Фрагмент для ознакомления
2
Организация процесса закупок и правомерность их проведения в большей степени зависит от содержания конкурсной документации, которая формируется на основании положений и требований определенного законодательства в данной сфере, с учетом соблюдения специальных государственных и технических регламентов.
При этом формировать конкурсную документацию могут участники закупок, которым являются:
- заказчик (орган государственной власти, государственное учреждение, муниципалитет),
- организация, специализирующаяся в определенной сфере деятельности, востребованной для заказчика.
Полностью разработанная конкурсная документация и сформированная в соответствии с требованиями законодательства, в обязательном порядке утверждается именно заказчиком.
Конкурсная документация имеет основное и прямое значение, которое содержит в себе определенную гарантию того, что заявленный объект закупки, максимально и в полной мере обеспечить потребность государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, конкурсная документация содержит в себе определенные требования, разработанные и указанные заказчиком, которыми являются:
- требования к надлежащему качеству товаров, работ и услуг,
- описание технических данных и функциональных особенностей товаров, работ и услуг,
- наличие безопасности товара, работ и услуг,
- формат и размер упаковки товара, а также способ его транспортировки и условия его передачи заказчику,
- иные требования, установленные в зависимости от особенности объекта закупки, удовлетворения нужд государства или муниципалитета.
Помимо основных положений, которые должны быть указаны в конкурсной документации, законодательство, регулирующее сферу закупок, также устанавливает те показатели, которые не должны отражаться в конкурсной документации, а именно:
- указание на производителя продукта или товара,
- отображение профессиональной квалификации у участника закупки,
- наличие и уровень деловой репутации,
- соответствие определенному уровню мощностей указанного производства,
- перечень технологического оборудования, с помощью которого должно осуществляться производство,
- указание иных ресурсов, противоречащих требованию законодательств о закупках.
Исключением является, прямо указанно в законе условие, которое необходимо указать в конкурсной документации, в отношении определенного объекта закупки.
Такие требования могут быть установлены только в прямо предусмотренных законом случаях. Положениями федерального законодательства предусматриваются следующие требования в отношении содержания конкурсной документации. Конкурсная документация должна содержать следующую информацию:
- о требованиях к оформлению и содержанию заявки для участия в конкурсном отборе в закупках для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, такая информация должна содержать специальную инструкцию относительно порядка заполнения формы заявки,
- о требованиях относительно определения участникам закупки объекта закупки, его количественных, качественных и функциональных параметров,
- о требованиях в отношении гарантийного срока, содержания и объема гарантий качества, поставляемого государству или муниципалитету продукта,
- о месте, периодах и условиях поставки продукта для государственных и мун6иципальных нужд,
- о начальной (максимальной) стоимости контракта,
- о форме, периоде, процедуре оплаты объекта закупки,
- о ресурсах, за счет которых финансируется заказ,
- об основании начальной (максимальной) стоимости контракта.
Конкурсной документацией является разработанная в соответствии с требованиями специального законодательства, государственных стандартов и технических регламентов заказчиком, уполномоченным органом публичного управления, специализированной организацией и утвержденная уполномоченным органом документация, содержащая требования к техническим и функциональным характеристикам товары, работы или услуг, как объекта закупки для обеспечения нужд государства или муниципалитета.
Конкурсная документация, в целях проведения закупки для государственных и муниципальных нужд имеет свои требования по содержанию и характеристике основных элементов, которые отображаются:
- в общем техническом описании объекта закупки,
- в правовом содержании контракта, включающее в себя необходимые условия для его полного исполнения, а также ответственность за неисполнение условий контракта, либо его нарушения.
Процесс организации проведения торгов происходит в открытой форме, что требует размещения в специальной информационной системе. Следовательно такая закупка видна для всех поставщиков и производителей, которые заинтересованы в участии в определенной закупке и желают предложить те услуги, которые содержаться в объекте закупки. При этом открытый доступ к закупке осуществляется на безвозмездных условиях.
При этом в некоторых случаях, определенных законом проводятся закупки в закрытой форме, в результате чего конкурсная документация не является доступной для всех, а исключительно для тех, кого пригласил заказчик для участия в закупке для государственных и муниципальных нужд и только в том случае, если претендентам для участия в закупке отправлен соответствующий запрос о просьбе ознакомиться с конкурсной документацией.
