Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Буллинг - актуальная тема во всем мире, в том числе и в России. По данным Всемирного доклада о предотвращении насилия в отношении детей (2020) ВОЗ, каждый третий ребенок начальной школы в мире подвергался травле со стороны одноклассников.
Буллинг является серьезной проблемой в детском обществе, приводящей к плохой успеваемости, неврологическим и эмоциональным расстройствам, агрессии, насилию и детскому суициду. Учителя начальной школы несут ответственность за предотвращение агрессии, насилия и буллинга и борьбу с ними, чтобы сохранить психическое и эмоциональное здоровье детей, благоприятную образовательную среду, образование и духовно-нравственное развитие.
О буллинге и способах его предотвращения говорили такие ученые, как Д. Олвеус, К. Ригби, Дж. Тейлор, И.С. Бердышев, И.Г. Малкина-пых и О.А. Мальцева. Термин "буллинг" возник в Великобритании ("bullying" переводится как "дразнить"); впервые его использовал британский журналист Э. Адамс в конце 20 века. Позже, в западных странах, термин буллинг стал обозначать различные формы травли, притеснения и дискриминации со стороны одного человека по отношению к другому [4].
В отечественной психологии буллинг до недавнего времени не рассматривался как специфическое явление. Долгое время буллинг в школах классифицировался в отечественном научном сообществе как замалчиваемая проблема. В некоторых областях такой подход до сих пор используется из-за трудностей, связанных с данной проблемой в исследовательской работе. Однако в последнее время буллинг привлекает все больше внимания в отечественной психологии, и интерес к этой проблеме растет.
К отечественным исследователям, занимающимся этим вопросом, относятся: Т.О. Арчакова, И.А. Александрова, С.А. Богомаз И.А. Баева, (факторы возникновения буллинга), И.В. Дробинина, Е.В. Бородкина, И.А. Кузьмин, Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, О.А. Кузнецова, Е.И. Рассказова, Т.В. Наливайко, И.А. Регуш, Р.И. Стетишина и др.
Буллинг - это глобальная проблема, которая существует в каждой стране. Хотя в разных странах феномен буллинга понимается по-разному, смысл, мотивация, причины и структура взаимоотношений детей в контексте буллинга одинаковы. Школы являются одним из социальных институтов, реализующих образовательные программы, ориентированные на молодежь.
В современном образовательном контексте существует необходимость в разработке программ психологической коррекции и профилактики для предотвращения или сдерживания буллинга в классе. Такие программы необходимо внедрять с ранних этапов формирования коллектива и основывать на системном подходе, работая не только непосредственно с детьми, но и с учителями, администраторами и родителями. Программы, направленные на устранение факторов, которые приводят к буллингу, будут способствовать достижению высококачественных и долгосрочных результатов
Цель исследования: изучить форма работы педагога психолога в ситуации булинга.
Объект исследования: буллинг в общеобразовательной организации.
Предмет исследования - форма работы педагога психолога в ситуации булинга.
Задачи исследования:
1. Изучить буллинг как один из видов отклоняющегося поведения.
2. Рассмотреть форма работы педагога психолога в ситуации булинга.
3. Провести исследование по изучению школьного буллинга.
4. Разработать программу педагога психолога в ситуации булинга
Методы исследования:
теоретические - анализ литературы по проблеме исследования;
практические- обобщение, сравнение; педагогическое исследование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУЛЛИНГА
1.1 Буллинг как феномен целенаправленного агрессивного поведения
Агрессивное поведение, включающее насилие, требует тщательного изучения. Вокруг концепции насилия существует множество противоречий, и до сих пор не выработано единого определения, как это происходит и в случае с агрессией. Исследователи часто рассматривают насилие как составляющую агрессии, и эти термины иногда используются взаимозаменяемо в научных статьях.
Л.С. Алексева описывает насилие как "умышленное применение силы или власти, направленное на самого себя или на другого человека, что приводит к физическим или психическим травмам" [2].
