формировании у учащихся младших классов школы первоначальных понятий о словообразование и лексике. В свою очередь, это объясняется тем, что слово является главнейшей структурной единицей языка, необходимой для обозначения всех предметов и явлений, а также способствующее взаимодействию между людьми.
Главная особенность детей младшего возраста заключается в том, что они любознательны и открыты миру и новой информации. Поэтому именно в младшем школьном возрасте в сознании ребенка проще закрепить правильные представления о словообразовании, которыми он будет пользоваться в будущей жизни.
Хорошая речь – наиболее значимое условие для всестороннего развития ребенка. Сама же речь состоит из слов, следовательно, чем лучше ребенок владеет приемами словообразования (может образовывать новые слова), тем выше его словарный запас, богаче речь, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с окружающими людьми.
Цель исследования: выяснить теоретические и методические основы формирования представлений о словообразовании у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников, связанный с формированием основных словообразовательных понятий.
Предмет исследования – теоретические и методические основы формирования у младших школьников основных словообразовательных понятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «словообразование»;
2. Выяснить особенности мышления младшего школьника;
3. Определить методику изучения состава слова и элементов словообразования в начальной школе;
4.Определить начальный уровень усвоения материала о составе слова и элементах словообразования у учеников 3 класса (по данным констатирующего эксперимента).
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназии №2 города Владивостока. В нем принимали участие 14 учащихся из 2 «Б» класса.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Словообразование – это один из важнейших разделов языкознания. Его изучали в своих трудах многие отечественные лингвисты такие как:
- Г.О. Винокуров «Заметки по русскому словообразованию»;
- В.В. Виноградов «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии»;
- Е. А. Земская «Современный русский язык»;
- В. В. Лопатин «Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания».
- А.И. Смирницкий «Некоторые замечания о принципах морфологического анализа слов»;
- Н.М. Шанский «Очерки по русскому словообразованию»;
В. В. Виноградов в своих трудах говорил о том, что словообразование взаимосвязано с лексикой и грамматикой, а также классифицировал способы русского словообразования. Как пишет В.В. Виноградов: «Изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны, без учета взаимодействия лексических и грамматических значений, невозможно» [10, С.16].
Н. М. Шанский занимался исследование словообразовательной системы русского языка, изучал способы словообразования, также высказывал мысль о том, что словообразование и лексика взаимосвязаны друг с другом.
В целом - большинство представителей лингвистики высказывались о том, что словообразование тесно взаимосвязано с другими разделами русского языка. Например, с грамматикой эта связь проявляется в том ключе, что словообразовательная структура слова определяется его грамматическими свойствами: принадлежностью к определенной части речи и к определенному морфологическому (выделяемому по формообразовательным признакам) типу внутри части речи [25, С.6-21].
Словообразование — это процесс создания новых слов на основе существующих, который осуществляется с помощью присоединения различных морфем [27]. Этот процесс является важной частью языковой системы и играет ключевую роль в обогащении словарного запаса и развитии речевых навыков.
Стоит отметить, что существует два основных способа образования новых слов, которые являются морфологическими способами: аффиксация и сложение [27].
Аффиксация — это подход к словообразованию путём присоединения к производящей основе или производящему слову морфем – приставки или суффикса. К аффиксации относятся следующие способы словообразования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.
Приставочный способ словообразования основывается на добавлении приставки к корню слова. Например: от слова «писать» образуется «выписать», где «вы-» является приставкой. Этот способ позволяет изменять значение слова, сохраняя при этом его часть речи.
Суффиксальный способ образования слов заключается в присоединении к корню суффикса. Например: от имени существительного «камень», путем добавления к корню суффикса «-щик», получается новое слово «каменщик».
Приставочно-суффиксальный метод сочетает в себе одновременное добавление к корню и приставки, и суффикса. Например: «берёза – под-берёз-овик» [27].
Существует также нулевая суффиксация, при которой каждое новое слово образуется без добавления суффикса, но за счёт урезания основы, что также может быть связано с изменением формы слова. Например: «выходить – выход», «заплывать – заплыв», «зелёный – зелень», «сухой – сушь» [27]. Данный способ характерен для образования существительных от глаголов и прилагательных.
Сложение – это метод формирования новых слов путём соединения двух и более основ или слов [2].
При сложении слов образуются составные слова, которые в большинстве своем пишутся через дефис, например: «выставка-продажа», «плащ-палатка».
При сложении основ образуется одно сложное слово, например: «вышесказанное».
Существует такой вид сложения основ, который объединяется вместе с суффиксальным в одном слове. Называется он сложносуффиксальный, а примерами могут служить слова: «иной город – иногородний».
Теперь необходимо отметить, что помимо морфологических существуют неморфологические способы словообразования, то есть методы, при которых новые слова образуются без использования морфем. В зависимости от конкретных процессов выделяют морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический способы.
Морфолого-синтаксический способ говорит о том, что слово просто переходит из одной части речи в другую, то есть одно и то же слово в разных ситуациях приобретает разное значение. Например, «больной» (прилагательное) – «больной» (существительное) [8].
Лексико-синтаксический: новое слово получается путем объединения нескольких слов в словосочетании, например: «сильно действующий – сильнодействующий».
Лексико-семантический: новое слово образуется путем изменения значения уже имеющегося слова. Например: «титан означает гигант, атлант» и «титан – металл» [16, С.12-16].
