Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «социальное обеспечение» получило более широкое распространение после принятия Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Согласно статье 22 Декларации, признанной большинством стран мира, в том числе и Советским Союзом, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Понятие и содержание социального обеспечения изучаются во многих социальных и гуманитарных дисциплинах, включая философию, социологию, политологию, экономику, юриспруденцию и промышленное право. В зависимости от характера исследования можно выделить несколько возможных подходов к пониманию современного социального обеспечения [14].
Современное правовое понятие социального обеспечения впервые было введено в нашей стране как самостоятельная юридическая дисциплина основоположником права социального обеспечения является В.С. Андреев. Ученый указывает, что социальное обеспечение – это «комплекс конкретных социально-экономических мероприятий, связанных с медицинской помощью и лечением как важнейшим средством обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, заботы о материнстве и детстве, укрепления здоровья, профилактики и восстановления трудоспособности» [13].
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует нормативное определение понятия «социальное обеспечение». Однако существует множество научных точек зрения, характеризующих социальное обеспечение через различные черты и содержание.
Согласно приведенному определению, система социального обеспечения современной России должна включать в себя все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, медико-санитарного обслуживания, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не входят право на бесплатное образование и жилье, социальное обеспечение в сфере образования и многие другие вопросы, не имеющие событийной основы, то есть существенные элементы, связанные с социальным обеспечением [14].
Таким образом, под социальной безопасностью можно понимать совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер, принимаемых в настоящее время государством и направленных на обеспечение соблюдения и реализации социально-экономических прав граждан в случае наступления событий, признанных государством общественно значимыми. Ее цель – достижение уровня жизни, удовлетворяющего все основные потребности человека и обеспечивающего социальную стабильность в обществе. Понятие социального обеспечения не подразумевает конкретных материальных благ. Это термин, определяющий общую концепцию, имеющую много значений и могущую использоваться для обобщения. Социальное обеспечение объединяет все виды материальных благ, предоставляемых людям в рамках системы социального обеспечения [15].
Поскольку социальное обеспечение одновременно включает в себя экономические, правовые и политические компоненты, данное понятие можно определить в соответствии с конкретной направленностью. В понимании, описанном М. Л. Захаровым и Е. Г. Тучковой, особое внимание уделяется экономической составляющей. Авторы рассматривают социальное обеспечение как «один из вариантов распределения части ВВП путем предоставления материальных благ людям для выравнивания их доходов в ситуациях, сопряженных с социальным риском». Это делается для того, чтобы помочь им и поддержать их в достижении их целевого финансового потенциала, в размерах и на условиях, строго контролируемых обществом, то есть государством, и в достижении ими своего полного социального статуса [2].
С другой стороны, М.О. Буянова также подчеркивает экономический аспект социального обеспечения. Автор определяет этот термин как «вид выражения общегосударственной государственной политики, направленной на оказание материальной поддержки за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов определенным категориям лиц, находящимся в ситуациях, которые государство признает социально значимыми, и на статус этих граждан. Он направлен на то, чтобы уравнять результаты по сравнению с другими» [1].
Тем не менее, если рассматривать социальное обеспечение с экономической точки зрения, то наиболее точное определение дала Л.И. Пронина в своей книге «Проблемы развития социального обеспечения». Социальное обеспечение – это система экономических отношений, основанная на том, что «часть необходимого и прибавочного производства обобществляется на различных уровнях хозяйствования и в рамках различных форм собственности удовлетворяет потребности нетрудоспособных членов общества» [4].
Говоря о виде социального обеспечения, следует сказать, что оно устанавливается независимо от источника инвестирования. Эксперты утверждают, что социальное обеспечение, реализуемое в следующих формах, может способствовать позитивным изменениям в обществе и исчезновению границ, которые все еще существуют между различными слоями населения [14].
