Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что именно семья является первой социальной средой развития личности ребёнка. Личность родителей, их отношения, выстраиваемые ими отношения с ребенком, особенности воспитания и взаимодействия в семье играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Забота родителей является необходимой для поддержания жизнедеятельности ребенка и потребность в ощутимой родительской любви – жизненно важна для каждого человека на определенном этапе. Большинство научных социально-психологических подходов рассматривают семью как динамическую систему взаимодействующих субъектов, процессов, явлений и сохраняют своей актуальной задачей исследование «качества» родительства, факторов, детерминирующих различия материнства и отцовства, их специфических функций, особенности развития семьи, этапы в ее прогрессировании. Сложный «семейный» организм имеет определенные периоды, когда она должна реализовать новые задачи, вызванные заложенной в нее особой диалектикой ее развития [30].
Подростковый возраст рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке, как один из наиболее противоречивых, кризисных этапов для формирующейся личности. Вчерашний ребенок сталкивается с изменениями на всех уровнях существования человека: интенсивные изменения анатомии и физиологии, трансформация социального взаимодействия на качественном и количественном уровнях, изменение собственной идентичности, трансформация системы ценностей, познавательной и эмоциональной сфер.
Нередко, подростковый возраст «вскрывает» противоречия и «напряжения» в отношениях с окружающими людьми, которые ранее подавлялись или не осознавались. Новое восприятие себя и мира в сочетании с отсутствием опыта принятия новых социальных ролей, нередко вызывает «нестандартные» эмоциональные проявления, удивляющие своей глубиной и спецификой. В частности,
Подростковый возраст требует особого внимания, деликатности и грамотного сопровождения со стороны стабильных взрослых.
Современные специалисты указывают на связь личностных деструкций, нарушений эмоциональной сферы, невротизации с опытом деструктивного влияния детско-родительских отношений, которые оказали влияние на личность [6; 11; 12; 13; 14]. Некоторое время назад было принято считать, что дети и подростки легко восстанавливаются после фрустрирующего влияния, а большинство психологических травм забывают. Однако многолетние исследования доказывают, что деструкции в детско-родительском сегменте семейной системе, оказывают значимое влияние на личность и вызывает глубокие нарушения психики. Актуальность темы исследования, обусловлена возрастающим числом проявлений депрессивно-тревожных расстройств в современном обществе.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Системно-психологические характеристики родительских семей подростков с депрессивными и тревожными расстройствами».
Изучению семьи и детско-родительских отношений посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Таких как: Ю.Е. Алешина, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, A.C. Кочарян, Г.А. Кочарян, A.C. Спиваковский, Н. Пезешкиан, Э.Г. Эйдемиллер, Е.В. Антонюк, И.Ф. Гребенников, И.Ф. Дементьев, А.К. Дмитриенко, О.В. Зуськов, С. Кратохвил, В.П. Левкович, А.Г. Лидере, М.С. Мацковский, В.П. Меньшутин, Г. Навайтис, Р. Ричардсон, В.А. Сысенко, Т.М. Трапезникова, Ю.Н. Олейник, Г.Г. Филиппова, А.Г. Харчев и др. Теория привязанности, имеющая отношение к проблеме исследования и аспекты формирования личности в семье в психоанализе разрабатывалась такими авторами как: Д.В. Винникот, М. Кляйн, О.Г. Калина, Ж. Лакан, Г. Росолато, З. Фрейд, А Фрейд, К.Г. Юнг, Х. Кохут и др.
Напрямую или косвенно, проблемы тревожно-депрессивных расстройств в подростковом возрасте и направления их психопрофилактики, рассматриваются в работах таких авторов, как Л.И.Бершедова, Е.Д.Божович, К.Обуховский, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Б.С.Волков, М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, Л.Ф.Обухова и др., которые рассматривают особенности развития в подростковом возрасте; И.П.Бадьина, В.Д.Менделевич, Дж.Боулби, А.Фрейд, О.Кернберг, Б.Перри, М.Салавиц, и др.которые анализируют детскую психологическую травму, как причину эмоциональных нарушений и т.д.
