Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современного обучения возрастание умственной нагрузки на детей на уроках математики поднимает вопросы о том, как можно поддерживать интерес к изучаемым материалам и активность студентов на протяжении всего занятия. Введение нового Государственного стандарта подчеркивает необходимость поиска и разработки современных методов обновления математического образования в школе.
Современное общество изменяет подход к содержанию математического образования. Основное внимание уделяется развитию у обучающихся навыков применения знаний и умений, полученных в школе, в реальных жизненных обстоятельствах; этот навык принято называть математической грамотностью.
Эта идея находит подтверждение в нормативно-правовых актах, регулирующих образовательный процесс в Российской Федерации. Согласно концепции развития математического образования, его задачами являются: «обновление содержания учебных программ по математике на всех уровнях (с обеспечением преемственности) в соответствии с потребностями обучающихся и общества в общей математической грамотности…; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях у каждого ученика…».
Формирование математической грамотности основывается на требованиях Федерального государственного стандарта для начального общего образования. В частности, это касается предметных результатов, которые должны быть достигнуты при освоении основной образовательной программы в области математики:
1. Применение базовых математических знаний для описания и анализа объектов, процессов и явлений, а также для оценки их количественных и пространственных соотношений;
2. Получение начального опыта в использовании математических знаний для решения учебных и познавательных задач, а также практических заданий.
ФОП по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика), составленная на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы, ориентирует на формирование личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий как на основу формирования ключевой компетенции обучающихся – умение учиться самостоятельно. В содержании программы обучения математике «Текстовые задачи» — один из разделов, обеспечивающих достижение образовательных результатов в соответствии с заявленными требованиями.
В начальном обучении математике текстовые задачи играют ключевую роль в формировании математической грамотности. При их решении учащиеся не только осваивают математические концепции, но и готовятся к практическому применению знаний в повседневной жизни. Эти задачи также способствуют развитию логического мышления. Решение текстовых задач важно для воспитания личности, поскольку они основаны на реальных ситуациях и повседневном опыте. Поэтому для педагога крайне необходимо иметь хорошие знания о текстовых задачах, их структуре и уметь применять различные методы для их решения. Успешное выполнение таких задач помогает детям не только в учебе, но и в будущей жизни, что делает обучение более эффективным и значимым.
Способность решать текстовые задачи является ключевым индикатором математического развития ученика начальных классов. Такие задачи неизменно способствуют формированию у ребенка правильных математических понятий, помогают глубже понять разнообразные аспекты взаимосвязей в его окружении и позволяют применять теоретические знания на практике. Они обеспечивают соединение теории с реальной жизнью и обучение с практической деятельностью. Решая задачи, дети знакомятся с важными фактами, которые играют значительную роль в процессе познания и воспитания.
В процессе изучения математики задачи выступают как как целью, так и средством обучения. Это определяет их роль в образовательном процессе. Кроме того, задачи выполняют важные дидактические функции, помогают формировать систему знаний и развивают творческое мышление учеников, способствуют интеллектуальному развитию и выполняют познавательную роль в учебном процессе.
К вопросам формирования математической грамотности у младших школьников обращались такие видные ученые, как Н. Ф. Талызина, Е. А. Маркушевская, Л. О. Рослова, И. М. Хаконова и другие.
Исследование значения текстовых задач уже давно занимает значительное место в научных работах, посвященных методам обучения математике для младших школьников. Этот аспект получил подтверждение и развитие в трудах множества современных специалистов по методике, таких как Н.И. Моро, К.И. Нешков, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкая, Л.Н. Скаткин и других, а также психологов, включая Н.А. Менчинскую, Л.М. Фридмана и др.
Проблема исследования: каким образом происходит формирование математической грамотности у первоклассников на уроках математики при обучении решению составных задач?
Объект – формирование математической грамотности у первоклассников.
Предмет – решение составных текстовых задач как средство формирования математической грамотности.
Цель: изучение способов формирования математической грамотности в процессе решения текстовых задач.
Задачи:
- рассмотреть психологические особенности обучения младших школьников решению текстовых задач;
- раскрыть сущность понятия «математическая грамотность»;
- проанализировать методические условия формирования умений младших школьников по работе с текстовыми задачами.
Методы, использованные для написания работы: изучение и анализ научно-методической литературы по теме курсовой работы.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
1.1 Психологические особенности к сложности обучения решению задач
С термином «задача» сталкиваются люди в своей повседневной жизни, как в быту, так и в профессиональной сфере. Каждый из нас решает различные проблемы, которые мы часто называем задачами. Эти проблемы могут варьироваться от общегосударственных вопросов (таких как освоение космоса, воспитание молодого поколения, защита страны и др.) до задач, стоящих перед определенными группами или коллектива (например, строительство объектов, создание литературных произведений, установление связей и зависимостей и т.д.), а также задач, которые возникают у отдельных личностей [25].
