Фрагмент для ознакомления
2
Каждый обучающийся представляет собой уникальный этап возрастного развития и, как субъект учебной деятельности, на каждой ступени образовательной системы, демонстрирует разнообразную учебную мотивацию, специфические особенности учебной активности и систему взаимоотношений с ней.
В психолого-педагогической литературе нет чётко определённых границ подросткового возраста — исследователи различно трактуют этот период, охватывающий возраст от 10(11) до 16(17) лет. Традиционно подростковому возрасту приписывается роль среднего звена школьного образования, что включает детей в возрасте приблизительно от 10-11 до 14-15 лет. В этот период наблюдаются значительные изменения во всех аспектах жизни ребёнка, что делает его «переходным» от детства к взрослости. Развитие проявляется в возникновении новых качеств обучающихся.
Изучением учебной деятельности и её мотивации занимались выдающиеся отечественные педагоги и психологи, среди которых Д.И. Фельдштейн, А.С. Макаренко, В.А. Караковский и многие другие.
Понятие «учебная деятельность» вызывает споры, так как в широком значении иногда неправомерно отождествляется с такими терминами, как учение, преподавание и обучение. Следует отметить, что учебная деятельность охватывает все возрастные группы, включая подростковую. В этом контексте учебная практика рассматривается как деятельность по освоению универсальных методов учебных действий и развитию через решение заданий, заданных учителем, с опорой на внешний контроль и оценку, которая затем трансформируется в самоконтроль и самооценку.
Учебная деятельность может быть охарактеризована как особый вид активности, нацеленный на личностное развитие учащегося через целенаправленное и осознанное усвоение социокультурного опыта в различных формах общественно значимой, теоретической, познавательной и практической работы. Деятельность подростков опирается на глубоко выработанные системные навыки, которые позволяют им адаптироваться к различным обстоятельствам и проявлять креативность.
Результатом учебной деятельности является поведение подростка, которое может проявляться в потребности (увлечённости, интересе, положительных эмоциях) продолжать обучение или, наоборот, в нежелании, уклонении и избегании его. Последнее нередко выражается в негативном отношении к школе, пропусках или даже уходе из неё.
Важной потребностью подростков является стремление к самоутверждению и поиску своего места в мире. Для её удовлетворения необходимо расширить социальный круг общения подростка, выведя его за пределы личного опыта, что способствует формированию идеалов и реалистичных установок. В то же время подросткам свойственна неустойчивость взглядов, завышенная самооценка и чрезмерная склонность к подражанию. В таких условиях важно поддерживать подростков в их стремлении самостоятельно оценивать и осмысливать окружающие явления. Объектом данного исследования выступает подросток, а предметом — его учебная деятельность.
Цель работы заключается в выявлении особенностей учебной активности подростков. Задачи исследования включают:
Анализ психологических и педагогических характеристик подросткового возраста через существующую литературу.
Изучение важных аспектов интеллектуального развития и особенностей учебной деятельности подростков.
Формулирование рекомендаций по решению существующих проблем, акцентирование внимания педагогов на способах повышения учебной мотивации подростков.
Гипотеза исследования подразумевает, что в подростковом возрасте наблюдается снижение успеваемости и потеря интереса к обучению.
Методы исследования включают теоретические (изучение литературы, анализ, обобщение) и эмпирические (проведение исследований, обработка данных) подходы.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются подростки в возрасте от 11 до 17 лет, вовлеченные в учебную деятельность в образовательных учреждениях.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются особенности организации учебной деятельности подростков в образовательных учреждениях, включая методы, подходы и стратегии, которые применяются для управления учебным процессом в условиях современного образования.
Практическая значимость организации учебной деятельности подростков заключается в том, что она напрямую влияет на их академическую успеваемость, психологическое развитие и подготовленность к самостоятельной жизни.
Данное исследование проводилось в . с обучающимися 7-9 классов. Результаты исследования могут оказаться полезными как для педагогов, так и для родителей, помогая им в учебной деятельности и профессиональной ориентации подростков.
Глава 1.ПОДРОСТОК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Личность подростка
В период бурного подросткового роста одной из наиболее выраженных черт становится стремительное развитие самосознания. Этот процесс осуществляется через глубокие размышления о собственной сущности и окружающей действительности и во многом зависит от качества образования, полученного как в школьные годы, так и в детстве. Порой отвлекаясь от множества увлечений, подросток погружается в размышления о своём месте в мире, что может привести к значимым моральным открытиям и новым пониманиям себя.
Подростковый возраст отличается от детства свободой мысли, которая направляется в различные стороны, опираясь на внутренние эмоции и внешние обстоятельства. Подросток, проецируя свои переживания на окружающий мир, ассоциирует себя с ним. Успехи в новых начинаниях дарят ему чувство гордости и способствуют укреплению самооценки.
В повседневной жизни подросток начинает испытывать страх перед возможной утратой своего имиджа, как в глазах окружающих, так и в собственных. Это приводит к застенчивости, возникающей из боязни неудач в социальных размышлениях и в оценке реакций окружающих на свои поступки. Часто это состояние отражается на учебной деятельности, проявляясь в пассивности, которую, к сожалению, не всегда замечают педагоги, что приводит к снижению образовательных результатов.
Одной из причин подростковой застенчивости являются высокие требования к внешнему виду. В период перемен подросток активно занимается самоанализом, а рефлексия помогает ему сформировать свою идентичность, изучая ожидания, касающиеся общения и взаимодействия с противоположным полом. Это подчёркивает интерес к своему внутреннему «Я».