Указанные правила отличают закупки для государственных и муниципальных нужд от закупки, которая реализуется субъектами коммерческой деятельности. Законодательство требований относительно доступности конкурсной документации при взаимоотношениях коммерческих субъектов не содержит, обычно такая информация размещается на электронных площадках и доступ к ней получают зарегистрированные на таких электронных площадках пользователи, при этом нередко доступ является платным.
Разработкой конкурсной документации, практически во всех случаях занимается заказчик, который в последствии разработки утверждает ее, но при этом обязан соблюдать требования законодательства в сфере закупок по содержанию документов:
1. Конкурсная документация должна иметь доступ к ее изучению, а также не должна содержать в себе скрытых условий и элементов. Следовательно все заинтересованные предприниматели, либо производители, осуществляющие вид деятельности по тому объекту закупки, который востребован для заказчика, могут свободно ознакомиться с конкурсной документацией и с условиями заключения контракта.
2. Конкурсная документация должна обеспечить законную борьбу конкурентов на право являться участником закупки.
3. Конкурсная документация должна состоять из информации и пояснений в доступных понятиях и в полном описании, а в случае применения специальных терминов, указывать на ссылку регламент, либо стандартов, в соответствии с которым они используются.
Эффективный анализ конкурсной документации требуют от участников закупочной деятельности производства:
- анализа требований заказчика, характеризующих объект закупки, который наиболее полно удовлетворит потребность государства и муниципалитета.
- анализа потенциальным поставщиком собственных ресурсов, в том числе трудовых, финансовых, производственных, гарантирующих удовлетворение нужд государства и муниципалитета, а также анализ целей и задач функционирования поставщика в стратегической и краткосрочной перспективах для установления соответствия направлений развития собственной деятельности участию в конкретной закупке.
Кроме того, при осуществлении закупки заказчик, согласно ст. 31 Закона №44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки. Это и наличие лицензий, допусков, специальных разрешений и согласований, документов (например, сертификатов, связанных с безопасностью использования объекта закупки), и др.
В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:
• товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;
• требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Однако если содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы законодательства в сфере закупок.
Конкурсная документация может быть отражена в различном виде, в зависимости от того способа, который определяет поставщик. Самым сложным при этом является конкур, как один из видов процедуры закупки. Данная сложность заключается в перечне документов, которые необходимо оформить для проведения конкурса: извещение, документация, содержащая в себе информационную карту; техническое задание, форма заявки; проект контракта.
Основной перечень документов, входящих в конкурсную документацию для закупки государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон 44-ФЗ, который устанавливает необходимые требования без соблюдения которых ни одна закупка не будет являться действительной и правомерной.
Подготовка к формированию конкурсной документации требует соблюдения прохождения определенных этапов:
1. Изучение требований конкурса, что включает в себя проведение анализа организацией по установлению возможности участвовать в закупках и предоставить услуги, которые запрашивает заказчик.
Следовательно, основное условие этапа, соответствие требованиям заказчика по предоставлению услуг с учетом технических характеристик и срока выполнения работ. Также на этом этапе необходимо изучить нормативно - правовое регулирование, которое отвечает за ту сферу деятельности по объекту которой осуществляется закупка.
2. Составление документации на конкурс, является следующим этапом после согласования участия в закупке. На данном этапе необходимо собрать всю информацию об объекте закупки и сформировать на основе требований заказчика свою конкурсную документацию, состоящую из коммерческого предложения по объекту закупки, а также полного описания организации исполнителя, подающего заявку на участие в закупке.
3. Подготовка заявки на участие в закупке. Важным обстоятельством при этом является изучение извещения, которое включает в себя множество правовых актов, устанавливающих в законодательстве сферы закупок. Помимо этого, извещение содержит в себе некоторые особенности в отношении способов закупки, а также проект самого контракт и инструкцию, в соответствии с которой должна быть оформлена заявка.
Конкурсная документация, наравне с извещением по проведению открытого конкурса должна включать в себя следующую информацию:
1. Полное наименование и детальное описание самого объекта закупки, а также перечень условий, отображенных в контракте, с обязательным указанием начальной максимальной цены.
2. Сведения о виде денежной валюты, используемой при оплате товаров, работ и услуг в отношении объекта закупки.
