Фрагмент для ознакомления
2
современность и средневековье. Многообразие её традиций, обычаев, языков и/ культур будоражит воображение. В стране примерно шестнадцать основных языков и более восьмисот региональных диалектов. Самые распространённые - это хинди и английский. В XIX веке языком общения между разными народностями и языком высшего образования стал английский. Индийский английский расширил свой лексикон за счёт индийских слов. Это термины философские, религиозные или мифологические (йога, Будда, Шива и т.д.), а также политические, социальные, являющиеся титулами или блюдами (махатма - просветлённый, сахиб - господин, виндалу - острый маринад). Древние индийцы внесли значительный вклад в развитие человеческой мысли, а также заложили основы арифметики, геометрии и алгебры. Разработанные ими десятичная система и ноль занесены в Европу арабами, поэтому называются арабскими цифрами. Индийские учёные с незначительными погрешностями определили расстояние от Земли до Луны и Солнца, рассчитали радиус Земли и число Пи. Развитие научной деятельности впечатляет и по сей день, однако есть некое противоречие: по количеству инженеров и учёных страна уступает только США, но половина её населения безграмотна . Индия - это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий. В привычном понимании слова «религия» в индийских языках нет. Этому понятию соответствует санскритский термин дхарма. Точного эквивалента в русском языке это слово не имеет. Но сам термин происходит от индоевропейского корня «дхар» со значением «поддерживать». Отсюда можно сделать вывод, что Дхарма - это то, на чём держится мир, то, что даёт опору . Культурная обособленность весьма характерна для Индии и во многом определена её географическим положением. Страна имеет морские границы с трёх сторон, а с другой стороны граничит с труднопроходимой горной цепью - Гималаями. Индия ещё с древних времён привлекала мистиков со всех концов света. Великие Гималаи притягивали к себе всех, кто пытался раскрыть тайны вселенной. Известный русский художник Н. К. Рерих объездил всю планету, пока не нашел себе приюта в мистицизме и духовности Индии (штат Химачал Прадеш), воспетых Гималаями, которые он так любил. Искусство Индии поражает своим богатым многообразием. Оно развивалось под влиянием религии, отражая веру народа страны. Классическое индийское искусство основано на религиозных и мифологических сюжетах. Известный современный исследователь индийской культуры А. Кумарасвами считает искусство в основном духовной деятельностью, так как оно скорее утверждает
идеализированную модель мира, чем подражательную. Он рассматривает художника как провидца, находящего формы для выражения своих идеалов.
Суть творчества, хотя оно и связано с чувственным опытом, лежит в ощущении гармонии сочетания элементов и в единстве всех аспектов жизни.
Индия имеет свой духовный религиозный взгляд на мир, жизнь и место человека в нём. Страна дала миру бесценные уроки мудрости. Это великий учитель, культура которого неповторима и самобытна. Характерными чертами традиционного сознания этого государства являются обращённость к прошлому, вера в незыблемые авторитеты, преобладание канонов художественной культуры, особый способ передачи знания, связанный с сакрализированной фигурой мудреца-учителя. Философия Древней Индии возникает в VI в. до н. э. и опирается на ведическую литературу. Веды – древнеиндийский литературный памятник, в котором отразилось первобытное мировоззрение племен, населяющих Индию, начали складываться в III тыс. до н. э. Ведическая литература содержит комплекс религиозно-мифологических и предфилософских идей, характеризующих духовную жизнь древнеиндийского общества. К ведической литературе относятся, самхиты (собственно, веды), а также брахманы, араньяки и упанишады. В отличии от западноевропейского миросозерцания в восточном, и в частности в индийском, как справедливо отмечает известный отечественный философ А. Н. Чанышев, «нет места для индивидуальности и личности. Само спасение понимается как растворение личного в безличном» . В древнеиндийской философии наиболее близким, сопоставимым с понятием школы в античной или европейской философии, является понятие «даршана», что в переводе с санскрита означает «видение», «взгляд» или система умозрения. Философские школы, которые возникли в Древней Индии, так или иначе формировались на основе Вед. Большинство из них признавало авторитет Вед, в отечественной философии их называют ортодоксальными. К ним относятся веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога и вайшешика. Но были и неортодоксальные школы, которые авторитет Вед не признавали, – это джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.
