Фрагмент для ознакомления
2
Социальная защита населения является одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации, направленной на обеспечение достойного уровня жизни граждан, снижение социального неравенства и поддержку наиболее уязвимых категорий населения. В условиях современных социально-экономических трансформаций, обусловленных влиянием глобальных вызовов – пандемия COVID-19, геополитическая нестабильность и экономические кризисы, вопросы организации эффективной работы органов и учреждений социальной защиты населения приобретают особую актуальность.
Эффективное функционирование системы социальной защиты населения во многом определяется качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг, своевременностью и адресностью социальных выплат, а также слаженностью взаимодействия различных государственных и муниципальных органов, вовлеченных в процесс социального обеспечения граждан. В этой связи изучение организации работы органов и учреждений социальной защиты населения представляет значительный научный и практический интерес.
Степень разработанности данной проблематики в отечественной науке права социального обеспечения можно охарактеризовать как достаточно высокую. Фундаментальные исследования в области социальной защиты населения представлены в трудах таких ученых, как С.С. Алексеев, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, Ю.П. Орловский, А.М. Лушников, М.В. Лушникова и др. Вопросы организации работы органов социальной защиты рассматривались в работах Е.Е. Мачульской, К.Н. Гусова, В.Ш. Шайхатдинова, Т.К. Миннибаева и других исследователей.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, а также специальные юридические методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и системно-структурный. Применение данных методов позволит всесторонне изучить организацию работы органов и учреждений социальной защиты населения, выявить ее особенности, проблемы и перспективы развития.
Цель курсовой работы – комплексный анализ организации работы органов и учреждений социальной защиты населения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социальной защиты населения, включая понятие, сущность, принципы и функции.
2. Охарактеризовать систему органов социальной защиты населения в Российской Федерации, их структуру и полномочия.
3. Исследовать организацию работы органов и учреждений социальной защиты населения, включая основные направления их деятельности, порядок предоставления социальных услуг и выплат, а также особенности взаимодействия с другими государственными и муниципальными органами.
4. Выявить проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в Российской Федерации.
1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
Социальная защита населения является одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации, направленной на обеспечение достойного уровня жизни граждан, снижение социального неравенства и поддержку наиболее уязвимых категорий населения [1, с. 4]. Данное понятие имеет многогранный характер и находит свое отражение в различных отраслях права, в том числе в праве социального обеспечения.
В научной литературе существует множество подходов к определению сущности и содержания социальной защиты населения. М.С. Егорова рассматривает социальную защиту как «систему мер, направленных на поддержание и обеспечение достойного уровня жизни граждан, предоставление им необходимой помощи в случае возникновения жизненных рисков» [6, с. 111]. В.Д. Роик определяет социальную защиту как «совокупность государственных гарантий, социальных институтов и мероприятий, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение» [16, с. 11].
Согласно позиции А.К. Беркаевой и соавторов, социальная защита населения представляет собой «систему правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение условий, необходимых для жизни и развития человека, удовлетворение его основных жизненных потребностей» [17, с. 12]. Определение наиболее полно раскрывает сущность социальной защиты, подчеркивая ее комплексный характер и ориентацию на обеспечение достойных условий жизни граждан.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальную защиту в случае безработицы, болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1, ст. 39]. Конституционное право является одним из основополагающих принципов социальной политики государства и определяет ключевые направления деятельности органов и учреждений социальной защиты населения.
Социальная защита населения реализуется посредством предоставления различных видов социальных услуг и выплат, таких как пенсии, пособия, компенсации, льготы и др. Ее основными целями выступают: повышение уровня и качества жизни граждан, обеспечение социальной справедливости, снижение бедности и социального неравенства, поддержка наиболее уязвимых категорий населения [2, 3].
Таким образом, социальная защита населения представляет собой комплексную систему государственных гарантий, мер и институтов, направленных на обеспечение достойных условий жизни граждан, удовлетворение их основных потребностей и предоставление необходимой помощи и поддержки в случае возникновения жизненных рисков.
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты в Российской Федерации
Правовое регулирование сферы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется посредством комплекса нормативно-правовых актов различной юридической силы, образующих целостную систему законодательства в данной области.
Основополагающим документом, определяющим базовые принципы и гарантии социальной защиты граждан, является Конституция Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст. 7]. В свою очередь, статья 39 Основного закона закрепляет право каждого на социальное обеспечение, включая социальную защиту в случае безработицы, болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1, ст. 39].
Развитие конституционных положений находит свое отражение в федеральном законодательстве. Базовым нормативно-правовым актом в сфере социальной защиты населения является Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания [2], который регулирует вопросы предоставления социальных услуг, формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг, а также устанавливает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере.
Важную роль в правовом регулировании социальной защиты населения играет Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определяющий правовые основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [3]. Данный нормативно-правовой акт регламентирует порядок предоставления различных видов социальной помощи, включая социальные пособия, субсидии и компенсации.