Вывод: формирование у ребенка представлений о словообразовании становится важным компонентом процесса обогащения русского языка, увеличения его словарного запаса.
Термин «словообразование» означает формирование новых слов на базе существующих с помощью прибавления различных морфем. Оно может происходить несколькими способами, а именно:
- морфологическими (аффиксация и сложение);
- неморфологическими (морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический).
Словообразование, находясь на стыке лексики и грамматики, представляет собой динамичную систему, обеспечивающую постоянное развитие и обновление лексического состава языка.
1.2 Особенности мышления младшего школьника
В процессе формирования у младших школьников представлений о словообразовании играют важную роль все психические процессы, однако, главное место отводится мышлению.
Так, в детском возрасте, особенно в диапазоне с 6 до 10 лет, ученики активно развиваются и усваивают новый материал, как следствие, представления о словообразовании проще сформировать и зафиксировать именно в этом возрасте. Именно в начальной школе они начинают понимать структуру языка и его правила; начинают мыслить абстрактно, благодаря чему им становится легче понять и применить на практике правила словообразования [15, С.6-45].
Мышление — это способность человека осознанно воспринимать окружающий мир и формировать о нем представление [12, С.352-420].
Мышление изучали многие деятели науки: Л.С. Выготский, который рассматривал проблему мышления, как проблему умственного развития ребенка; С.Л. Рубинштейн – в своих работах связывал мышление с чувственным познанием; П. Я. Гальперин, который разработал концепцию поэтапного формирования умственных умений.
В целом - мышление человека подразделяется на:
1. Наглядно-действенное мышление – это вариант мыслительной деятельности, который зарождается у детей в момент рождения и длится до 1,5 лет.
Суть наглядно-действенного мышления заключается в преобразовании всего, что имеется вокруг человека для достижения поставленной цели.
Применяется данный тип мышления в процессе творческой деятельности, на практических заданиях в школе, где приходится взаимодействовать с различными фактурами и другое.
2. Конкретно-предметной мышление характерно детям в возрасте от 1,5 до 7 лет. Базируется данный тип мышления на предметном пространстве. Примером может служить путь из точки А в точку Б, который подробно описывается.
3. Абстрактно-логическое мышление начинает формироваться у ребёнка в возрасте 7 лет. Подразумевает под собой тип мышление, при котором под действием логических операций с понятиями становится очевидной взаимосвязь между предметами в окружающем мире.
Именно к данному типу мышления относятся умозаключения, представления и суждения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку, М.: Педагогика, 1978. – 143 с.
2. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.academia.edu/38655880/Arutunova_Yazyk_i_mir_cheloveka (дата обращения 17.01.2025)
3. Архипова, Е. В. Работа над значением слова в начальной школе, Рязань: Издательство РГПУ, 1996. - 170 с.
4. Балкунова, Н. П. Система заданий поискового характера при изучении словообразования, М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1987. - 113 с.
5. Баранов, Т. М. Школьный словарь образования слов русского языка, М.: Просвещение, 1997. - 350 с.
6. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика, СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
7. Будагов, Р. А. Язык реальность – язык, М.: Наука, 1983. - 262 с.
8. Бутакова, Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.academia.edu/8418472/%D0%91%D1%83%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_L_Morfemika_i_slovoobrazovanie_russkogo_yazyka_Fragment (дата обращения 17.01.2025)
9. Буткин, Г. А., Володарская, И. А., Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе, М.: Полиграф сервис, 1999. – 112 с.
10. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове, М.: Русский язык, 2001. - 783 с.
11. Виноградова, В. Н. Стилистический аспект русского словообразования, М.: Наука, 1984, - 184 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь, М.: Питер, 2017. – 432 с.
13. Гинзбург, Е. Л. Словообразование и синтаксис, М.: Наука, 1979. – 264с.
14. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка, М.: Русский язык, 1996. - 638 с.
15. Жуйков, С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку, М.: Педагогика, 1979. - 184 с.
16. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность, М.: Наука, 1992. - 221с.
17. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование, М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
18. Изотов, В. П. Параметры описания способов русского словообразования. Монография, Орёл, 1998. - 149 с.
19. Киселев, М. С. Лексика и словообразование, М.: Флинта, Наука, 2010. - 296 c.
20. Лопатин, В. В. Русская словообразовательная морфемика, М.: Наука, 1977. - 315 с.
21. Моисеев, А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. Л.: ЛГУ, 1987. - 207 с.
22. Моисеев, А. И. Словообразование современного русского языка, Л.: ЛГУ, 1985. - 90 с.
23. Потиха, 3. А. Современное русское словообразование, М.: Просвещение, 1970. - 384 с.
24. Потиха, 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка, М.: Просвещение, 1999. - 318 с.
25. Прудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
26. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения, М.: Академия, 1997. - 383 с.
27. Способы словообразования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/v/VASILYEVA/four/linguistics/Tab3/lec7.pdf (дата обращения 17.01.2025)
28. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям, Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
29. Тихонов, А. Н., Беркович, Т. Л. Все трудности русского словообразования. Словарь-справочник, М.: АСТ, Астрель, 2010. - 816 c.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 (в редакции от 22.01.2024).
31. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, М.: Книга по требованию, 2011. - 592 c.
32. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи, М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.