Данное определение фактически отождествляет агрессию и насилие. Некоторые ученые сравнивают термины «агрессия» и «конфликт». Например, А. Гуггенбюль интерпретирует насилие как способ разрешения спора между двумя сторонами в агрессивной форме. Большинство исследователей считают, что насилие представляет собой конкретное физическое действие, которое наносит внешний вред.
Исходя из этого, Л. Берковиц характеризует насилие как "преднамеренное нанесение вреда другому индивиду", в то время как Я. Ювонен описывает его как "физическое устранение другого человека". Кроме того, насилие может быть связано с жестокостью, которая выступает как особенность личности [7].
М.Р. Алпентьева характеризует насилие как "умышленное причинение страдания или вреда другому индивидуу, направленное как на сам акт, так и на его последствия, либо с целью запугивания". Некоторые исследователи ассоциируют насилие с понятием "принуждение" в политическом контексте, связывая его с аспектами власти и ограничением личной свободы. Например, В.И. Вишневская утверждает, что насилие представляет собой принуждение человека к определённым действиям или состояниям. При этом он подчеркивает, что данное определение имеет условный характер [13].
Есть множество трактовок термина "насилие", но до сих пор не существует единой, многогранной концепции, которая была бы общепринятой и четко определяла бы свои границы применения. Поэтому необходимо углубленное исследование его определения. Многие ученые рассматривают агрессию и насилие как синонимы. Р. Мэй подчеркивает, что в общественном восприятии насилие и агрессия тесно связаны между собой. [3].
Агрессивное поведение может быть причиной насильственных действий. Тем не менее, насилие имеет свои уникальные характеристики, которые отличают его от агрессии. Агрессия перерастает в насилие, когда воспринимается как нечто негативное, т.е. осуждаемое, незаконное и аморальное в рамках данного общества. Как подчеркивает М.Р. Алпентьева, «это больше связано с местью и жертвой, чем со справедливостью и ответственностью. Таким образом, насилие всегда остается незамеченным». [4].
Иными словами, воспринимаемое насилие получает негативную оценку со стороны субъекта. В этой связи субъективный подход становится ключевым критерием, так как агрессивное поведение соотносится с тем, как его оценивает индивид в конкретной социальной и нормативной среде. То, что может считаться агрессивным поведением, в одной социальной ситуации может восприниматься как норма, тогда как в другой - совершенно неуместно.
Таким образом, насилие имеет социальную природу, поскольку оно связано с ценностными оценками. В животном мире, где преобладает инстинктивное поведение, насилие отсутствует, но имеется агрессия. В обществе люди корректируют свои действия в соответствии с установленными нормами, стандартами и идеалами, а также способны адаптировать свое поведение исходя из личного опыта.
К. Салмивари также подчеркивает, что одним из аспектов насилия является уклонение от взаимодействия в социальных ситуациях, когда одно лицо действует против желания другого. Он указывает на критерий "принуждения", который в данном контексте является ключевым элементом. [8].
Таким образом, насилие представляет собой социальный аспект агрессивного поведения, свойственный исключительно человеку, который воспринимается негативно со стороны жертв таких действий. Оно не соответствует принятому в обществе нормативному стандарту ценностей и функционирует как средство принуждения, то есть как попытка заставить человека действовать против его воли или в соответствии с желаниями того, кто инициирует насилие. Данное определение помогает углубить понимание термина "насилие".
Исследуя агрессивные аспекты насилия, рассмотрим как более узкое явление: школьный буллинг, который также называют кибербуллингом.
Г.М. Андреева указывает на то, что личность развивается под влиянием окружающей среды. Поскольку дети проводят большую часть своего времени в учебных заведениях, на формирование их качеств личности значительное влияние оказывают отношения с одноклассниками, особенно в контексте школьного буллинга [3].