Правовое регулирование социальной защиты населения осуществляется посредством отраслевого законодательства, включающего в себя нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, охраны труда, социального страхования, социального обслуживания и др. К числу таких актов можно отнести Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
Помимо федерального законодательства, правовое регулирование социальной защиты населения осуществляется на региональном и муниципальном уровнях. Субъекты Российской Федерации принимают собственные нормативные правовые акты, направленные на реализацию государственной социальной политики с учетом региональных особенностей и потребностей населения. Органы местного самоуправления также наделены полномочиями в сфере социальной защиты граждан, реализуя их посредством принятия муниципальных правовых актов.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя акты конституционного, федерального, регионального и муниципального законодательства. Данная система обеспечивает комплексное правовое регулирование отношений в сфере социальной защиты, определяя правовые основы, принципы, механизмы и гарантии ее реализации.
Следует отметить, что в современных условиях нормативно-правовая база социальной защиты населения постоянно совершенствуется, что обусловлено необходимостью адаптации к меняющимся социально-экономическим реалиям, появлением новых вызовов и потребностей граждан. В 2020 году в Конституцию Российской Федерации были внесены поправки, закрепившие дополнительные гарантии социальной защиты, в том числе индексацию пенсий, пособий и иных социальных выплат [1]. Изменения свидетельствуют о повышении приоритета социальной политики государства и необходимости совершенствования правового регулирования в данной сфере.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных нормативно-правовых актов различного уровня, образующих целостную систему законодательства.
1.3. Принципы и функции социальной защиты населения
Социальная защита населения как комплексная система государственных мер и гарантий, направленных на обеспечение достойного уровня жизни граждан, основывается на ряде ключевых принципов, определяющих ее сущность и содержание.
Одним из основополагающих принципов социальной защиты является принцип социальной справедливости. Данный принцип предполагает равный доступ граждан к социальным благам и услугам, недопущение дискриминации и обеспечение социального равенства [17, с. 15]. Реализация принципа социальной справедливости способствует снижению уровня социального неравенства и обеспечению социальной стабильности в обществе.
Тесно связан с принципом социальной справедливости принцип адресности и дифференцированного подхода, который предполагает, что социальная защита должна быть направлена на поддержку наиболее уязвимых категорий населения, таких как малоимущие граждане, инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты и др. [4, с. 27]. Адресный характер социальной защиты позволяет обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов и оказание помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Принцип гуманизма является еще одним ключевым принципом социальной защиты населения, заключается в ориентации системы социальной защиты на обеспечение достойных условий жизни человека, уважение его прав и свобод, а также создание условий для всестороннего развития личности [17, с. 16]. Реализация данного принципа предполагает, что социальная защита должна быть направлена на удовлетворение основных жизненных потребностей граждан и обеспечение их благополучия.
Принцип доступности и открытости социальной защиты подразумевает, что социальные услуги и выплаты должны быть максимально доступны для всех нуждающихся граждан, а информация о порядке их предоставления должна быть открытой и прозрачной [7, с. 35], способствуя повышению эффективности системы социальной защиты и обеспечению равных возможностей для ее получения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7007.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
4. Архипова, М. Н. Осуществление социальной защиты населения на муниципальном уровне / М. Н. Архипова // Научный альманах. – 2023. – № 3-3(101). – С. 26-29.
5. Герасимова, К. А. Проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в современных условиях / К. А. Герасимова, В. В. Зайева // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 11(62). – С. 368-372.
6. Егорова, М. С. Понятие и сущность социальной защиты населения / М. С. Егорова // Молодой ученый. – 2020. – № 35 (325). – С. 111-113.
7. Журавлева, Ю. Н. Особенности взаимодействия органов государственного и муниципального управления в социальной сфере / Ю. Н. Журавлева // E-Scio. – 2019. – № 9(36). – С. 31-40.
8. Зенцова, В. С. Нормативно-правовое регулирование системы социальной защиты населения / В. С. Зенцова // Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2023. – С. 367-371.
9. Калмыкова, А. Д. Основы социальной защиты населения в Российской Федерации / А. Д. Калмыкова, В. В. Сыроижко // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 70-3. – С. 110-113.
10. Литвинова, В. Л. Функции и формы деятельности органов и учреждений социальной защиты / В. Л. Литвинова // Территория науки. – 2022. – № 1. – С. 59-62.
11. Никитин, В. В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР): учебник / В. В. Никитин, Л. Э. Карташова. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2021. – 583 с.
12. Пензиев, А. С. Анализ основных направлений деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации / А. С. Пензиев // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1901-1907.
13. Петрова, З. С. Понятие и сущность социальной защиты населения / З. С. Петрова, А. А. Кольцов // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2021. – № 1(24). – С. 60-63.
14. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2020. – 464 с.
15. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская [и др.]; под редакцией Е. Е. Мачульской. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 449 с.
16. Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения: учебник для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 145 с.
17. Теоретические основы социальной защиты населения / А. К. Беркаева, О. П. Иевлев, М. Н. Махиборода, В. А. Курбатов. – Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2021. – 94 с.
18. Хромов, Н. И. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения / Н. И. Хромов, Т. Ф. Идрисов // Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. – С. 228-230.
19. Чебодаева, Ю. П. Система органов социальной защиты населения в Российской Федерации: организационно-правовой аспект / Ю. П. Чебодаева // Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. – С. 72-74.
20. Ямковая, И. Н. Организация деятельности органов социальной защиты населения в Российской Федерации / И. Н. Ямковая, А. Рык // Санкт-Петербург-Пушкин: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2020. – С. 397-400.