Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Государственная политика в сфере содействия занято-сти и трудоустройства населения является неотъемлемой частью социально - экономической политики нашей страны, которая направлена на удовле-творение потребностей людей в работе, жилище, пропитании, поддержа-нии своего здоровья; на предоставление социальных гарантий малоиму-щим и престарелым гражданам, инвалидам, безработным, молодежи; на страхование жизни, здоровья, трудоспособности.
В современном демократическом обществе центральную роль в регу-лировании данной сферы играет государство, проводящее активную соци-альную политику, направленную на создание условий, обеспечивающих должный уровень материального благосостояния гражданина и населения в целом.
Актуальность темы подчеркнута в свете мировых экономических кри-зисов и вызванной ими нестабильности на рынке труда. Система пособия по безработице сталкивается с рядом вызовов, таких как недостаточное финансирование, злоупотребления, сложности в процедуре оформления и неравномерное распределение пособий.
Эти проблемы оказывают влияние не только на граждан, но и на эко-номику и социальную стабильность страны. Важным аспектом являются размеры минимальной и максимальной величин пособия, которые регули-руются законодательством и пересматриваются в зависимости от текущей ситуации.
Понимание этих размеров и их оснований позволяет гражданам более осознанно планировать свои финансы в случае утраты рабочего места.
Этими факторами и обусловлена актуальность курсовой работы.
Объект исследования представляет общественные отношения, возни-кающие входе выплаты пособия по безработице.
Предмет исследования – это положения Конституции Российской Фе-дерации, Трудового кодекса Российской Федерации, иных законодатель-ных и подзаконных актов Российской Федерации, регулирующие размер пособия по безработице
Цель - всесторонне изучить и проанализировать порядок выплаты по-собия по безработице по действующему законодательству Российской Фе-дерации, а также на основе теоретического и практического материала си-стематизировать характеристику размера пособия по безработице.
Задачи:
1. Раскрыть исторические аспекты становления законодательства по вопросу выплаты пособия по безработице.
2. Пособие по безработице: понятие.
3. Раскрыть размер пособия гражданам, признанными безработ-ными.
4. Проанализировать проблемы и пути совершенствования вы-платы пособия по безработице.
Вопросами безработицы в разное время занимались различные ис-следователи. Большой вклад в рассматриваемую проблему внесли такие исследователи, как, Р.П. Алексеева, С.С. Бобкова и С.А. Лукинова. Вопро-сы юридических фактов, которые влияют на размер пособия по безрабо-тице раскрыты И.В. Козловой, Анализ видов, причин и поиск решения проблем безработицы изучены А.А. Косаревым.
Работы названных авторов внесли значительный вклад в развитие теории, методологии и практики института выплаты пособия по безрабо-тице.
В ходе научной работы использовались следующие методы исследо-вания:
- методологической основой исследования является комплекс подхо-дов и методов научного познания. Во время исследования учтены основ-ные принципы диалектики, такие как: объективность, системность, исто-ризм и др.;
- широко использованы общенаучные методы познания: наблюде-ние, описание и сравнение имеющихся разновидностей;
-в работе применены также логико-семантический и формально-логический методы. При помощи, которых исследованы ряд терминов, освещены дискуссионные аспекты в понимании их сущности.
Практическая значимость исследования определяется его направлен-ностью на решение конкретных проблем, возникающих при осуществле-нии выплаты пособия по безработице.
Собранный, обобщенный и проанализированный материал данной работы, полученные в ней выводы, могут быть также использованы в про-цессе преподавания курса «Право социального обеспечения. Кроме того, полученные результаты могут оказать помощь студентам 2-4 курсов бака-лавриата при написании ими курсовых и выпускных квалификационных работ социально-правовому профилю.
В работе широкое применение находят языковые конструкции, связы-вающие структурные части дипломного исследования.
Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты рассматрива-емой темы.
Вторая глава посвящена анализу выплаты пособия по безработице на современном этапе.
В заключении подводятся основные итоги исследования, делаются вы-воды и даются практические рекомендации.
