Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе развитие литературной культуры среди детей и подростков является одним из важнейших аспектов образования. Это, в частности, указано и в ФГОС. Чтение книг, знакомство с различными литературными произведениями и авторами способствует формированию у детей ценностей, развитию эмоционального интеллекта, расширению кругозора и личностному росту. Одним из методов, который позволяет привлечь детей к чтению и к литературе, является знакомство с биографиями писателей.
Биография писателей – это не просто описание жизни и творчества того или иного литератора, это возможность погрузиться в эпоху, в которой жил и работал писатель, понять его мотивы, вдохновение, творческие принципы. Дети, знакомясь с биографиями писателей, могут легче понять и увидеть великие творения через призму жизни и судьбы их создателей.
Актуальность данной работы определяется тем, что изучение биографии писателя на уроках литературы представляет собой важный аспект педагогической практики, который требует особого внимания и глубокого анализа. В последние годы наблюдается растущий интерес к интеграции биографической информации в учебный процесс, что обусловлено необходимостью формирования у учащихся не только знаний о литературных произведениях, но и понимания контекста их создания. Биография писателя, его жизненный путь, личные переживания и исторические обстоятельства, в которых он жил и творил, могут существенно обогатить восприятие литературных текстов, сделать их более живыми и актуальными для современного школьника.
Во-первых, в условиях современного образования, где наблюдается снижение интереса к чтению и литературе в целом, важно находить новые подходы к преподаванию, которые бы способствовали вовлечению учащихся в мир литературы. Изучение биографии писателя может стать одним из таких подходов, позволяя учащимся увидеть не только художественные, но и человеческие аспекты творчества. Во-вторых, методические проблемы, связанные с интеграцией биографической информации в уроки литературы, требуют системного подхода и разработки эффективных методик.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках литературы в ходе изучения биографии писателей.
Предмет исследования – современные средства изучения биографии писателей в средней школе на уроках литературы.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и практическое применение методов изучения биографии писателей.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть виды и формы изучения биографии писателей на уроках литературы.
2. Определить функции изучения биографии писателей на уроках литературы.
3. Проанализировать реализацию основных форм изучения биографии писателей в Программе курса «Литература» 5-9 классы, авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин.
4. Разработать методические рекомендации по изучению биографии писателей на уроках литературы.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что применение правильно отобранных видов и форм изучения биографии писателей усиливает их заинтересованность в изучении произведений на уроках литературы и способствует усвоению большего объёма материала.
Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; научно-методический анализ проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация; изучение и частичное обобщение педагогического опыта.
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении представлен научный аппарат: актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, методологическая и практическая база, структура курсовой работы.
В первом разделе «Теоретические аспекты изучения биографии писателей на уроках литературы» рассмотрены виды и формы современных методов изучения биографии писателей, функции изучения.
Во втором разделе «Практика изучения биографии писателей в процессе изучения литературы в школе» описано применение конкретных форм и методов по изучению биографии писателей, разработан примерный план урока литературы с изучением биографии писателя, разработаны методические рекомендации.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие реализацию задач.
Библиографический список состоит из 20 источников.
Курсовая работа включает в себя 35 страниц.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что материал исследования может быть использован педагогами при планировании уроков литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Виды и формы изучения биографии писателей на уроках литературы в 5-9 классах
Изучение биографии писателя на уроках литературы требует комплексного подхода, который затрагивает не только содержание, но и методы преподавания. Эти методы должны быть разными и адаптированными к конкретной ситуации, классу и даже индивидуальным интересам учеников. Одним из главных направлений в этом контексте является интеграция информации о жизни и творчестве писателей в общий образовательный процесс, что позволило бы создать более полное представление о литературных произведениях и их создателях.
Преподавание литературы в школьной системе требует творческого подхода и готовности учителей адаптировать свои методы к нуждам учащихся. Успешное внедрение биографического анализа писателей в учебный процесс нередко зависит от инициативности и личных качеств преподавателя. Они становятся связующим звеном между литературным произведением и жизнью его создателя, способствуя более глубокому пониманию текстов и их контекста.
Учитель, осознающий силу личной истории писателя, способен создать атмосферу, в которой ученики могут сопереживать и осмысленно воспринимать литературные произведения. Личное обаяние и харизма педагога делают уроки литературы более привлекательными, что способствует лучшему усвоению материала. Подобный подход помогает учащимся не только изучать биографию писателя, но и устанавливать эмоциональную связь с текстом, что, в свою очередь, углубляет их понимание и критическое мышление.