Физические изменения в этот период имеют значительное значение. Подросток претерпевает яркие метаморфозы своей внешности и стремится выглядеть привлекательно, следуя модным направлениям и соответствуя стилю своей социальной группы. Он внимательно анализирует своё отражение в зеркале и может испытывать смущение из-за того, что изменения кажутся ему неудачными.
Увы, иногда педагоги и тренеры не предлагают поддержку в преодолении этих волнений, а порой даже делают критические замечания о внешности подростка. Это только усиливает чувство неуверенности, что может негативно сказаться на активности и общем настроении, способствуя возникновению депрессивных состояний. Подобные негативные оценки могут исходить даже от родителей или специалистов.
На этом этапе своего развития подростки стремятся понять, какое место они занимают в мире, жаждут быть замеченными и принятыми. Для них важно проявить свою индивидуальность, и зрелые взрослые, осознавая сложности подросткового возраста, должны поддерживать их и способствовать формированию уверенности в себе.
Таким образом, рефлексивный самоанализ помогает подросткам углублять осознание своей сущности, оценивать качества, имеющие значение как для них самих, так и для общества. Они учатся принимать себя, включая свои слабости, что становится частью их идентичности. Хотя не всегда подростки осознают свою ценность, они учатся принимать себя, включая свои несовершенства: «Примите меня таким, каков я есть!» – это не только импульс к внешнему миру, но и важный шаг к внутреннему пониманию и принятию себя.
1.2 Кризис личности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходят значительные изменения, связанные с активным ростом организма и эмоциональной перестройкой. На данном этапе у молодого человека возникает масса вопросов, и ему непросто справляться с происходящими процессами. В поисках поддержки подросток часто обращается к родным и взрослым.
Иногда у подростка может возникать чувство беспокойства и нервозности, он начинает самообвинять себя за физические недостатки, что приводит к зависимости от своего внешнего состояния. Эти переживания зачастую остаются неосознанными как самим подростком, так и взрослыми, что лишь усиливает внутреннее напряжение, с которым трудно справиться. В таком состоянии внешние преграды воспринимаются особенно остро и могут казаться непосильными.
Подростковый период характеризуется смелыми экспериментами и стремлением к новым ощущениями. Чаще всего это проявляется в поиске запретного, так как подросток стремится продемонстрировать свою взрослость и подражает поведению окружающих. Под давлением любопытства многие из них начинают экспериментировать с курением, алкоголем и наркотиками, что может привести к быстрой зависимости. Физическая и психологическая зависимость, не говоря уже о «баловстве», приносят в жизнь подростка дополнительное напряжение, тревогу и раздражительность.
В этом возрасте молодые люди зачастую игнорируют советы взрослых, уверенные, что с ними подобное не произойдёт. Легковесное отношение к слабостям, как правило, приводит к перениманию вредных привычек, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. Нередко такие привычки используются как способ самоутверждения, даже если это связано с подавлением чувства утраты индивидуальности.
Данный этап также отмечается значительным интересом к сексуальным отношениям. Подростки с низким уровнем ответственности часто стремятся вступать в сексуальный контакт с представителями противоположного пола, а иногда и с теми, кто им схож. На психике подростка огромное влияние оказывает напряжение, возникающее до и после интимных встреч. Первые сексуальные опыты могут оказать долгосрочное воздействие на будущую сексуальную жизнь, поэтому особенно важно, чтобы они были основаны на здоровом взаимодействии между партнёрами. К сожалению, неудачные опыты в этом возрасте могут привести к психологическим травмам или даже венерическим заболеваниям, добавляя нарастающую нагрузку на подростка и усложняя его восприятие реальности.
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология. – М., 2018.
Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., 2018.
Абрамов Г.С. «Возрастная психология». - М.: 1997.
Аверченко Л. К. «Управление общением». - Новосибирск, 2001.
Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» - М.: 1995.
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1976.
Большая книга подросткового психолога / ИстратоваО.Н., ЭксакустоТ.В. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001.
Волков Б. С. Психология подросткового возраста. Учебник. – М., 2016.
Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. ГамезоМ.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. — М., 1984.
Зимняя . И.А. «Педагогическая психология» - М., «Логос» - 2003 г.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
Кон И.С. «Психология ранней юности». М.: Просвещение, 1989.
Кулаков Е.А. «На приеме у психолога — подросток». — М. 1998.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!:. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., 2000.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М., 1983г.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2003.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник для академического бакалавриата. – М., 2016.
Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников». М.: педагогика, 1994.
Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». — М., 2002.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2009.
Никольская А. А. «Возрастная и педагогическая психология». - Дубна: Феникс, 2001.
Орлов А.Б. «Психология личности и сущности человека».- М., 2002.
Обухова Л.Ф. «Возрастная психология». — М., 2001.
«Психология современного подростка»/Под ред. Фельдштейна Д. Н. - М., 1987.
«Психология и педагогика» / Под редакцией Радугина. -М., 1993.
«Психология подростка» /уч. пос/ под. ред. Реана А.А. - М., 2000.
Педагогическая психология. Зимняя А.А. – М., 2004.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пединститутов. – М., 1979г.
Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». - М.,2000. г
Савонько Е.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
Фельдштейн Д.Н. «Проблемы возрастной и педагогической психологии». -М.: 1995.
Цукерман Г.А. «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов». -М., 1994.
Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. МОДЭК, 1969г.