Фрагмент для ознакомления
2
Задачами обучения говорению на английском языке является всестороннее развитие следующих компонентов:
Первый компонент – языковой или как его называют лингвистический. Данный компонент определяет основные умения обучающегося в области фонетики, грамматики и лексики – все то, на что обращено внимание учителя иностранного языка на уроке. Языковый компонент формирует активный словарь, способствующий осмыслению и воспроизведению речи (Олейник, 2012: 96).
Следующий компонент – речевой. Под речевым компонентом понимается способность обучающегося варьировать содержание речи в зависимости от речевой ситуации (в быту, в магазине) и оперировать правилами речевого этикета. Таким образом, речевой компонент определяется умение школьника правильно и грамотно построить свою речь, исходя из специфики ситуации общения [16].
Последний компонент – социокультурный. Развитию социокультурной и социолингвистической компетенций (многие авторы их отожествляют) определяется необходимостью приобщения школьников к нормам и правилам изучаемого языка. По мнению, В.В. Сафроновой социолингвистический и лингвострановедческий компоненты представляют собой «ядро» социокультурной компетенции. Включение социокультурного компонента в коммуникативную компетенцию позволяет сформировать у обучающихся знания, нормы и правила изучаемой культуры, что позволит вести поликультурный диалог [27].
Таким образом, для того чтобы сформировать у обучающихся умения иноязычного говорения учителю необходимо ориентироваться на выделенные нами компоненты.
В процессе вербального общения говорение выступает в двух формах - в форме монологической и диалогической речи.
Диалогическая речь - «обмен высказываниями, порождаемыми одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками» [21, с. 76].
Единицей обучения диалогической речи является «диалогическое единство, представляющее собой две или более смежные реплики, взаимосвязанные между собой как по смыслу, так и структурно» [15, с 77].
Л.В. Щерба определяет «диалог» как форма речевой коммуникации, выражающейся в обмене репликами, имеющего конкретный языковой состав. Группы реплик имеют общий смысл, при этом значение диалога раскрывается от каждой последующей реплики [14].
В психологическом отношении диалогическая речь отличается еще и тем, что реакция каждого партнера зависит от речевого поведения другого. Затруднения возникают в диалоге как виде речевой деятельности и, как правило, усугубляются тем, что этому умению не обучают на родном языке. При обучении диалогу на занятиях по иностранному языку преподаватели часто сталкиваются с отсутствием у учащихся психических механизмов диалогической речи - сверхфразового предвосхищения, умения планировать логическое построение диалога, быстроты реакции на высказывание [14].
Диалогическое общение в рамках говорения выступает в несколько видах: диалог этикетного характера; диалог-расспрос; диалог – побуждение к действию; диалог – обмен мнениями; комбинированный диалог. Подобные диалоги часто используются обучающимися в непосредственном речевой деятельности на русском языке, но их развитие на уроках английского языка требует определенных умений как лексических, так и коммуникативных.
Ключевые направления развития умений диалогического общения изложены в ФГОС ООО. Основной документ, определяющий направления иноязычного обучения, выделяет следующие умения диалогического общения: умение школьников вступать в дискуссию на основе разных видов диалогов с опорой на зрительный образ (картинки) и без него. При этом важное значение отводится умениям школьников осуществлять процесс диалогического общения с учетом норм и правил изучаемого языка, а также соблюдая социокультурные нормы языка. Также регламентируется и объем диалогических реплик – обучающиеся средней школы должны уметь осуществлять диалогическое общение посредством минимум 8 реплик со стороны одного говорящего [32].
Учитывая характеристики диалогической речи, и значение диалогической формы общения как основной формы развития умений иноязычного говорения в рамках коммуникативного подхода, нами будет рассмотрены особенности развития умений диалогического общения в дальнейшем.
Таким образом, говорение является сложным речевым процессом, которое позволяет осуществлять речевой акт. Для развития коммуникативного взаимодействия у обучающихся должны быть сформированы умения говорения – монологического и диалогического. Диалог как форма иноязычного общения представляет собой обмен репликами между обучающимися.
В процессе развития иноязычного говорения необходимы такие методы обучения, которые позволяли бы обучающимся самостоятельно вступать в речевой акт, выбирать средства выражения речи и интуитивно поддерживать общение. Одним из таких методов могут выступать информационно-коммуникативные технологии.
1.3 Особенности применения информационно-коммуникативных технологий с целью развития речевых умений говорения при обучении иностранному языку
На уроках английского языка зачастую школьники развивают умения монологической речи. Этому способствует чтение текстов, диалогов, но на развитие диалогической речи, которая и является результатом коммуникативной компетенции, уделяется незначительное внимание. Поэтому важно подбирать такие методы и средства обучения, которые способствуют максимальной реализации коммуникативного общения [].
