Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социально-экономическим изменениям, которые происходят в нашем обществе необходимо активное молодое поколение, которое способно нестандартно и эффективно решать новые проблемы. Проблема всестороннего развития личности субъекта в педагогике всегда была одной из самых актуальных. На практике сегодня существует достаточно большое количество педагогических технологий и методик, которые позволяют решать такого рода проблемы.
Большим образовательным потенциалом обладают олимпиады по предметам различных уровней, начиная от школьных, и заканчивая олимпиадами, которые проводятся на мировом уровне.
В рамках требований ФГОС на каждом образовательном этапе, образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося. Сегодня школьнику, помимо знаний и умений необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе духовно-нравственного и социального опыта.
В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, которые позволяют учитывать индивидуальный и личностно ориентированный подход в обучении, что позволяет большинству школьников принимать участие в олимпиадном движении.
Перед каждым учителем стоит задача научить учеников правильно работать с новой информацией и различными информационными источниками по изучаемому предмету. В этом помогает проведение школьных олимпиад по Английскому языку, начиная с начальной школы
Объект исследования: процесс проведения предметных олимпиад по Английскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: предметная олимпиада по Английскому языку в начальной школе.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования образовательного потенциала олимпиады по Английскому языку на уровне начального образования.
Задачи:
1. Провести анализ понятий «олимпиада», «подготовка к Олимпиаде», «результаты олимпиады».
2. Изучить особенности проведения олимпиад по Английскому языку в начальной школе (из опыта работы педагогов).
3. Описать типы и виды олимпиад по Английскому языку в условиях начальной школы.
4. Проанализировать УМК на наличие заданий олимпиадного типа.
5. Описать процесс реализации подготовки обучающихся к олимпиаде по Английскому языку.
6. Предложить практические рекомендации по подготовке к олимпиаде по Английскому языку.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса подготовки к олимпиаде по Английскому языку на уровне начального образования
1.1. Анализ понятий «олимпиада», «подготовка к Олимпиаде», «результаты олимпиады»
Школьная олимпиада относится к видам внеурочной деятельности. Под школьной олимпиадой на начальном уровне обучения понимают внеурочное мероприятие соревновательного характера среди младших школьников по определённому предмету. Целью проведения олимпиады является выявление одарённых детей и стимулирование у них интереса к учебной деятельности [3].
К задачам проведения олимпиады относятся:
-расширение и углубления знаний по предмету;
-развитие способности работать творчески;
-создание условий для поддержки одарённых школьников.
Участвуя в олимпиаде в начальной школе, ученик получает возможность получить более глубокие знания по сравнению с остальными детьми. Помимо уроков, которые посещает школьник и выполняет полученные домашние задания, ему необходимо при подготовке к олимпиаде практиковаться в выполнении определённого рода задач и заданий, к примеру, по Английскому языку. Для начальной школы существуют такие популярные олимпиады как «Кенгуру» по математике, или «Русский медвежонок» по русскому языку и др.
Подготовка к школьной олимпиаде на начальном уровне обучения включает в себя проведение следующих мероприятий:
-выявление талантливых школьников;
-составление плана работы с одарёнными детьми;
-индивидуальная работа с портфолио ученика;
-кружковая работа с одарёнными детьми;
-работа на уроках при выполнении школьниками задач и заданий повышенного уровня сложности;
-организация самоподготовки ребёнка.
Результатом школьной олимпиады становится получение школьником призового места на олимпиаде. Если ученик занимает на олимпиаде первое место, он является победителем. Если ученик занимает второе или третье место, он является призёром. Призёр получает диплом или грамоту, которые будут помещены в портфолио школьника [20].
В каждой школе проводится анализ работы с одарёнными детьми. На методическом объединении учителя начальных классов составляют план работы с одарёнными детьми. В план включены соответствующие мероприятия по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей в начальной школе. Дети посещают кружки, мероприятия по типу «Умники и умницы» и др. На уроках учителя используют различные виды заданий и упражнений, интеллектуальные разминки, интегративные задания повышенного уровня сложности, которые направлены на развитие у детей памяти, мышления, внимания, наблюдательности и др.
Участие в олимпиаде позволяет говорить о формировании конкретной предметной компетенции младшего школьника. Вопросы о необходимости работы в начальной школе по формированию предметных компетенций рассматриваются учёными и исследователями.