Проблема буллинга является крайне важной в современном обществе и требует внимательного изучения в контексте психического климата в учебных заведениях. Хотя насилие в школах наблюдается на протяжении долгого времени, в настоящее время в научных кругах отсутствуют четкие и общепринятые подходы к его профилактике, контролю и улучшению ситуации. Г.М. Андреева подчеркивает, что разрешение проблемы буллинга в образовательных учреждениях представляет собой многогранное явление, затрагивающее различные аспекты общения между детьми. Она отмечает, что сложность этой проблемы обусловлена тем, что она включает в себя множество факторов, влияющих на взаимодействие учащихся и их окружение. Необходимость разработки эффективных стратегий, направленных на минимизацию буллинга и создание более безопасной среды для всех участников образовательного процесса, становится все более очевидной [5].
Таким образом, при решении проблемы буллинга необходимо учитывать не только внешние аспекты, такие как понимание роли агрессивного поведения в межличностных взаимодействиях и социальные механизмы, регулирующие агрессию, но также и психологические характеристики участников. Д.Н. Гриненко подчеркивает, что агрессивное поведение, возникающее из социальной среды буллингующего, например, наличие санкций за насилие, играет ключевую роль в формировании личности. Это влияние на развитие личности является значительным, и важно рассмотреть, как подобные факторы способствуют или, наоборот, препятствуют проявлениям агрессии [1].
К. Бютнер классифицирует агрессивное поведение на три ключевые категории: запрещенная, разрешенная и условно разрешенная агрессия. Запрещенная агрессия охватывает действия, не имеющие определенного повода, которые могут вызвать осуждение или наказание со стороны общества. Этот тип агрессии может приводить как к физическим, так и к психологическим травмам. В категорию разрешенной агрессии попадают ситуации, когда существует реальная угроза для индивида, а также эмоциональные выбросы, возникающие из накопленного раздражения или неудовлетворенности.
Условно разрешенная агрессия стоит отдельно и может проявляться в различных формах в зависимости от контекста и обстоятельств. Данный тип агрессии может вызвать социальное осуждение, но не приводит к официальным наказаниям. Толерантная агрессия похожа на условно терпимую агрессию тем, что в обоих случаях отсутствуют последствия за агрессивные действия.
К. Ригби подчеркивает, что основное отличие условно разрешенной агрессии заключается в том, что ее целью является нанесение морального или физического ущерба. В то время как разрешенная агрессия, по его мнению, не имеет такой намеренной цели. Условно разрешенная агрессия выделяется в особую категорию, так как она не имеет объективных оснований для причинения вреда ни в физическом, ни в моральном плане, и также не влечет за собой никаких санкций.
Д.Н. Гриненко подчеркивает, что данная форма агрессии проявляется в виде буллинга. В процессе школьной травли можно выделить несколько ключевых ролей: "жертва", "агрессор" и "наблюдатель". Последний часто занимает косвенную позицию, поскольку опасается оказаться в роли жертвы насилия и поэтому уклоняется от активного участия в конфликте [9].
Д.Н. Гриненко также отмечает, что наблюдатель играет значительную роль в формировании агрессивного поведения. Это происходит потому, что наблюдатель не осуждает агрессию, что способствует её укреплению и увеличивает уровень насилия. В этой ситуации одноклассники оказывают двойное влияние: с одной стороны, их молчание может восприниматься как тихая поддержка, а с другой стороны, хулиган может стремиться усилить своё воздействие и запугивать остальных, прибегая к более жестоким методам буллинга.
Д.А. Кутузова пишет, что взрослые также играют важную роль, когда они не комментируют негативно поведение буллинга и не предпринимают шагов для прекращения травли в классе, в этом случае агрессивное поведение ребенка еще больше усиливается[5].
Е.А. Пономарева также отмечает, что отсутствие наказания или порицания со стороны окружающих ухудшает положение жертв, нуждающихся в поддержке при школьном буллинге, и что попустительство наблюдателей поведению хулиганов может создать впечатление, что они на их стороне [7].