Аспекты тревожности и депрессии в подростковом возрасте в частности изучались в работах А. М. Прихожан в, С.М. Громбах, К.Хорни. Различия в проявлении тревожности и депрессии изучалось в контексте взаимосвязи с особенностями воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.А. Плоткин), с гендерными и возрастными особенностями (Кузина Е.А., Макарова А.А.), во взаимосвязи с социальным статусом (Кисловская В.Р., Н.В. Имедадзе), и т.д.
Объект исследования: системно-психологические характеристики родительских семей подростков.
Предмет исследования системно-психологические характеристики родительских семей подростков с депрессивными и тревожными расстройствами.
Цель исследования: изучение системно-психологических характеристик родительских семей подростков с депрессивными и тревожными расстройствами.
Задачи исследования:
1.Изучение влияния детско-родительских отношений на подростка.
2.Анализ социально-психологического развития подростков.
3.Эмпирическое исследование системно-психологических характеристик родительских семей подростков с депрессивными и тревожными расстройствами.
4. Подготовка выводов по теме исследования.
Гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: родительские семьи подростков с депрессивными и тревожными расстройствами отличаются следующей спецификой:
- в семейной системе стремятся к построению созависимых детско-родительских отношений (практикуют симбиоз, отвержение в отношениях);
- проявляют дистанцирование и отвержение в детско-родительских отношениях (ДРО);
Эмпирическая база исследования: образовательная организация МБОУ …
Структура исследования: работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕПРЕССИВНЫМИ И ТРЕВОЖНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
1.1. Особенности социально-психологического развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст – один из актуальных во все времена изучения возрастного развития. С подростковым возрастом связаны многие изменения и на личностном и на социальном уровне. Как и на любом другом кризисном этапе, подростковый кризис – это всегда стресс, но предполагающий шанс приобретения чего-то нового [15].
Как возраст он характеризуется неким этапом между детством и взрослостью. Можно сказать, что его начало обусловлено биологически, а окончание подросткового возраста, скорее, обусловлено культурой. Соответственно, временные рамки подросткового возраста варьируются в культурном контексте. Они различны и зависят от культурного контекста развития подростка [21].
В отечественной практике и науке выделяются три этапа подросткового возраста. Младший подростковый (10-13 лет), или 5–6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).
Подростковый этап развития сложен в том контексте, что уникальное трансформирующееся восприятие мира у подростка порождает некоторое непонимание со стороны взрослых. Происходящие изменения могут порождать конфликты поколений, непонимание между взрослыми и подростками, между социумом в целом и подростком. Последний, ощущает одиночество, определённую уникальность своих переживаний. На данном этапе может проявляться девиантное поведение, аддиктивное поведение. Есть риск этих проявлений, но они не обязательно сопровождают подростковый возраст.
Учитывая, что это действительно кризисный этап и в возрастном развитии он переходный, он предполагает переход к взрослости (юности, молодости) и т.д. [25]. Соответственно, то, как подросток проходит этот этап, насколько эффективно ближайшее окружение помогает ему в этом, зависит вектор его личностного развития. Не будет преувеличением отметить, что всю последующую жизнь подростковый возраст также оказывает значимое влияние на личность [25].
Исследования подросткового возраста в первой трети XX века зачастую связывали личностное развитие и социальные столкновения на данном этапе с процессом полового созревания. Нужно сказать, что данное видение излишне упрощённо. Безусловно, многие факторы оказывают влияние на подростковый возраст и половое созревание важный, но не определяющий. В большей степени имеет значение роль социума и качества социального взаимодействия подростка. Особенности формирования групп, к которым подросток чувствует себя причастным. Важны характеристики и проявления социума.