Теоретическому осмыслению формирования предметных компетенций посвящены работы И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Психолого-педагогические аспекты формирования предметных компетенций анализировали учёные и исследователи Е.Д. Божович, Е.А. Быстрова, Н.М. Шанский и др.
В современной образовательной среде учителя реализуют требования ФГОС НОО и активно занимаются поиском разнообразных способов и методов формирования предметных компетенций младших школьников. Этот процесс активно реализуется как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. При этом методисты и психологи отмечают, что в настоящее время недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности, в том числе и для формирования устойчивых предметных компетенций [15].
Если говорить об этапе изучения нового материала на уроке, здесь чаще всего используют следующие виды работ, к примеру, комментирование чтения, аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графического изображения и др. Все эти виды работ можно использовать при составлении материалов для школьной олимпиады.
Этап осмысления материала будет включать в себя:
- составление различного вида таблиц;
-подбор примеров к текстам;
-составление вопросов;
-составление собственных текстов на основе схемы, таблицы или графика и др.
В рамках требований ФГОС НОО, необходимо внедрять в образовательный процесс инструментарий проведения соответствующего мониторинга освоения и применения младшими школьниками как предметных, так и метапредметных результатов [18]. О метапредметных результатах следует говорить особо, поскольку эта тема является обширной. Здесь можно лишь отметить, что любой контроль педагогу необходимо выстраивать таким образом, чтобы была возможность убедиться в том, что ученик всё это умеет осуществлять, в частности:
1. Сравнение фактов и явлений одного порядка.
2. Выявление причинно-следственных связей.
3. Построение полного ответа с доказательством.
4. Извлечение необходимой информации из источника.
5. Составление сообщения информативного характера.
Чтобы оценить результат подобной работы младшего школьника, учитель может в своей работе использовать следующие критерии:
-оценка знаний основных понятий или явлений в учебной теме;
-полнота выполнения заданий школьником;
-владение навыком сравнения явлений или событий;
-владение навыком установления причинно-следственных связей;
-владение навыком извлечения информации из источника;
-владение навыком составления сообщения информативного характера и др.
Данные критерии можно использовать при оценивании каждой из учебной тем, а в дальнейшем определять, кто из учеников наиболее успешно справляется с такого рода заданиями. Позже станет видна динамика освоения каждым школьником той, или иной учебной темы и насколько глубоко ими освоен учебный материал, который позволит принимать участие в школьном этапе олимпиады.
1.2. Особенности проведения олимпиад по Английскому языку в начальной школе (из опыта работы педагогов)
Начинать работу по подготовке к участию в олимпиадах младших школьников, необходимо уже в первый год обучения в школе. Такие занятия должны проводиться не чаще одного раза в неделю продолжительностью до 30 минут. К школьной олимпиаде можно успешно готовить детей как во время уроков, так и на внеклассных занятиях [11].
Самое важное в этом процессе – это целенаправленная систематическая работа учителя. Учителю важно показать каждому ребёнку, что он верит в его силы. Очень важно поддерживать любознательность детей, разумно дозируя задания как в качественном, так и в количественном отношениях в соответствии с уровнем индивидуального развития.
В некоторых случаях можно помогать ученикам, направлять их работу, развивать самостоятельность рассуждений и способствовать развитию индивидуального мышления. На каждом уроке можно найти время для выполнения нестандартных заданий, или заданий на смекалку. Если задание сложное и нет уверенности, что его выполнят многие ученики, его можно предложить в конце урока, после записи домашнего задания. Учитель должен предупредить, что задание это сложное и что можно попробовать выполнить его в домашних условиях. На самостоятельных и контрольных работах также целесообразно предлагать школьникам нестандартные задания в качестве дополнительного задания.
Учителю необходимо заинтересовать детей и побудить их к действию. Таким образом у них всегда будет присутствовать мотивация. Задания для олимпиады должны быть интересными и разнообразными. При подготовке к олимпиаде по Английскому языку, они должны учитывать различные виды речевой деятельности и сформированные навыки детей, в частности, аудирование и чтение, когда ребёнок должен отвечать на все вопросы учителя, упражнения на проверку социокультурных знаний, где ученик отвечает на вопросы страноведческой направленности, ученик составляет текст при работе с картинкой, выполняет лексико-грамматические задания, начиная с простых и заканчивая сложными и др. [22].