О.А. Гребенникова и М.И. Добролюбова утверждают, что одной из причин возникновения и сохранения буллинга в классе может быть "страх", говоря, что наблюдатели боятся проявить или выразить сочувствие, потому что боятся оказаться в положении жертвы в классе. Учителя и родители находятся в замешательстве, потому что не знают, что делать в таких ситуациях, чтобы не обидеть жертву [1].
Другой причиной, по мнению Е.П. Ильина, являются воспринимаемые нормы такого поведения. Поскольку буллинг часто происходит в подростковом возрасте, окружающие могут считать, что такое поведение характерно для этой возрастной группы.
Х.М. Кнопф приводит еще одну причину: сами жертвы не хотят, чтобы с ними обращались подобным образом. Некоторые ученые отмечают, что в некоторых случаях позиция жертвы благоприятна для пострадавшего. Такие случаи редки, но они существуют.
Следующая причина - ложное предположение о развивающей функции буллинга в школах; Д. Лейн пишет, что некоторые педагоги считают, что буллинг является эффективным средством обучения жертв навыкам общения. В таких случаях жертва учится противостоять буллеру, приобретает новые навыки или переходит в другую школу [6].
С. Лерея считает, что еще одной причиной является дискриминация определенных этнических сообществ и других групп. Тот факт, что определенные группы стереотипно считаются достойными такого обращения, способствует возникновению буллинга в образовательной среде.
Условно принятое агрессивное поведение оказывает негативное влияние на всех участников буллинга, особенно на "жертву". Постоянный эмоциональный стресс и неэффективные стратегии преодоления приводят к низкой самооценке, высокому уровню тревожности, избеганию общения со сверстниками и отсутствию конструктивных способов взаимодействия с другими людьми.
Существует также вероятность того, что жертвы могут выбрать агрессивные стратегии преодоления, такие как самоубийство или девиантное поведение. Исследователи отмечают негативные последствия этого процесса для наблюдателя. Постоянный страх и невозможность разрешить ситуацию приводят к дефициту самовосприятия и препятствуют общему развитию личности. Ситуация также влияет на способность наблюдателя развивать агрессивные стратегии во взаимодействии для достижения своих целей, а не сотрудничество и взаимную поддержку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.С. Насилие и психическое здоровье детей / Л.С. Алексеева // Семья в России. – 2019. - № 2. – 73-80 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М., 2020. – 243 с.
3. Волчегорская, Е.Ю. Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы /Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, К.И. Шишкина, Е.В. Фролова, Н.Д. Носкова // Вестник южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 5 (158). – 239-252.
4. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга / Д.Н. Гриненко // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2018. - № 41. – 70 с.
5. Доклад о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.: резюме [Global status report on preventing violence against children 2020: executive summary]. Женева: Всемирная организация здравоох ранения; 2020. – 14 с.
6. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2022. – 368 с.
7. Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. Кон // Семья и школа. – 2019. - № 11. – 15-18 с.
8. Кутузова, Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. – Вып. 1. – 2021. – 72-90 с.
9. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб, 2021 – с.189
10. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – М.: Прогресс. Универс, 2017. – 272 с.
11. Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Маланцева // Социальная педагогика. – 2022. - № 4. – 90-92 с.
12. Молчанова, Д.В. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова // Современная аналитика образования. – 2020. – № 1 (31). – С. 1-72.
13. Осипова О.С. Психология Личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. О.С. Осипова. – СПб. 2019. – 54 с.
14. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6, 2020. - С. 151-154.
15. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М., 2021. – 145 с.
16. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с.
17. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2016. - № 5. – 3-18 с.
18. Соловьев Д. Н., Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста Интернет-журнал «Науковеденье» Выпуск 3, май – июнь 2019.
19. Ушакова, Е. Буллинг новый термин для старого явлени / Е. Ушакова // Директор школы. – 2019. - № 6. – 84-87 с.
20. Чижова, С.Ю., Калинина, О.В. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – Ярославль: Академия развития. - 2003. –160 с.