Практика показывает, что учителя, активно использующие биографический материал, привносят в обучение значение таких произведений, которые могут быть не всегда очевидны на первый взгляд. Здесь важным является создание историко-культурного контекста, который помогает учащимся осознавать влияние факторов, формировавших личность писателя и его литературные пристрастия. Учащиеся быстрее улавливают подтекст произведений, если знают о трудностях и событиях, повлиявших на их написание.
Кроме того, преподаватели могут использовать различные методы работы с биографическими материалами: от проектной деятельности до организации тематических обсуждений. Эти подходы позволяют активизировать интерес к предмету, развивать креативное мышление и способности к анализу. Важно, чтобы учитель не просто делился знаниями о жизни писателя, но также создавал пространство для дискуссий, где ученики могли бы выражать свои мысли и интерпретации. Это взаимодействие позволяет формировать у учащихся самостоятельность в анализе литературы и развитии навыков критического мышления.
Творчество учителей проявляется не только в выборе методов и подходов, но и в умении адаптировать материал в зависимости от уровня подготовки и интересов класса. Каждый ученик уникален, и внимание к индивидуальным предпочтениям и способом восприятия информации значительно повышает эффективность преподавания. Учителя, использующие разнообразные способы подачи информации, могут лучше удовлетворять потребности различных учеников и способствовать их вовлеченности в учебный процесс [Ядровская 2024].
Не менее важной является и работа над созданием собственных методических материалов. Преподаватели, создающие свои пособия или адаптирующие существующие ресурсы, могут более точно отражать особенности своей аудитории. Включение аутентичного биографического контента, связанного с конкретными текстами, делает уроки более насыщенными и информативными. Такой подход не только оживляет учебный процесс, но и формирует у учеников уважение к трудам писателей и их жизни.
Также следует отметить роль сотрудничества между учителями. Обмен опытом, новыми идеями и методами является важным аспектом формирования профессионального сообщества, способного повышать качество образования. Совместные семинары или мастер-классы могут значительно расширить кругозор преподавателей, обогатить их практику новыми подходами и идеями. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на учащихся, которые получат доступ к более современному и актуальному опыту преподавания.
Первым шагом к интеграции биографической информации может стать использование тематических мероприятий, таких как конкурсы, презентации и литературные вечера. На таких мероприятиях учащиеся получают возможность не только узнать факты из жизни писателей, но и представить свои мысли о том, как эти факты влияют на их творчество. Например, исследуя биографию Александра Блока, ученики могут провести анализ его стихотворений в свете исторических событий и личных переживаний, что поможет глубже понять его поэзию [Алексеева 2022].
Также стоит развивать междисциплинарные связи, встраивая изучение биографии писателей в уроки других предметов. Это может быть история, искусствоведение, философия и даже экономика. Например, изучение социально-экономического контекста времени, в котором жил писатель, придает дополнительную значимость его произведениям. Интердисциплинарный подход может помочь учащимся выявить связи между литературными произведениями и историческими событиями, а также научными и культурными течениями [Яковлева 2008].
Эффективным методом работы с биографией писателя является проектное обучение. В рамках коллективной работы над проектом, учащиеся могут углубленно исследовать жизнь и творчество отдельного писателя или литературного направления. Они создают не только письменные отчеты, но и видеопрезентации, выставки и другие творческие работы, что способствует активному вовлечению в процесс обучения. Продукты такой работы могут быть представлены на школьных мероприятиях, что позволит делиться полученными знаниями с более широкой аудиторией.
Технологии также играют важную роль в обновлении методов преподавания. Использование цифровых ресурсов, таких как видеолекции, документальные фильмы и интерактивные платформы, значительно обогащает изучение биографии писателя. Они дают возможность учащимся визуализировать информацию, быстро находить необходимые материалы и углубляться в изучаемые темы. Например, создание виртуальных выставок в формате онлайн может позволить учащимся исследовать предметы, связанные с жизнью и деятельностью писателя, находясь в классе.