Каждая наука имеет свою историческую сторону, а современные юри-дические воззрения являются только сутью результата всей предшество-вавшей юридической жизни.
Действительно, чтобы в полной мере проанализировать современное состояние того или иного юридического института, стоит раскрыть дина-мику его развития.
В том случае, когда нам надо провести анализ какого-либо института, который существует в данный момент для более грамотного его освоения, нам надо в обязательном порядке проследить его историческое развитие [11, с.62].
Изучить все видовые изменения этого юридического института, кото-рые произошли в его историческом развитии в силу которых появилось данное учреждение. Рассмотреть те или иные видоизменения, которым подвергся данный институт в своем развитии [14, с.149].
Обращаясь к отечественной истории правовой регламентации пособия по безработице, следует отметить, что в СССР первые пособия выплачива-лись еще 1920-е годы [15, с.129].
В ходе развертывания строек первой пятилетки, государство оказа-лось в условиях дефицита рабочей силы, что привело в 1930 году к вре-менному приостановлению выдачи населению пособий по безработице.
Длительное время в СССР отсутствие работы считалось противо-правным, тунеядство преследовалось по закону [8, с.44].
В апреле 1991 года первый заместитель председателя Верховного со-вета РСФСР подписал закон «О занятости населения», которым впервые с 1930 года были введены пособия по безработице. Документ привязал эти выплаты к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) и установил, что они не могут быть ниже этого уровня (на тот момент – 180 руб. в месяц).
При этом, для потерявших работу, пособия устанавливались в разме-ре 75 %-100 % от утраченного заработка. Был установлен и верхний пото-лок для выплат – средний заработок по региону [8, с.45].
Подписание данного закона стало значимым событием в истории со-циального обеспечения страны. Этот закон является одним из важнейших в системе социальной поддержки безработных граждан и имеет перед собой цель обеспечить временную финансовую помощь лицам, оказавшимся в состоянии безработицы. Закон устанавливает порядок назначения и раз-мер выплат пособия по безработице, а также предоставляет гарантии и права гражданам, находящимся в статусе безработных [12, с.9].
Он определяет условия и требования для получения этого пособия, сроки его выплаты, а также механизмы и процедуры, с которыми должны ознакомиться заявители.
Перед принятием закона «О занятости населения» в России существо-вало множество проблем, связанных с социальной поддержкой безработ-ных граждан.
Отсутствие соответствующего законодательного акта регулировалось лишь отдельными нормами, что не позволяло эффективно решать данную проблему. Безработица стала значительным социально-экономическим яв-лением, которое нуждалось в специальном регулировании. Закон является результатом сложившейся социально-экономической ситуации и ряда предпосылок, которые были актуальны на тот момент [13, с.249].
Первым фактором, побудившим к принятию данного закона, было напряженное социально-экономическое положение в стране [12, с.9].
В начале 1990-х годов Россия переживала тяжелый период социаль-но-экономической нестабильности, связанный с развалом Советского Сою-за. Рынок труда находился в кризисе, численность безработных людей стремительно росла, а правительство сталкивалось с необходимостью принятия мер по социальной поддержке таких граждан.
Вторым фактором, который стимулировал принятие закона о пособии по безработице, была потребность в создании социальной инфраструкту-ры, способствующей решению проблемы безработицы и смягчению ее негативных последствий [12, с.9].
Реализация данного закона позволила проложить путь для организа-ции государственной системы поддержки безработных, включающей в се-бя выплаты пособий, программы переквалификации и поддержки трудо-устройства.
И третьим основным фактором, обусловившим необходимость введе-ния данного закона, была общественная необходимость.
Увеличивающееся число безработных граждан требовало принятия мер по минимизации социального напряжения и созданию условий для их временного отбытия в поисках новой работы [12, с.21].
