Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, педагогическая технология представляет собой системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Понятие «игровая технология» раскрывается в работах ряда исследователей. Д.Б. Эльконин определяет игровую технологию как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Эльконин, 1999, с. 18).
В свою очередь, Г.К. Селевко рассматривает игровые технологии как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Селевко, 1998, с. 72).
По его мнению, игровые технологии представляют собой «целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем» (Селевко, 1998, с. 72).
Согласно определению Д.С. Гедоло, «игровая технология – это совокупность методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр» (Гедоло, 2024, с. 415). Автор отмечает, что игровые технологии позволяют сделать учебный процесс более увлекательным, повысить мотивацию учащихся, развить их творческие способности и коммуникативные навыки.
Ю.С. Еремина и Л.Д. Яровая подчеркивают, что игровые технологии «способствуют формированию у детей интереса к учебной деятельности, развитию познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков» (Еремина, Яровая, 2017, с. 4032). Игра помогает младшим школьникам адаптироваться к новым условиям обучения, сплотить детский коллектив.
Э.М. Каримулаева, А.М. Курбанова и Р.М. Куччаев отмечают, что «игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности, формировать коммуникативные навыки» (Каримулаева и др., 2021, с. 204).
Авторы подчеркивают, что использование игровых технологий в образовательном процессе способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
Таким образом, игровая технология представляет собой совокупность методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Понятие «патриотическое воспитание» рассматривается в ряде нормативных документов и научных исследованиях. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (Данилюк и др., 2009, с. 12).
В.С. Фадеева и С.А. Николенко трактуют патриотическое воспитание как «процесс формирования у учащихся любви к Родине, гордости за ее достижения, уважения к историческому прошлому страны, готовности к защите ее интересов» (Фадеева, Николенко, 2015, с. 41).
Авторы подчеркивают, что патриотическое воспитание является неотъемлемой частью гражданского и нравственного воспитания личности.
С.С. Жубакова, О.Б. Шарипова и Д.С. Бабиева рассматривают патриотическое воспитание как «процесс формирования у учащихся любви к Родине, гордости за ее достижения, уважения к историческому прошлому страны, готовности к защите ее интересов» (Жубакова и др., 2022, с. 82). По их мнению, патриотическое воспитание способствует становлению гражданской позиции, развитию чувства ответственности и сопричастности к судьбе Отечества.
С.А. Калинина, Р.Р. Никифорова и Л.Н. Савандеева отмечают, что патриотическое воспитание младших школьников «направлено на формирование у детей чувства любви к Родине, гордости за ее достижения, уважения к историческому прошлому страны, готовности к защите ее интересов» (Калинина и др., 2023, с. 242).
Авторы подчеркивают, что данный процесс способствует развитию нравственных качеств личности, таких как ответственность, дисциплинированность, коллективизм.
О.В. Сергеева рассматривает патриотическое воспитание младших школьников как «целенаправленный процесс формирования у детей ценностного отношения к Родине, чувства гордости за ее историческое прошлое и настоящее, готовности к защите ее интересов» (Сергеева, 2020, с. 2). По мнению автора, данный процесс играет важную роль в становлении личности ребенка, способствуя развитию его нравственных, гражданских и патриотических качеств.
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у учащихся любви к Родине, гордости за ее достижения, уважения к историческому прошлому страны, готовности к защите ее интересов.
1.2. Методические особенности организации игровой технологии в работе классного руководителя
Применение игровых технологий в работе классного руководителя требует особого методического подхода.
По мнению Г.К. Селевко, «организация игровой деятельности в образовательном процессе должна основываться на определенных принципах и подходах» (Селевко, 1998, с. 72).
Селевко выделяет следующие ключевые принципы организации игровой деятельности:
1. Принцип добровольности. Участие детей в игре должно быть добровольным, без принуждения, что позволяет создать благоприятную атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно и раскрепощенно (Селевко, 1998, с. 73).
2. Принцип занимательности. Игра должна быть интересной, увлекательной, вызывать положительные эмоции у учащихся, способствуя повышению мотивации и вовлеченности детей в игровую деятельность (Селевко, 1998, с. 73).
3. Принцип активности. Игра предполагает активное участие всех учащихся, их самостоятельность в принятии решений и выполнении игровых действий, что развивает инициативность, творческое мышление и коммуникативные навыки детей (Селевко, 1998, с. 73).
4. Принцип соревновательности. Игра должна содержать элементы соперничества, что стимулирует познавательную активность учащихся, развивает их стремление к победе и достижению высоких результатов (Селевко, 1998, с. 73).
Организация игровой деятельности в работе классного руководителя основывается на ряде подходов:
1. Личностно-ориентированный подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей каждого ребенка (Сластенин и др., 2002, с. 98).