При работе с короткими текстами ученик должен демонстрировать понимание знакомой ему лексике по заданной теме. Тексты при этом должны быть короткими. По мере того, как школьники справляются с полученными заданиями, учитель постепенно эти задания усложняет. Первые задания лексико-грамматического характера могут сопровождаться наглядностью, а все последующие задания будут на написание связного высказывания с использованием наглядности. Учитель при подготовке к олимпиаде по Английскому языку использует аутентичные текстовые, аудио- и видеоматериалы.
Учитель может оценить у младшего школьника сформированность читательских иноязычых компетенций на основе анализа уровня усвоения учениками того, или иного учебного материала:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. - М.: ИКАР. - 2019. – 448 с.
2. Абдурахманова, Ф.А. Игровые технологии в начальной школе / Ф.А. Абдурахманова, Т.И. Прудникова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Симферополь, 21 апреля 2022 года). – Вып. 13. – Симферополь: ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», 2022. – С. 9–
11.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г. - 151 с.
4. Бим, И.Л. Концепция обучения второму языку / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2010. –С. 67 - 73.
5. Белошистая, А.В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 129 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/475924 (дата обращения: 20.01.2025).
6. Баянова, Е.В. Возможности достижения метапредметных результатов образования младшими школьниками при работе с текстами / Е.В. Баянова, Т.М. Колесникова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2017. №2. – С. 8–11.
7. Ваганова, О.И. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса / О.И. Ваганова, М.П. Прохорова, К.А. Максимова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. №2 (27). – С. 11–14.
8. Воробьёва, О.И. Методические аспекты обучения иноязычной речи на начальном этапе с использованием информационно-компьютерных технологий. / О.И. Воробьёва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/189916/1/Воробьева%20О.И.%2C%20Грушова ((дата обращения: 20.01.2025).
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. / Н.Д. Гальскова // М.: Академия ИЦ, 2008. – 334 с.
10. Гебель, С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка / С.Ф. Гебель // Иностранные языки в школе. – 2019. – N5. – С.28-31.
11. Горлова, Н.Д. Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и пути развития / Н.Д. Горлова // Дошкольное воспитание. - 2001. –N 4. - С.42-48; N5. - С.73-80.
12. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
13. Дербаремдикер, А.И. Стихи и песни на уроках английского языка и упражнения к ним [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»: - М. - 2012.-URL: http://festival.1september.ru/articles/310075/(дата обращения: 20.01.2025).
14. Дьяченко, Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка / Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004. – N3. – С. 30-33.
15. Жарова, А.М. Методы и приемы формирования учебно – познавательной компетенции при обучении иностранному языку младших школьников / А. М. Жарова // Иностр. яз. в шк. – 2013. –N 2. – С. 60-64.
16. Землянская, Е.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.Н. Землянская. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 247 с. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/477026 (дата обращения: 20.01.2025).
17. Каратова, Н.Б. Приемы семантизации английской лексики / Н.Б. Каратова // Учитель. - 2015. – N5. - С.63 - 66.
18. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов. - М.: Просвещение, 2019. - 503 с.
19. Никитенко, З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Культурный / социокультурный компонент обучения иностранному языку // З.Н. Никитенко // English. - 2020. - N 2. - С.19-27.
20. Никитенко, З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Психологические особенности младшего школьника / З.Н. Никитенко // English. - 2019. - N 21.- с.22-28.
21. Нехорошева, А.В. Rhyme your English. Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие / А.В. Нехорошева. – М: АРКТИ, 2016. – 80 с.
22. Осипова, Е.С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку / Е.С. Осипова // Молодой ученый. -2015. - No10.1. - С.28-30.
23. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М. Филатова. - Ростов н / Д: Феникс, 2014. – 416 с.
24. Цветкова, Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л. А. Цветкова // Иностранные языки в школе. -2002. –N 2. - С.43-47.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – М.: Филоматис. - 2008. – 188 с.
26. Яровая, В.В. Методы и приемы обучения лексике [Электронный ресурс]. - www.infourok.ru ((дата обращения: 20.01.2025).