В частности, Э.Эриксон рассматривал подростковый возраст как один из наиболее трудных в отношении кризисного прохождения и говорил, что он наполнен в эмоциональном смысле. Здесь доминируют напряжение тревожность. Это напряжение, в первую очередь, связанное с формированием целостности личности, идентичности. На это формирование влияет не только анатомо-физиологическое развитие, но и в целом мировоззренческая, духовная ситуация в обществе в момент в котором подростку приходится формироваться [31].
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что подростковый возраст, как и любой кризисный этап, также предполагает формирование новообразований, которые в свою очередь формируются под воздействием такого компонента, как ведущий вид деятельности. В подростковом возрасте традиционно рассматривать ведущим видом деятельности общение и обучение. Ведущая деятельность подростка проистекает от ведущего вида деятельности предыдущего этапа. Вспоминая младший школьный возраст, мы говорим о том, что здесь ведущей была учёба и частично игра. Теперь взамен, при активной направленности в мир для подростка в первичным становится все, что связано с социумом. Подростка интересуют социальные взаимодействия и познание самого себя. Все то, что происходит внутри личности, а это, в свою очередь, порождает некоторые противоречия. Так, познание самого себя вызывает ощущение некоторого непонимания со стороны других людей, ощущение уникальности своих переживаний, как отмечалось выше. Переживания подростка порождают трудности из-за того, что социум создает для него иллюзию непонимания со своей стороны. Подростку кажется, что он одинок и никто не в состоянии разделить его переживания и понять его. Особенно взрослые люди. Так, понимание с взрослыми уходит и подросток ищет компании сверстников, референтные группы тех, кто ближе ему «по духу». Подросток стремится к самопознанию и рефлексии [22].
Р.В.Овчарова говорит нам о том, что одним из значимых новообразование периода подросткового возраста становится представление о себе как «не о ребёнке». Также речь идёт о том, что описываемый возраст –это этап перехода и ознаменовывается последний тем, что личность созрела для новых интересов увлечений более широкого ракурса [21].
Подростка теперь интересует или другие, отличные от прошлых интересов, или более широкая сфера для него становится актуальна. Также имеет место стремление занимать более значимую, более взрослую позицию. При этом, психологических и эмоциональных возможностей для этого ещё нет, как указывает Л.В.Божович. Последнее, опять же, создаёт внутренний конфликт и дополнительные внешние конфликты [3].
Л.С.Выготский говорил о том, что есть три «точки преткновения», противоречия между которыми ознаменовывает переходный возраст – это социально-культурное взаимодействие, физиологическое взаимодействие и взаимодействие на уровне нервной системы, обусловливающее самые разные аспекты. Энергетически это очень мощный период, но гармонии на этом этапе нет. Это, с одной стороны, эмоциональный подъем, в котором обозначенные выше аспекты проявляются. Но, реализация этой энергии требует и ответственности, и волевых усилий, и саморегуляции. Здесь подросток справляется не всегда [5]. Подростки противоречивы в своих проявлениях, в своих желаниях, в своих интересах, увлечениях, в своём отношении к себе и к окружающим. Распространенной можно представить ситуацию, когда подросток в прекрасном состоянии духа, уверенный в себе, вдруг, под воздействием какого-либо внутреннего или внешнего порыва сникает, его самооценка падает, настроение портится, сил больше нет.
Подросток «пробует себя» в разных ролях, в ситуациях, действиях. Ему это очень свойственно и в дальнейшем, в юношеском возрасте этот порыв трансформируется и реализуется в необходимости осознания «кто я», выбора себя, выбора того, «на какой ты стороне». Подростковый возраст это предшествующий этап юношеской идентичности.
Л.Ф.Обухова, ссылаясь на концепцию культурно-социологического развития Э.Шпрангера, указывает, что подросток может «двинуться» в трёх векторах развития [21]. Первый вариант – то бурное, кризисное, стрессовое течение подросткового периода, ведущее к личностному росту и новому представлению о себе. Второй вектор развития – когда подросток постепенно, шаг за шагом трансформируется и проходит этап созревания постепенно. В дальнейшем можно услышать от уже взрослого человека или юноши: «У меня не было бурного подросткового кризиса».
