Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, наличие всех перечисленных качеств формирует лидерский потенциал организационного лидера, однако обладание ими не всегда делает человека лидером. Эти качества могут быть полезны как для руководителей, так и для любого человека, стремящегося к успеху. Важно отметить, что лидерство определяется восприятием группы: признание статуса и авторитета, наличие последователей, готовых следовать за лидером, а также делегирование части личной активности лидеру играют ключевую роль в формировании истинного лидерства.
1.2 Развитие лидерских качеств в подростковом возрасте
Подростковый период, или пубертат, представляет собой один из самых сложных этапов в жизни каждого человека. Этот период характеризуется значительными физиологическими и психологическими изменениями, которые затрагивают как тело, так и разум подростка.
Подростковый возраст можно охарактеризовать как критический и переломный этап, когда происходит не только половое созревание, но и глубокие изменения в психике. Несмотря на то что на тему пубертата написано множество исследований и пособий, этот возраст остается одним из самых сложных и непредсказуемых как для самих подростков, так и для их родителей, педагогов и окружающих. Понимание основных процессов, происходящих в теле и сознании подростка, может помочь сгладить конфликты и недопонимания в семье, а также избежать многих ошибок.
Подростковый возраст — это не просто период активного полового созревания, это также серьезный кризис в развитии личности. В это время подросток стремится к самостоятельности, формирует осознание своего места в обществе, усваивает нормы и правила поведения, а также вырабатывает жизненные установки и внутренние ориентиры.
Пубертатный период обычно длится несколько лет, начиная с 11 и заканчивая 17 годами. Всемирная организация здравоохранения расширяет эти рамки до 10-19 лет. Некоторые современные психологи утверждают, что первые признаки взросления могут проявляться уже в 8-10 лет, а завершение этого процесса может происходить ближе к 23 годам. Стремление к независимости и обособленности оказывает значительное влияние на все аспекты личности подростка.
Подросток уже не является ребенком, но еще не достиг взрослости. Он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами со стороны взрослых. Это создает конфликты в семье, особенно в тех случаях, когда родители не готовы признать взросление своего ребенка и продолжают относиться к нему как к маленькому.
Психологи выделяют три этапа взросления:
1. Ранний подростковый период (10-14 лет). В это время происходят активные физиологические изменения, такие как половое созревание и интенсивная выработка гормонов. У девочек наблюдаются эмоциональные колебания и изменения во внешности, а у мальчиков — физические изменения, такие как увеличение половых органов и появление растительности на теле.
2. подростковый период (15-17 лет). В этом возрасте основные физиологические изменения уже завершены, и подросток физически напоминает взрослого человека. Однако психологическое состояние остается нестабильным. Подростки часто проявляют импульсивность и крайние убеждения, плохо ориентируясь в последствиях своих действий.
3. Поздний подростковый возраст (17-25 лет). К этому времени молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия и имеют четкие цели. Они начинают осознавать свои желания и стремления, что делает их более, готовыми к принятию ответственных решений.
Развитие лидерских качеств у старшеклассников помогает им справляться с вызовами. Лидерство способствует формированию уверенности в себе, ответственности и способности принимать решения. Лидеры учатся работать в команде, что помогает им лучше понимать других и развивать навыки межличностного общения. Эти качества не только облегчают взаимодействие с окружающими, но и помогают подросткам находить свое место в обществе.
Лидер должен обладать мужеством и способностью принимать смелые и решительные решения, преодолевая неудачи и трудности. Он должен уметь контролировать свои эмоции, даже когда испытывает страх, и справляться со сложными задачами. Лидерство требует устойчивости и твердости характера, что позволяет быстро и уверенно принимать правильные решения, от которых зависит благополучие всей группы.
Аналитический склад ума также является важной характеристикой лидера. Эффективный лидер способен видеть общую картину и разбивать ее на составные части для более детального анализа. Удерживая основную цель в фокусе, он может формулировать промежуточные задачи, что позволяет выработать управляемые шаги и достичь прогресса.
Таким образом, лидер среди подростков становится эталоном для своей группы, и его качества и поступки служат ориентиром для других. Подростковый возраст представляет собой благоприятный период для формирования лидерских качеств, и вовлечение подростков в совместную деятельность с педагогами и родителями создает оптимальные условия для их развития.
1.3 Тренинг как средство развития лидерских качеств у старших школьников
Перед тем как рассмотреть основные цели тренинга, важно понять, что такое тренинг. Это метод активного обучения, в ходе которого развиваются знания, навыки, умения и социальные установки. Тренинги играют ключевую роль в формировании лидерских качеств, поскольку они помогают участникам развивать уверенность в себе, навыки общения и способность принимать решения.
Существует множество видов тренингов, включая занятия для педагогов, сотрудников организаций, социально-психологические и коммуникативные тренинги. Каждый из этих видов может быть адаптирован для развития лидерских качеств у старшеклассников и молодежи.
Тренинг можно рассматривать с разных точек зрения:
- Как форма дрессировки, в процессе которой формируются нужные типы поведения, а негативные установки стираются.
- Как тренировку, во время которой участники отрабатывают необходимые навыки и умения, включая лидерские.
- Как активное общение, в ходе которого люди делятся знаниями и опытом, что способствует развитию командного духа.
- Как создание условий, способствующих раскрытию участников и поиску решений их психологических проблем, что важно для формирования уверенности и ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
ский тренинг с подростками. Санкт – Петербург: Питер, 2016. - 271 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Москва: Наука, 2021. - 176 с.
Гараничева А.И. Тренинги как основа развития лидерских компетенций. Москва: Раритет, 2018. - 365 с.
Евтихов О. В. Тренинг лидерства. Санкт – Петербург: Речь, 2017. - 108 с.
Егорова Е.В. Тренинг «ситуационное лидерство» – технология формирования лидерского стиля. Москва: Просвещение, 2015. - 50 с.
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Москва: АСТ, 2016. – 976 c.
Калитко А.Е. Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности. Москва: Просвещение, 2018. 90 с.
Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 236 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Москва: Просвещение, 2018. 336 с.
Леонтьев А.Н. Формирование личности. Санкт-Петербург: БАН, 2014. - 56 с.
Лидерство в командах / Перевод с англ. М.: ГИППО , 2014. - 122 с.
Марихин С.В. Особенности лидерства как социально психологического явления. Москва: Просвещение, 2016. - 328 с.
Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2022. - 208 с.
Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: ПГПИ, 2018. - 79 с.
Миллер М. С чего начинается лидер. М.: Феникс. 2005. - 232 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва: Педагогическое общество России, 2016. 368 с.
Паркинсон С. Н. Искусство управления / С. Норткот Паркенсон, М. К. Рустомджи; Пер. с англ. Н. И. Горанской и Е. Н. Мамонтовой. - Москва, 1998. - 226 с.
Политология: Учебник для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др.; Под ред. проф. С. В. Решетникова. – Минск : Тетра Системс, 2020. – 448 с.
Пучкова А.А. Феномен лидерства в подростковых коллективах. Новосибирск: Ариал, 2018. - 169 с.