Санкхья (санскр. sankhya – исчисление) ставит своей целью познание мира через перечисление объектов реальности. Ранняя санкхья (VI век до н. э.) дуалистична и исходит из двух первоначал – пракрити (природа, материя) и пуруша (дух, сознание), позже были развиты теистическая и материалистическая санкхья. Йога возникла из аскетических практик ведической религии. Первые упоминания о ней восходят к самым ранним брахманам и упанишадам, где она выступает как медитативная практика единения ума, тела и души человека с абсолютом. Концепция йоги получила свое развитие в так называемых «средних» упанишадах (VI век до н. э.), и как философская школа впервые была изложена во II веке до н. э. в «Йога-сутрах» Патанджали. Философия йоги тесно связана со школой санкхья, которая обеспечивает теоретическое объяснение человеческой природы и ее элементов, описывает состояние освобождения, в то время как йога акцентирует внимание непосредственно на процессе освобождения и дает практические методы – асаны, упражнения – достижения состояния освобождения. Веданта (санскр. veda – знание, и anta – заключение, кульминация) является общим названием ряда философско-религиозных течений, объединяемых основополагающими текстами ведической литературы, и в основном посвящена философской интерпретации и толкованию араньяк и упанишад. Высшая реальность в веданте – это «брахман» – явление, которое понимается одновременно и как божественная личность, и как безличный принцип, отвлеченное философское начало, а чувственный мир рассматривается как иллюзорный и неподлинный. Формирование веданты как систематического учения происходит в период примерно с II века до н. э. по II век н. э. Миманса ориентирована прежде всего на практические предписания и уделяет главное внимание строгому соблюдению ритуальных действий. Вайшешика (санскр. vaiseika – особенный, выделяющийся) была основана мудрецом Канадой в III–II веках до н. э. Согласно вайшешике, главной причиной всякой боли и страдания является незнание. Освобождение – прекращение страданий – достигается посредством познания реальности, а источниками познания признаются чувственный опыт и разум. Вайшешика занималась преимущественно натурфилософской проблематикой. Близкой к вайшешике системой философии является ньяя. Ньяя (санскр. nyaya – правило, норма) возникла не позднее I–II веков н. э., ее основателем был Акшапада Готама. В философии ньяя первопричиной мира является Бог, создавший мир из умов, атомов, пространства и времени. Большое внимание ньяя уделяет логике – здесь разрабатываются законы правильного мышления, знание которых необходимо для ведения дискуссий, обоснования правильности своей аргументации и указания ошибок оппонентов. Реальность предметов чувственного восприятия в философии ньяя не подвергается сомнению, а в качестве источников познания аналогично вайшешике признаются разум и ощущения. Также мыслители этой школы ставят проблему доказательства существования Бога и приводят ряд аргументов для ее решения.
Особенности джайнизма Сущность и принципы буддизма
Джайнизм (от санскр. jina – победитель) – религиозно-философское учение, сформировавшееся в Древней Индии к VI веку до н. э. Представители джайнизма осуждали ритуалы и жертвоприношения, проповедовали принцип ненасилия по отношению ко всему живому. Согласно джайнизму, законы кармы нельзя умилостивить жертвами, но их можно победить. Джина – это тот, кто смог победить законы кармы. Философия и практика джайнизма основаны на самосовершенствовании души: для достижения освобождения требуется правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Джайнизм в отличие от ортодоксальных школ допускает женщин к монашеству и изучению священных текстов, почитает не богов, а проповедников и джин
Индийская философия требует от человека достижения определённой цели: сосредоточенности мышления на истинной духовности, на добре, соблюдение этических норм и достижение душевного благополучия, мира. Хотя идеал, выработанный индийской мыслью в рамках миро- и жизнеотрицающего мировоззрения, безусловно односторонен и неполон, но он имеет огромное значение для мировой культуры . Важными понятиями индийской религии и философии являются карма и сансара. Карма с санскрита переводится как действие, деяние. Она выступает своего рода как закон, который означает влияние совершённых человеком действий на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (во что или в кого он переродится: в человека, животное, камень и т. п.). Доктрина кармы тесно связана и с доктриной перерождения, и с идей морально-космического закона Дхармы. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Альбедиль, М.Ф. Вечная Индия: духовный путеводитель. - М.: Вектор, 2013
2) Баранов С.А. Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.03. Москва, 2001. 32 с.
3) Горохов С.А., Агафошин М.М.,Дмитриев Р.В. Особенности конфессиональной структуры населения современной Индии//СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2022. С. 167-174
4) Демичев К.А. Реформаторская деятельность десятого гуру Гобинда Сингха в контексте завершения милитаризации сикхской общины – Проблемы истории, филологии, культуры. №4. 2015. С. 148-155.
5) Демичев К.А. Концепт независимой сикхской государственности: четыре века трансформаций//ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ. 2022. С. 71-78
6) Казарцева М. К. Традиционные ценности индийской культуры//https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50178334_15178353.pdf
7) Кингсленд, В. Индия: обычаи и этикет. - М.: Астрель, 2009
8) Кнабе, Г.С., Кондаков И. В., Кузнецова Т. Ф. и др. Культурология: история мировой культуры. - М.: Академия, 2003
9) Успенская Е.Н., Котин И.Ю. 2007. Сикхизм. СПб: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 381 с.
10) Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. 608 с.
11) Швейцер, А. Мировоззрение индийских мыслителей. - М.: Алетейа, 2002.