Третий вариант – ситуация, когда у подростка, в первую очередь, активно развивается воля, что на этом этапе весьма ценно. Он учится контролировать свои желания, свои эмоциональные проявления, всё то, что становится для него относительно новым и неконтролируемым в этот период.
Ш.Бюлер нам также говорила о том, что подростковый возраст характеризуется появлением индивидуальности, рефлексии, более выпуклого появление своего «Я». Помимо половых аспектов развития, еще раз подчеркивает автор, на первый план выступают именно психологические аспекты. Ш.Бюллер выделяла в подростковом возрасте несколько ступеней. Предшествующий пубертатному период – характеризуется гиперчувствительностью и гиперактивностью. В дальнейшем на первый план выходит противоречивость, тревожность и некоторая раздражительность, которая очень хорошо «считывается» и оценивается окружающими людьми во взаимодействии. Наконец, как в некотором смысле завершение подросткового возраста – происходит открытие новой личности и позитивное уже видение окружающего мира. Автор указывает, что ресурсными источниками позитивного развития личности является причащение подростков источников искусства, творчества, науки, а затем и любви. В своей причастности к любви (братской, дружеской, романтической) подросток находит красоту и осмысленность мира [27].
Таким образом, основные направления развития личности в подростковом возрасте – отношение человека к окружению, отношение к социуму, отношение к самому себе.
В подростковом возрасте мы видим новые возрастные задачи. В частности, в нашей культуре – это профессиональное самоопределение, достижение общего социального статуса и развитие волевых процессов, способности к самоконтролю и построение своего личного «авторского» взаимодействия с другими людьми.
Б.С. Волков обращал внимание на значимость того аспекта, что подростковый возраст – это подготовка к юности, «здесь происходит установление актуального поиска собственного места в мире, происходит социальное и личностное, профессиональное самоопределение» [7]. К общению и учебной деятельности, предполагающей профессиональное определение подросток, безусловно, имеет причастность.
Помимо этого, как отмечает В.С.Мухина, проходя пубертат и приобретая свою идентичность, человек присваивает те качества, которые важны в социуме [20]. Это активный период, это интерпретация, «отзеркаливание» себя другими и «отзеркаливание» окружающего мира. Это этап развития способности к сопереживанию. На этом же этапе подростку приходится столкнуться с необходимостью выполнения социальных правил, соблюдением границ другого человека, границ в обществе, с необходимостью освоения социальных ролей и ожиданий. Причём, это этап когда подросток уже сам отвечает за себя, в намного большей степени чем раньше. Однако, при всём при том, что подросток пробует разные роли, он ещё не принимает реального участия в социальной жизни (он не зарабатывает сам денег, не ведёт хозяйство, не создаёт семью, не несет ответственность в полной мере и т.д.). Подросток – ещё не взрослый и ещё не готов нести «груз жизни» в полной мере. Пубертат – это период обучения. В психологическом, условно здоровом психологическом варианте, это период именно обучения. Обучения, для того, чтобы стать взрослым чуть позже. Важный аспект здесь – познание взаимодействия с другими людьми и обучение объективной оценки социума, окружающих людей. То есть, подростку приходится иногда столкнуться с разочарованием во взаимодействии с социумом во взаимодействии с самим собой. Здесь происходит выстраивание своей эмоциональности и когнитивного, рационального начала, своей эмоциональной устойчивости и нравственной устойчивости, своей социальной позиции и т.д. [3].
Это очень важный период для воспитания личности. Здесь происходит закрепление для подростка того, «какой он» в своих идеалах, нравственных ориентациях, ценностях, обретение смыслов. Это активный период созревания смыслов личности и в целом отношения к миру, к себе и пониманию своего мира, своего места в жизни. Последнее свойственно в большей степени в старшем подростковом возрасте.