Подготовка школьников к решению разнообразных жизненных задач начинается с младшего школьного возраста в рамках математического обучения. Учащиеся, решая задачи, не только осваивают новые знания, но и закрепляют, углубляют и систематизируют уже имеющуюся математическую базу.
Текстовые задачи сопровождают весь процесс обучения математики, начиная с начальной школы. Поэтому текстовым задачам уделяется огромное значение и важные функции.
Текстовая задача позволяет раскрыть максимальное число математических реалий и является уникальным средством обучения. Поэтому прежде чем перейти к методике обучения решению текстовых задач, приведем характеристику рассматриваемому понятию.
На основе контент-анализа методической и педагогической литературы в данной области приведем существующие определения понятию «текстовая задача»:
- текстовой задачей является задача, в которой определяется связь между условием и требованием при помощи слов (Т. А. Иванова, О. П. Шарова [18]);
- текстовые задачи – это задачи, имеющие в своей основе физическое содержание (Г.И. Саранцев [14]);
- в основе текстовой задачи лежит формулировка вопроса словами, ответ на который можно получить при помощи математических действий (Л.А. Шавернева [17]);
- сущность текстовой задачи определяется описанием ситуации, в которой заложены связи между компонентами, их количественные характеристики (Ю.М. Колягин [9]);
- текстовая задача представляет собой словесную модель, в которой требуется найти одну или несколько величин (Л. М. Фридман [19]).
Таким образом, проведённый контент-анализ позволяет свидетельствовать, что текстовая задача, исходя из своего названия, определяется как словесная инструкция к действию. Поэтому, по нашему мнению, наиболее подходящим определением и рабочим будет являться определение, данное Л. М. Фридманом.
Основываясь на количестве арифметических действий, необходимых для решения, задачи делятся на простые и составные. Простая задача подразумевает выполнение одного арифметического действия, в то время как составная задача требует выполнения двух или более действий.
Текстовая задача представляет собой описание определенной ситуации на естественном языке, которое требует количественной оценки одного из ее элементов, установления наличия или отсутствия связей между компонентами этой ситуации, или определения типа этих связей [24].
Любая задача текстового характера делится на две основные составляющие: условие и требование (вопрос). Числовые параметры и зависимости между ними, то есть количественные и качественные характеристики объектов задачи и их взаимосвязи, называются условием (или условиями) задачи. В этом условии содержится информация об объектах и некоторых величинах, которые их описывают, а также о известных и неизвестных значениях этих величин и их взаимосвязи. В задаче, как правило, присутствует несколько условий, которые принято называть элементарными.
Требование задачи указывает, что необходимо найти. Решение, которое дается в ответ на это требование, получается путем анализа. В широком смысле разрешение задачи означает выявление взаимосвязей между данными, представленными в условии, и искомыми величинами; установление порядка использования общих математических принципов (правил, законов, формул и тому подобное), а также выполнение необходимых действий с данными задачи для получения решения или доказательства его невозможности [5].
Термин «решение задачи» имеет широкое применение в математике и включает в себя несколько связанных, но отличительных понятий:
1. Решением задачи считается итог, который представляет собой ответ на предложенные условия.
2. Также под решением задачи понимается процесс, в ходе которого достигается этот итог – вся деятельность человека, занимающегося ее решением, начиная с момента прочтения условий задачи и заканчивая получением результата.
3. Кроме того, решением задачи называют исключительно те действия, которые выполняются над исходными данными и их выводами, используя общие математические принципы для получения окончательного ответа [23].
Решение задач представляет собой достаточно необычную деятельность, в частности, умственную работу. Для того чтобы овладеть какой-либо областью, необходимо предварительно тщательно ознакомиться с материалом, с которым предстоит работать, а также с инструментами, необходимыми для выполнения этой работы.
Готовность детей к решению текстовых задач подразумевает наличие следующих умений:
- навыков чтения;
- представлений о значении операций сложения и вычитания, их взаимосвязи, а также понятий, связанных с увеличением и уменьшением;
- основных мыслительных процессов: анализ и синтез, сравнение;
- способности описывать предметные ситуации и переводить их в схемы и математические символы;
- навыков рисования и вычисления длины отрезков;
- умения преобразовывать текстовые задачи в предметные и схемные модели.
