Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Конкурентная среда и основные игроки на российском рынке
В исследовании текущего состояния курьерской доставки последней мили в части России следует отметить, что данная конкурентная среда упомянутой области характеризуется высокой динамичностью и разнообразием вовлеченных в нее компаний, повседневно наращиваемых собственный логистический потенциал, как и утверждалось ранее. Подобный рынок не только систематически привлекает новых участников конкурентной борьбы, но также сталкивается с активной конкуренцией за выбор потребителей между уже устоявшимися лидерами.
Так, по собранным статистическим данным А. Мельником и А. Иволгином «на рынке действует множество различных компаний по всей стране: более 1700 организаций, которые оказывают услуги курьерской доставки.» В данном контексте основные участники рынка, включая как крупные логистические компании, так и менее известные, предлагают широкий спектр моделей обслуживания и инновационных решений, что создает как возможности, так и вызовы для всех участников, что будет рассмотрено далее. Так, первым делом, в данной части исследования стоит проанализировать деятельность ключевых игроков, их стратегии и влияние на формирование российской конкурентной среды.
По данным исследований аналитической компании Data Insight, «на российском рынке логистики для электронной коммерции активно несколько сотен логистических компаний разного профиля и размера». В данном случае в целях полноценного понимания текущей рыночной ситуации в отношении конкурентной среды целесообразно определить основные категории логистических компаний, осуществляющих курьерскую доставку последней мили, и привести примеры каждой из них.
Так, к основным типам игроков на российском рынке курьерской доставки, а также курьерской доставки последней мили в частности, относятся
а) федеральные службы доставки;
б) службы, специализирующиеся на определённом методе доставки;
в) срочная доставка;
г) короткая миля (доставка с промежуточной точкой);
д) специализированные службы доставки;
е) маркетплейсы.
Так, во-первых, к федеральным службам доставки относят «крупнейшие логистические компании, например, Boxberry, СДЭК, DPD в России, которые работают практически на всей территории России. У них есть возможность доставлять большие объёмы заказов с помощью разных каналов доставки: курьером до двери, в ПВЗ и в постаматы.»
Во-вторых, службы, которые специализируются на определённом методе доставки, предоставляют услуги транспортировки товаров до двери потребителя и доставки до ПВЗ и постаматов. Так, те логистические операторы, деятельность которых в первую очередь заключается в доставке последней мили (доставке товаров категории food и fresh), как правило, также предлагают своим клиентам альтернативные варианты оказания услуги, включая пункты выдачи заказов и постаматы. Однако реализация названных услуг зачастую осуществляется в сотрудничестве с партнёрскими организациями. К числу подобных игроков на рынке описываемой области относятся такие компании, как B2CPL, Dalli Service, а также Dostavka.Guru, Logsis и Pony Express. С другой стороны, организации 5post, Boxberry, Hermes, PickPoint и Сбер Логистика обеспечивают клиентов требуемыми товарами путем их доставки до сетей ПВЗ и постаматов, которые, в свою очередь, демонстрируют значительный рост в последние годы. Так, согласно данным компании Data Insight, в 2020 году общая площадь сети ПВЗ и постаматов увеличилась на 47%, в то время как количество точек выдачи, предоставляемых различными компаниями, возросло на 108%, что свидетельствует о динамичном развитии как самих сетей, так и партнерских отношений между логистическими операторами.
Следом, одним из не менее актуальных направлений в сфере логистики последней мили выступает срочная доставка, что подразумевает выполнение заказа в день его размещения, с временными рамками от 25-30 минут до нескольких часов. В данном случае, учитывая растущий интерес со стороны потребителей к данному сервису, ряд компаний, к примеру, ВкусВилл, Самокат, Ozon Express, Яндекс Лавка, Gett.Delivery, Ситимобил, Яндекс Доставка, Dostavista, приняли решение о внедрении структурированных механизмов, позволяющих осуществлять срочную доставку на постоянной основе по конкурентоспособным ценам. На российском же рынке для реализации данной услуги применяются две основные модели: первая из них функционирует по принципу таксопарка, что предполагает наличие значительного числа сотрудников и центра, который занимается распределением заказов, в то время как вторая модель включает промежуточные точки, откуда осуществляется доставка в ограниченные районы (так называемая доставка короткой мили, то есть доставка из офлайн-магазинов, ПВЗ и постаматов напрямую конечным потребителям).
Далее, к специализированным службам доставки (Деловые Линии, ПЭК, Стриж, Dostavka) относят доставку крупногабаритных грузов, при которой компании не используют единых критериев, полагаясь на различные аспекты, такие как размеры или вес. Это, в свою очередь, сопряжено с определенными трудностями, в числе которых неудобство забора из пунктов выдачи, сложность подъёма на этаж проживания конечного потребителя и необходимость доставки до конкретного места в помещении. Все это делает процесс доставки более сложным и затратным как для логистов, так и для конечных потребителей.
Кроме того, организация доставки с температурным режимом также является частью деятельности специализированных служб доставки последней мили и представляет собой незаменимый аспект логистики для ряда товарных категорий, среди которых выделены продукты питания, медицинские изделия, а также косметические и парфюмерные товары. В процессе подобной транспортировки упомянутых товаров применяются специализированные устройства и оборудование, которые обеспечивают требуемую температурную стабильность. К примеру, для пеших курьеров соответствующих компаний (Delivery Club, Яндекс Еда, Biocard, Unicom Cargo) используются термобоксы, которые позволяют поддерживать заданный температурный режим, в то время как для грузовых перевозок часто задействуются автомобили, оснащенные современными системами климат-контроля, что гарантирует сохранность и качество доставляемых товаров на всех этапах логистической цепи, вплоть до конечного потребителя.
Наконец, доставка опасных грузов в том числе осуществляется специализированными службами доставки, в числе которых Грузовичкоф, Лидер Спец Транс, Transkod, Fesco. Данный тип организации транспортировки последней мили ряда довольно распространённых товаров, к примеру, пиротехнических изделий и аэрозолей, требует оформления соответствующей документации и использования предназначенного для них оборудования для безопасной доставки (знаков и маркировки, изолирующей упаковки и прочего).
В завершении данного описания ключевых игроков