Индивидуальный подход к каждому ученику также является одно из главных направлений в работе с биографией писателя. Чтение биографий в различной форме, выбор уровня сложности материалов и проведение индивидуальных бесед помогают выявить интересы и способности каждого ученика. Литературные дневники, где ученики могут фиксировать свои мысли и чувства, связанные с изучаемым произведением и биографией писателя, способствуют формированию личной связи между учеником и литературой.
Использовать лучшие практики можно через анализ существующих методических пособий и материалов на платформе открытого доступа. Это может быть полезно для учителей, которые ищут новые идеи для уроков, закрепления классных знаний или проведения дополнительных занятий. Особенно стоит обратить внимание на материалы, основанные на современных исследованиях в области педагогики и психологии, что позволить сформировать подход, соответствующий запросам учеников [Маранцман 1964: 23].
Выбор из множества методов и подходов должен основываться на индивидуальных особенностях класса и конкретной изучаемой программе. Необходимо помнить, что учитель не только передает информацию, но и формирует любовь к литературе, вдохновляя учащихся на дальнейшее чтение и творчество. Литература перестает быть лишь предметом школьной программы и превращается в способ самовыражения, средство познания окружающего мира [Ланин 2024].
Таким образом, интеграция биографии писателя в уроки литературы является неотъемлемой частью образовательного процесса, что требует активного участия как учителей, так и учеников. Методы, адаптированные к современным реалиям и интересам, позволят создать диалог между литературой и жизнью, углубляя понимание дискурса, связанного с писательством, литературным анализом и культурным контекстом. Успешная реализация этих подходов создаст предпосылки для активного восприятия литературы, формирования критического мышления и любви к чтению на протяжении всей жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. А. Методика преподавания литературы. Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 98 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494076
2. Белоусова, М. Г. Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина / М. Г. Белоусова, Т. Н. Пожидаева, С. В. Савинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 91-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2405
3. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: Учеб. Пособие [Текст] / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова. - М.: Академия, 1999. - 420 с.
4. Гетманская, Е. В. Жанры биографического текста в школьных учебниках литературы/ Е. В. Гетманская // Вестник КГУ. - 2007. - №1. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanry-biograficheskogo-teksta-v-shkolnyh-uchebnikah-literatury
5. Горобец, Н.И., Новикова, И.А. Биография писателя в системе эстетического развития учащихся: методические рекомендации. Северодвинский филиал Поморского ун-та [Текст] / Н.И. Горобец, И.А. Новикова. - Архангельск, 2006. – 96 с.
6. Граник, Г.Г. Биография писателя как средство возбуждения и поддержания познавательного интереса к писателю и его творчеству / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая // Мир психологии. – 2006. [Электронный ресурс] -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9314788
7. Дробот, В.Н. Изучение биографии писателя в связи с анализом художественного произведения [Текст]. - М., 1984.
8. Дробот, В.Н. Изучение биографии писателя в школе [Текст]: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк, 1988. - 189 с.
9. Дробот, В.Н. Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством [Текст]: Дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 262 с.
10. Дубцова, Е.К. Использование межпредметных связей краеведческого характера на уроках литературы [Текст]: Дис. канд. пед. наук. - Самара, 2005. - 252 с.
11. Калганова, Т. А. Изучение биографии писателя. Материалы для обзора жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. 2012 [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17691028_85966012.pdf
12. Каплан, И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах [Текст]: Пособие для учителя. — М., 1964. – 178 с.
13. Ланин, Б. А. Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия : учебное пособие / Б. А. Ланин. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 339 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05383-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539974
14. Лотман, Ю. Биография — живое лицо [Текст]/ Ю. Лотман // Новый мир. - 1985. - С. 228-236.
15. Маранцман, В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников [Текст]. - М., Л.: Просвещение, 1965. - 74 с.
16. Меньших, Е. В. Методы и приемы изучения биографий писателей/ Е. В. Меньших // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-izucheniya-biografiy-pisateley
17. Чирковская, Т.В. Один из приёмов изучения биографии писателей в 7 классе [текст] /Т.В. Чирковская // Литература в школе. - 1959. - № 5. - С. 28 - 30.
18. Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06184-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540538
19. Яковлева, С. В. Биография как предмет педагогической теории и практики [Текст] / С. В. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 239–243
20. Яковлева, С. В. К вопросу о месте и значении биографии в структуре педагогического процесса / С. В. Яковлева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - №2. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-meste-i-znachenii-biografii-v-strukture-pedagogicheskogo-protsessa