2. Деятельностный подход, предусматривающий активное вовлечение учащихся в игровую деятельность (Леонтьев, 1977, с. 145).
3. Компетентностный подход, направленный на формирование у детей ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и самореализации (Асмолов и др., 2008, с. 34).
Таким образом, применение игровых технологий в работе классного руководителя должно основываться на принципах добровольности, занимательности, активности и соревновательности, а также на личностно-ориентированном, деятельностном и компетентностном подходах, позволяясоздать благоприятные условия для развития личности младших школьников, их познавательной активности, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Классный руководитель может использовать разнообразные формы игровой деятельности в своей работе. Согласно Д.С. Гедоло, «среди них можно выделить сюжетно-ролевые игры, деловые игры, интеллектуальные игры, творческие игры и игры-соревнования» (Гедоло, 2024, с. 416).
Применение игровых технологий в работе классного руководителя также предполагает использование различных методов, таких как:
1. Игровое моделирование – создание игровых моделей реальных процессов и явлений (Селевко, 1998, с. 74).
2. Игровые упражнения – выполнение учащимися определенных действий по правилам игры (Селевко, 1998, с. 74).
3. Игровые ситуации – создание проблемных ситуаций, требующих от детей поиска решения (Селевко, 1998, с. 74).
4. Игровые приемы – включение в ход занятия игровых элементов (жребий, соревнование, ролевое взаимодействие) (Селевко, 1998, с. 74).
Э.М. Каримулаева, А.М. Курбанова и Р.М. Куччаев отмечают, что «использование разнообразных форм и методов игровой деятельности позволяет классному руководителю сделать процесс воспитания более увлекательным и эффективным, способствует развитию познавательной активности, творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся» (Каримулаева и др., 2021, с. 205).
Таким образом, классный руководитель может применять широкий спектр форм и методов игровой деятельности в своей работе, что позволяет сделать процесс воспитания более интересным и результативным для младших школьников.
Организация игровых мероприятий в работе классного руководителя включает ряд последовательных этапов, выделенных Н.И. Шепитько:
Фрагмент для ознакомления
3
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 N 2/20).
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
Гедоло, Д. С. Современные педагогические подходы в игровых технологиях в образовательном процессе начальной школы / Д. С. Гедоло // Вестник науки. – 2024. – Т. 3, № 1(70). – С. 414-422.
Гедоло, Д. С. Специфика деятельности учителя в дистанционном образовании младших школьников с применением игровых технологий / Д. С. Гедоло // Молодой ученый. – 2023. – № 45 (492). – С. 91-93.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
Еремина, Ю. С. Игра как средство формирования коллектива младших школьников / Ю. С. Еремина, Л. Д. Яровая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № Т39. – С. 4031-4035.
Жубакова, С. С. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов / С. С. Жубакова, О. Б. Шарипова, Д. С. Бабиева // Проблемы науки. – 2022. – № 5(73). – С. 82-84.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
Инновационные образовательные технологии в современной начальной школе: Сборник избранных научно-методических трудов / Под редакцией В.К. Виттенбека, М.В. Брянцевой, Г.П. Ивановой, Д.М. Мельцаева. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 363 с.
Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева // Молодой ученый. – 2023. – № 18 (465). – С. 242-245.
Камакина, О. Ю. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе / О. Ю. Камакина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 3(36). – С. 139-141.
Каримулаева, Э. М. Игровые технологии в правовом образовании / Э. М. Каримулаева, А. М. Курбанова, Р. М. Куччаев // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 6(91). – С. 204-207.
Козыр, О. С. Особенности формирования детского коллектива в начальной школе / О. С. Козыр // Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 234-236.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе / О. П. Андрианова, А. С. Кисиль, Я. О. Краснобаева [и др.] // Молодой ученый. – 2023. – № 49 (496). – С. 127-128.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Сергеева, О. В. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы / О. В. Сергеева // Ratio et Natura. – 2020. – № 2(2).
Скрыпникова, Е. М. Формы работы классного руководителя с обучающимися в условиях современных вызовов и запросов / Е. М. Скрыпникова // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 5. – С. 60-69.
Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
Талалаева, И. Ю. Особенности современного классного коллектива младших школьников и педагогические условия его формирования / И. Ю. Талалаева // отв. ред. Л.В. Ведерникова, ред.-сост. Л.А. Павлова. – Ишим: Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме, 2014. – С. 97-102.
Фадеева, В. С. Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников / В. С. Фадеева, С. А. Николенко // Проблемы педагогики. – 2015. – № 10(11). – С. 41-44.
Шепитько, Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС / Н. И. Шепитько // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 882-884.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.