Введение пособия по безработице позволило обеспечить базовый уровень жизни безработным людям, помочь им сохранить достойное су-ществование и избежать крайней нищеты в период работы над поиском нового места работы. Однако, несмотря на значимость принятия данного закона, следует отметить, что сам процесс его внедрения и реализации в России не был лишен сложностей [8, с.44].
Изначально система пособий по безработице была плохо организова-на и не всегда функционировала эффективно. В связи с этим, правитель-ство Российской Федерации выпускало ряд приказов и постановлений, направленных на совершенствование механизма реализации данного зако-на. Были внедрены новые программы и проекты, направленные на активи-зацию поиска работы безработных людей, их реабилитацию и повышение их шансов на трудоустройство.
С течением времени закон о пособии по безработице претерпел неко-торые изменения, в целях улучшения его действия. Изначально небольшие ежемесячные выплаты были заменены на максимально возможную сумму, которая составляет определенный процент от предыдущего заработка без-работного гражданина.
Закон о пособии по безработице, принятый в России в 1991 году, ре-шил ряд серьезных проблем, связанных с социальным обеспечением без-работных граждан [11, с.62].
Одной из главных проблем, решенных этим законом, является обес-печение временного финансового обеспечения безработных лиц. Согласно закону, граждане, потерявшие работу в связи с экономическими причина-ми или сокращением штата, имеют право на получение пособия по безра-ботице. Это пособие выплачивается в соответствии с установленными нор-мами и помогает безработным покрыть базовые жизненные расходы, пока они не смогут найти новую работу [12, с.9].
Другой важной проблемой, решенной законом, является обеспечение доступа к рынку труда. Закон обязывает государственные службы занято-сти проводить активные мероприятия по поиску работы для безработных. Это может включать предоставление информации о вакансиях, организа-цию тренингов и семинаров по трудоустройству, а также поддержку в разработке резюме и справок.
Таким образом, закон внедрил систему мер, направленных на повы-шение трудоустроенности безработных и облегчение им доступа к новым рабочим местам. Также закон о пособии по безработице ввел различные стимулирующие меры для безработных, направленные на их обучение и повышение квалификации [8, с.44].
Например, закон предусматривает возможность получения пособия при участии в образовательных программах, направленных на приобре-тение новых навыков и профессиональных качеств [18, с.112].
Это помогает безработным улучшить свои шансы на рынке труда и повысить свою конкурентоспособность. Закон о пособии по безработице также решил проблему социального обеспечения граждан, которые не мо-гут найти работу по причинам, не зависящим от них. Это включает людей, имеющих ограничения в здоровье или инвалидность. Закон предусматри-вает право на получение пособия по безработице и периодическую меди-цинскую помощь для таких граждан, обеспечивая им минимальный уро-вень дохода и возможность получения медицинской помощи [15, с. 129].
.
1.2 Пособие по безработице: понятие
Безработица – наличие в стране людей, составляющих часть экономи-чески активного населения, которые способны и желают трудиться, но не могут найти работу [8, с.44].
Принято выделять фрикционную, структурную, сезонную, цикличе-скую, региональную безработицу. Безработный – это человек в трудоспо-собном возрасте (от 15 до 72 лет), не имеющий работы или иного дохода, предпринимающий меры по поиску подходящей работы и готовый при-ступить к ней .
В большинстве стран современного мира наблюдается уровень без-работицы, составляющий примерно 6,5% от общего числа занятых [11, с.62].
Согласно методологии Международной организации труда (МОТ). К безработным относят людей трудоспособного возраста, которые не имеют работы в течение некоторого периода времени, способны трудиться и предпринимают усилия по поиску работы, но не могут найти ее. В качестве работы может рассматриваться не только работа по найму, но и самозаня-тость [15, с. 129].
Для обеспечения международной сопоставимости данных МОТ реко-мендует относить к трудоспособным всех людей старше 15 лет. Однако подчеркивается, что каждая страна вправе самостоятельно выбирать воз-растные критерии трудоспособности. Например, может быть установлен предельный возраст.
Оказавшись без работы, для получения гражданином социальной по-мощи государства, необходимо наличие у него определенного статуса.