А. В. Далингера, который указывает на следующие негативные особенности, отмечающиеся у преподавателей и встречающиеся в учебниках, которые влияют на формирование у учащихся умения решать текстовые задачи:
1) при обучении решению текстовых задач педагоги достаточно часто могут направлять деятельность учеников только на получение ответа. В этом случае без должного внимания остается рассуждение, которое является основой поиска решения. При такой организации работы не стимулируется анализ деятельности, а значит, она крайне слабо осознается; Усвоение способа решения задачи осуществляется в процессе решения большего количества типовых задач по заданному образцу.
2) перенос приема решения сходных задач не рефлексируется.
3) большая увлеченность процедурой оформления задачи, а не процессом ее решения;
4) в учебниках не выдержано соотношение задач для организации репродуктивной и продуктивной деятельности учеников.
5) отсутствие в учебниках рефлексивных задач.
6) несоблюдение постепенного возрастания сложности задач, единообразие форм их предъявления, недостаточное варьирование содержания [10].
Таким образом, чтобы научиться решать задачи, следует понять, что они собой представляют, как структурированы, из каких элементов состоят и какие инструменты используются для их решения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва: Издательство ИКАР, 2019 – 448 с.
2. Алексеева Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е. Е. Алексеева // Мир науки, культуры, образования. – 2020 – № 4 (83). – С. 214-218.
3. Афанасьева С. Г. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Афанасьева, О. Ю. Ерофеева, Л. Ю. Панарина. Методическое пособие для педагогов. Самара: СИПКРО, 2019. 105 с.
4. Бабанский Ю К. Интенсификация процесса обучения / Ю К. Бабанский. М.: Знание, 1987, 80 с.
5. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач // Начальная школа Плюс До и После №10. 2020. с.73-79
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова – Москва : НМЦ СПО, 2019 – 538 с.
7. Волкова Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017 С. 173–176.
8. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе [Текст] / Проф. Е. Я. Голант. - Москва: Учпедгиз, 1957, 152 с.
9. Горохова И. В. Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся / И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42.
10. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения учащихся решению текстовых задач / В. А. Далингер // Омский научный вестник. — 2011. — № 2 (96). — С. 168-170.
11. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи : тетрадь для 1-го класса начальной школы : (подготовительный этап к решению задач) / Н. Б. Истомина. - 4-е изд., испр. - Москва : Линка-Пресс, 2013. - 32 с.
12. Каленникова Т. Г. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич. – Минск : БГТУ, 2007 – 68 с.
13. Кваша И. Н., Малыхина В. В. К проблеме организации процесса обучения младших школьников решению текстовых задач // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 44-53.
14. Кочурова Е.Э. Формирование математической грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/Z6nHz (дата обращения: 24.01.2025).
15. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А.А. Леонтьев ; сост., предисл., комм. Д. А. Леонтьева. – М. : Смысл, 2016 – 528 c.
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. 3- е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2018. с.
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009 г.
18. Распоряжение правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации» от 24.12.2013 № N 2506-р // Официальный интернет- портал правовой информации. – 2013 г. – № 5 – с изм. и допол. в ред. от 08.10.2020. – 10 с.
19. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Педагогическая и зарубежная педагогика. Науки об образовании. 2019. № 5-1. – С. 67-69.
20. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Рыдзе О. А.и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Вып. 1. Ч. 2 //под ред. Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. М.; СПб.: Просвещение, 2020.79 с.
21. Рочева К. М. Исследование уровня сформированности математической грамотности младших школьников / К. М. Рочева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 408-411.
22. Рыдзе О. А. Преемственность в формировании математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы / О. А. Рыдзе, К. А. Краснянская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 146-158.
23. Слепухин А. В. Элементы методики формирования у обучающихся средней школы компонентов функциональной математической грамотности / А. В. Слепухин // Уральский вестник образования: научно-методический сборник, декабрь 2022. Екатеринбург: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», 2022. С. 5-13.
24. Смолеуслова Т.В. Формирование математической функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Сибирский учитель. №1 (128) январь-февраль 2020 С. 27-33.
25. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи// Начальная школа №12. 2020. с.62-67
26. Стойлова Л.П. Основы начального курса математики [Текст]: учеб. пособие для студ./ Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 2021. – 320с.
27. Столяр А.А. Роль математики в гуманитаризации образования [Текст] / А.А. Столяр // Математика в школе. – 2020. - №6. - с. 5-7
28. Трифонова Н. В. Развитие математической грамотности на уроках в школе / Н. В.Трифонова, С. В. Трифонов, Е. А. Макеева // Образование и наука в современных реалиях: Материалы Международной научнопрактической конференции, Чебоксары, 24 августа 2022 года / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. С. 250-251.
29. Ушакова М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2020 – № 1 (9). – С. 56-59.
30. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Математика (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования. — URL: https://edsoo.ru/wp-content/ uploads/2023/08/08 1 ФРП Математика-1-4_классы^Я (дата обращения: 06.04.2025).