3. Оформленное требование, содержащее описание предложения участника открытого конкурса, при этом должны быть соблюдены правила по отсутствию ограничений в количестве участников в конкурсе.
4. Сведения о предоставлении возможности у заказчика внести изменения в условия контракта, исключительно в тех ситуациях, которые допускает закон о закупках.
5. Инструкция по соблюдению правил и этапов выполнения заполнения заявки, в целях допущения до закупки и невозможности ее отклонить.
Помимо этих условий, конкурсная документация должна содержать информацию о том, что заказчик имеет право заключить государственный контракт не с одним, а с несколькими участниками.
Также в конкурсной документации предусмотрена возможность отзыва заявок участников, а также возврата тех заявок, которые были отклонены по причине несвоевременной подачи.
В том случае, если участникам требуются пояснения по закупочной документации или они обнаруживают какие-то несоответствия, неточности и ошибки, они вправе обратиться к заказчику за дачей разъяснений. Порядок, возможности и сроки обращения за разъяснениями в каждом способе закупки свои. Но заказчик обязан отвечать на запросы в установленные сроки.
Если победитель конкурса определяется не по минимальной цене, а в соответствии с лучшими условиями исполнения контракта, то в конкурсной документации будут содержаться критерии оценки заявок на участие, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, то есть все то, что прописано в Законе о контрактной системе.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
3. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ
4. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
6. Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме"
7. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р <О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)>
Учебная и научная литература
8. Алейникова Н.А. Цифровая технология организации централизованных закупок / Н.А.Алейникова, М.Г.Матвеев // Экономика и математические методы. - 2022. - Т.58, N 1. - С.70-79.
9. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
10. Винокурцева, Е. А. Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд / Е. А. Винокурцева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 6-11
11. Государственные и муниципальные закупки - 2019. Сборник докладов XIV Всероссийской практической конференции-семинара - М.: ООО «Компания Ладья», 2019. – 206 с.
12. Государственные и муниципальные закупки – 2023. Сборник докладов XVIII Всероссийской практической конференции-семинара. – М.: АО «Т 8 Издательские Технологии», 2023. – 268 с.
13. Государственные и муниципальные закупки – 2022. Сборник докладов XVII Всероссийской практической конференции-семинара. – М.: АО «Т 8 Издательские Технологии», 2022. – 246 с.
14. Государственные и муниципальные закупки – 2021. Сборник докладов XVI Всероссийской практической конференции-семинара. – М.: ФГУП Издательство «Известия», 2021. – 228 с.
15. Гринман Н.М. Применение гибких подходов управления проектами в государственном управлении // Власть. 2023. Т. 31. № 4. С. 60-65.
16. Делов, Н. С. Государственные закупки как особый инструмент поддержки предпринимательства в Российской Федерации / Н. С. Делов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 94-95.
17. Еремин, С. Г. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 405 с.
18. Ивасенко, А. Г. Управление проектами / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - М.: Феникс, 2019. - 336 c.
19. Кобелева, Е. М. Становление и развитие государственных и муниципальных закупок в России / Е. М. Кобелева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 100-109.
20. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами : учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 316 с.
21. Мамедова, Н. А. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для вузов / Н. А. Мамедова, А. Н. Байкова, О. Н. Морозова. — 3-е изд., перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 421 с.
22. Правовое регулирование контрактной системы. Сборник нормативных актов. 11-е издание. Часть I / [А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.Н. Евсташенков и др.]; под ред. А.А. Храмкина. – М.: ФГУП Издательство «Известия», 2021. – 304 с.
23. Прокопенко, М. С. Необходимость мер государственной поддержки отечественных производителей в сфере государственных закупок / М. С. Прокопенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 35-37.
24. Романова Л. Формирование плана-графика закупок государственным заказчиком // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 12. С. 51.
25. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок : учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 — 148 с.
26. Шмелева М.В. Цифровая трансформация системы государственных и муниципальных закупок // Юрист. 2019. № 7. С. 15 - 22.
27. Шубин, П. М. Особенности государственных (муниципальных) закупок по федеральным законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ / П. М. Шубин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 506-507.
Интернет - ресурсы
28. Интернет – ресурс: mrg12.ru›upload/documents/purchases/polozhenie-o
29. Интернет – ресурс: zakupki.gazprom-neft.ru