Фрагмент для ознакомления
2
Конкуренция - это центральное понятие, выражающее сущность ры-ночных отношений и выступающее в качестве основного звена всей систе-мы рыночной экономики.
Термин "конкуренция" (от лат. concurrentia) означает соперничество, борьбу между отдельными производителями (продуктами, произведения-ми, услугами) за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей товаров, услуг, работ одним и тем же потребителям.
На основе анализа экономической литературы в зависимости от уров-ня конкуренции можно выделить несколько подходов к раскрытию сущно-сти экономической категории "конкурентоспособность".
Первый подход заключается в определении характера категории "конкурентоспособность" на уровне страны или на уровне национальной экономики. Именно конкурентоспособность страны в условиях глобализа-ции финансовых рынков делает ее более привлекательной в среднесрочной и долгосрочной перспективе для глобальных инвесторов. Отсутствие чет-кой системы видения конкурентоспособности (или отсутствие конкуренто-способности) в целом, а также отсутствие стратегий обучения обусловли-вают риск того, что страна останется привлекательной и конкурентоспо-собной для инвестиций.
Второй подход заключается в определении характера категории "кон-курентоспособность" на уровне предприятия. В целом, под конкуренто-способностью компании понимается ее способность осуществлять эффек-тивную финансово-экономическую деятельность и обеспечивать прибыль-ность на конкурентном рынке, то есть ее способность производить и про-давать конкурентоспособную продукцию и продавать ее по более низким ценам, чем ее конкуренты. То есть конкурентоспособность предприятия является относительным показателем и определяется только по отношению к коммерческим организациям, принадлежащим к одной отрасли (осу-ществляющим один и тот же вид деятельности) и производящим (продаю-щим) аналогичные товары (заменители). Один и тот же хозяйствующий субъект может быть конкурентоспособным на определенном сегменте рын-ка, но не на другом, быть конкурентоспособным на внутреннем рынке, а на мировом рынке или его сегменте-нет.
Третий подход может включать взгляды ученых, которые, рассматри-вая экономическую категорию "конкурентоспособности организации", раскрывают ее сущность через способность производить конкурентоспо-собный продукт, услугу и продукт. Выход на рынок с конкурентоспособ-ным продуктом (услугой) является ключевым моментом в деятельности Организации по развитию рынка и присоединению к нему. При этом важ-ным аспектом обеспечения конкурентоспособности организации является систематическое совершенствование продукта (услуги), постоянный поиск новых каналов продаж, новых групп покупателей, улучшение сервиса, ак-тивация рекламы.
Конкурентоспособность более широкой организации - это способ-ность субъекта создавать и реализовывать конкурентные преимущества. Понятие конкурентоспособности в отношении организации рассматривает-ся с помощью трех основных подходов: институционального, экономиче-ского и системного.
В рамках экономического подхода конкурентоспособность компании определяется как совокупность преимуществ, возникающих в результате рациональной мобилизации ресурсов, оптимального построения бизнес-процессов и использования рыночных возможностей. Конкурентное пре-имущество в данном случае заключается в экономической эффективности производства, что позволяет активно использовать ценовые рычаги для борьбы с конкуренцией.
Таким образом, конкурентоспособность организации-это довольно широкое понятие, которое характеризует ее способность использовать различные виды ресурсов более эффективно, чем ее конкуренты, и опреде-ляет положение хозяйствующего субъекта среди других субъектов. Это способность компании бороться за рынок при одновременном увеличении своей доли, это способность максимально использовать все доступные ре-сурсы, чтобы продукты (услуги) организации были конкурентоспособны-ми и полностью отвечали запросам потребителей. Конкурентоспособность организации также характеризует способность и эффективность ее адапта-ции к условиям конкурентной среды.
1.2 Основные стратегии повышения конкурентоспособности
Фундаментальное качество конкурентоспособности проявляется в разработке стратегии повышения уровня конкурентоспособности - конку-рентной стратегии. Это совокупность принципов деятельности компании и ее взаимоотношений с внешним и внутренним миром, перспективных це-лей компании. Конкурентная стратегия разрабатывается в форме плана или программы, направленной на достижение стратегических целей.
Экономисты-исследователи сформулировали 4 основных типа страте-гий:
- стратегии концентрированного роста, то есть стратегия укрепления позиций на рынке, стратегия развития рынка и разработка продуктов;
- интегрированные стратегии роста, т. е. стратегия обратной верти-кальной интеграции (приобретение новых объектов недвижимости, усиле-ние контроля над поставщиками, создание дочерних компаний);
- стратегии диверсифицированного роста, т. е. стратегия горизонталь-ной диверсификации (реализуемая в том случае, если компания больше не может развиваться на данном рынке с помощью данного продукта в опре-деленной отрасли);
- стратегии сокращения, то есть стратегия устранения, стратегия со-кращения чего-либо.
Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предприни-мательства является наличие точных знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции, а также оценка внутреннего по-тенциала предприятия и развитие конкурентного преимущества и лидиру-ющего положения на рынке предприятия. особая промышленность.
Факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспо-собности компании, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия
Необходимо разработать стратегию борьбы с изменчивостью рыноч-ной среды, когда компания ищет различные способы укрепления своих по-зиций на рынке.
На основе исследований российских и зарубежных экономистов выде-лено несколько основных стратегий повышения конкурентоспособности:
1. Стратегия лидерства, основанная на низких затратах. То есть пре-имущество в стоимости перед конкурентами, а также возможность стать поставщиком на рынке более дешевой продукции. Отсутствие стратегии проявляется в таких факторах, как инфляция, изменчивость законодатель-ства и нехватка ресурсов.
2. Стратегия индивидуализации. Индивидуализация - это желание сделать продукцию компании уникальной. Таким образом, он выгодно от-личается от конкурирующих продуктов и, как следствие, стал более при-влекательным для широкого круга покупателей. Стратегия будет успеш-ной, если тщательно изучить потребности потребителей-покупателей.
3. стратегии сосредоточения внимания на рыночной нише. Стремится сосредоточиться на узком сегменте (участке) рынка. Задача состоит в том, чтобы лучше обслуживать покупателей в выбранной рыночной нише, чем конкуренты.
4. Стратегия наилучшего качества. При предлагаемой стратегии необходимо сочетание низкой стоимости и высокого качества. Чтобы стать производителем с наименьшими затратами, компания должна поставлять высококачественную продукцию и предоставлять ей желаемые свойства по более низким ценам, чем ее конкуренты.
5. инновационная стратегия. Инновации - это социальный, техниче-ский и экономический процесс, который благодаря практическому исполь-зованию идей и изобретений приводит к созданию лучших продуктов и технологий. Компании, ориентированные на инновации, должны иметь высококвалифицированный персонал и достаточные финансовые ресурсы для создания и коммерциализации инноваций.
6. Стратегия фокусировки. Его чаще всего используют малые и малые предприятия, которые организуют свою деятельность в одном сегменте рынка и расположены в небольших населенных пунктах, то есть деятель-ность направлена на определенный круг покупателей.
Составляющими стратегии конкурентоспособности компании являют-ся: стратегия рынка продукции, стратегия рынка ресурсов, технологиче-ская стратегия, стратегия интеграции, инвестиционная и финансовая стра-тегия, социальная стратегия, стратегия управления (рис. 2).
Рисунок 2. Конкурентные стратегии предприятия, как система
Таким образом, конкуренция - это постоянный поиск и создание луч-ших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурен-тоспособным означает опережать своих конкурентов в привлекательности производства, маркетинга и удовлетворения потребностей потребителей. Для поддержания уровня конкурентоспособности разрабатывается страте-гия, чаще всего на несколько лет вперед, конкретизируется в определенном направлении, отображается в программах, практических действиях и реа-лизуется в процессе их реализации. Предлагаемые стратегии служат ори-ентиром для будущей деятельности компании в зависимости от уровня ее конкурентоспособности в целом и отдельных ее компонентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий - М.: Инфра-М, 2022. -348 с.
2.Баташева, М. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. - 2022. - № 21 (101). - С. 355-358.
3.Белых, О. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Молодой ученый. - 2023. - № 6 (29). - Т. 1. - С. 145-147.
4. Голиков И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство - 2022. - № 10. - С. 151–164.
5.Даниленко Н.Н. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: теория и методика оценки - М.: Руайнс, 2022. -160 с.
6.Емадаков Р. Ю. Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия (теоретико-методологический анализ). - Йошкар-Ола : Изд-во ПГТУ, 2020. - 208 с.
7.Еремеева Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг - М.: Юрайт, 2023. -194 с.
8.Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций -М.: Инфра-М, 2021. -184 с.
9. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. - 2022. - № 6 (42). - С. 65–79.
10. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. - 2024. - № 1. - С. 38–48.
11.Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2023. - N6. - С.59-68
12.Крутик А.Б. Конкурентоспособность и предпринимательство: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во БАТиП, 2021. - 87 с.
13. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг - М.: Юрайт, 2021. -438 с.
14.Мескон М. Основы менеджмента - М.: Вильямс, 2021. -672 с.
15.Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность. - СПб.: Питер, 2021. - 267 с.
16.Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2021. – 194 с.
17.Нешитой, А. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. - 2022. - №3. - С.3-13.
18. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли - М.: КноРус, 2022. -120 с.
19. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М. : Бизнес Букс, 2022. - 715 с
20. Пострелова, А. В.. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый - 2021. - №6. - С. 398-402.
21.Романова А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения - М.: Синергия, 2021. -149 с.
22.Рудой, Е. В. Сущность конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2024. - № 19 (153). - С. 152-154.
23.Рудь Е. М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Известия Саратовского университета. - 2023. - № 1. - С. 18–22
24.Фатхутдинов Р. А. Уровни и объекты конкурентоспособности // Современная конкуренция. - 2021. - № 4 (16). - С. 123–143.
25. Официальный сайт КФС - https://cityrst.ru/