Это означает содержание граждан в домах престарелых, школах-интернатах, детских домах, а также предоставление государственных услуг для людей, работающих на дому, пожилых людей или инвалидов. Возмещение иных расходов, связанных с оказанием медицинской помощи нуждающимся в ней гражданам, а также с дальнейшим восстановлением и укреплением здоровья, осуществляемых в специализированных больницах, санаториях или школах-интернатах. Определенный единовременный вид материальной или нематериальной поддержки, оказываемый государством или общественным органом в качестве адресной помощи отдельным категориям лиц, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В этом виде социального обеспечения большое значение имеют документы, предоставляемые гражданином. Это гарантирует, что люди не смогут обеспечить себя товарами, лекарствами или продуктами первой необходимости. И только после проверки заявителя и подтверждения подлинности данных администратор социального обеспечения оказывает помощь [2].
Можно выделить два основных типа социального обеспечения: виды социального обеспечения, предоставляемого в денежном выражении: пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты. Это традиционный вид наличной оплаты. В последние годы появились новые виды платежей. Ежемесячные денежные выплаты, материнские фонды и надбавки к пенсии. По отношению друг к другу денежные выплаты можно классифицировать следующим образом: основные виды денежных выплат - пенсии, пособия, все виды выплат, жилищные пособия, материнские фонды; платежи, дополняющие основные виды денежных выплат; платежи, заменяющие существенный вид наличных платежей [6].
Виды социального обеспечения, предоставляемого гражданам бесплатно или с частичной выплатой в натуральной форме: обеспечение медицинской помощью и лекарственными средствами; лечебные процедуры; социальные услуги, предоставляемые органами социального обслуживания; специальные услуги, предоставляемые инвалидам; социальные льготы [6].
1.2. Правонарушения в сфере социального обеспечения: понятия, виды, их классификации
Важное место занимают социологические и прямо-юридические определения понятия преступления. С точки зрения юриспруденции преступление – это виновное и противоправное деяние, совершенное здоровым человеком, причиняющее вред другим лицам и обществу и влекущее за собой юридическую ответственность. С точки зрения формальной логики характеристика деяния как общественно опасного свидетельствует о том, что его общие признаки – противоправность и виновность – являются видовыми отличиями. По сути, юридические определения дополняют и конкретизируют социологические определения, подчеркивая свойства анализируемого явления, которые социальная теория рассматривает с совершенно иной точки зрения. В результате социальные факторы риска воспринимаются как неотъемлемый атрибут любой преступности. Можно сказать, что данный факт следует признать, поскольку действующее законодательство, статья 14, часть 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяет его следующим образом: «Действие (бездействие) не является преступлением, но формально содержит в себе все признаки поведения, предусмотренного настоящим Кодексом, но является настолько малозначительным, что не создает общественной опасности» [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10. 1994) (ред. от16.05.2023 N 23-П) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 26.01.1996.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023) // «Российская газета». – № 195. – 28.04.2023.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 05.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31.
О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Российская газета. 2001. №247. 20 декабря.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (принят ГД РФ 24. 05.1996) (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – №25. – Ст. 2954.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями на 08 декабря 2010 года).
Закон РФ от 12.02.1993 n 4468-1 (ред. от 10.12.2010) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. 1999. №142. 23 июля.
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
Научная и учебная литература:
Гусева, Т.С. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за непредоставление денежных выплат по системе социального обеспечения / Т.С. Гусева // Социальное и пенсионное право. 2010. №4. С. 17-19.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Савостьянова В.Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект М.: Р. Валент, 2008. 176 с.
Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Е.Е. Мачульская. М.: Юрайт, 2013. 580 с.
Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. М.: Кнорус, 2013. 312 с.
Социальное страхование и охрана здоровья трудящихся: Учебное пособие. Батыгин, К.С.; Трофимюк,Н.А. 1989, М.: Профиздат.
Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. – 704 с.
Уголовное право России. Общая часть: учебник для бакалавров /отв. ред. А.И. Плотников. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2016. – 442 с.
Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. 2013. №1. С. 5-10.