Трансформация современного общества, переориентация смыслообразующих ориентиров предопределила потребность в поиске новых способов организации деятельности обучающихся и педагога в рамках субъект-субъектных отношений. При этом важное значение отводится тем методам и формам деятельности, которые способны максимально реализовать три центрические цели образования: развить – обучить – воспитать. Именно поэтому в настоящее время уделяется внимание инновационным интерактивным технологиям обучения.
Выбирая ту или иную технологию обучения школьников необходимо учитывать следующее:
- цель обучения: развитие умений иноязычного говорения;
- возраст обучающихся, познавательными возможностями, уровень владения иностранным языком;
- учет психологических основ речевой деятельности в процессе обучения и реализации методов [11].
В настоящее время в методике преподавания отмечено достаточно большое число различных технологий (интерактивные, информационные, личностно-ориентированные, игровые и др.). При этом следует отметить особенности современных технологий обучения. Они должны:
- cоздать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, продвигать интересы ученика;
- влиять на личность учащегося в целом, вовлекать его чувства, эмоции в процесс обучения, стимулировать его творческие способности;
- сделать ученика главным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать ситуации, когда учитель не является главной фигурой;
- научить школьников самостоятельно изучать язык на уровне своих физических, интеллектуальных и эмоциональных способностей, обеспечение дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
- обеспечить различные формы работы в классе: групповые, индивидуальные, коллективные, которые способствуют активности, независимости и творчеству ученика [12].
Всем названным условиям отвечают информационно-коммуникативные технологии.
Рассмотрим особенности использования различных информационно-коммуникативных технологий в развитии умений иноязычного говорения.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно- иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40- 50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше [9].
Использование мультимедийных презентаций на уроках является эффективным для осуществления наглядной поддержки в развитии речевых умений говорения. Для этих целей в подготовки презентаций становятся необходимым компонентом включения в учебный процесс для отработки и совершенствования навыков говорения: с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки и т.д.); с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача и т.д.); с опорой на изученную тему [9].
К преимущества мультимедийных презентаций можно отнести следующее:
– сочетание текстовой, аудио- и видео-наглядности; возможность использования для презентации интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
– возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы); активизация внимания учеников;
– обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
– осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
– экономия учебного времени;
– формирование компьютерной мультимедийной компетентности учеников [5].
Преимущество использования мультимедиа-презентаций в обучении заключается в удобстве и эффективности визуализации статической информации. Владея элементарными навыками пользования компьютером, учитель имеет возможность сделать презентацию для нужд конкретного урока.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / М.Л. Вайсбурд. – М.: Просвещение, 2001. – 278 с.
2. Гальскова, Н.Г. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Г. Гальскова, Н. И. Гез. - Москва, 2004. – 89 с.
3. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам / Н.И. Гез. - Москва: Высш. школа, 2016. - 373 с.
4. Гез, H.Н. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. Коммуникативные единицы языка / Н.И. Гез. – М. : МГПИИЯ им. М. Тореза, 2003. – 124 с.
5. Гобарева, Я.Л. Применение новых информационных технологий в образовании / Гобарева Я.Л., Кочанова Е.Р., Торопова Н.В. // Информационные технологии в финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее Международная научная конференция. - 2019. - С. 219- 224.
6. Еременко, М.В. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка / М.В. Еременко, Ю.С. Пашухевич // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - №2 (4). – С.89-92.
7. Ильченко, Е.А. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Е.А. Ильченко // Первое сентября. Английский язык – 2023. - №9. – С. 95-99.
8. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: В вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. - СПб.: Издательство «Союз», 2021. – 184 с.
9. Кликушина, Н. Ю. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебное пособие / Н. Ю. Кликушина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ом. гос. техн. ун-т». - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 83 с.
10. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2011. - 74 с.
11. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
12. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 176 с.
13. Киреева, Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка / Т.В. Киреева // Иностранные языки в школе – 2006. – №3. – С. 23.
14. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т.Н Колокольцева. – Волгоград : Издательство Волгоградского госуниверситета, 2011. -260 с.
15. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М., 2020. - 112 с
16. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильруд // ИЯШ. - 2004. - № 7. - С. 30 – 36.
17. Миролюбова, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография/ под ред. акад. РАО А.А. Миролюбова. – Обнинск : Титул, 2010. – 464 с.
18. Никишина, И.В. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования. Методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград, 2001. – 94 с.
19. Олейник, Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т.И Олейник. - Москва: Просвещение, 2012. - 246 с.
20. Павловская, Ю.В. Особенности процесса формирования иноязычной коммуникации в ролевой игре / Ю.В. Павловская //Статья/ Международный журнал гуманитарных и естественных наук, - 2016. - № 5. - С. 130-132.
21. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 112 с.
22. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 145 с.
23. Раицкая, Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: монография / Л.К. Раицкая. -М., 2020. – 85 с.
24. Решетникова, Н.В. Использование информационно- коммуникативных технологий в современном образовании / Н.В. Решетникова // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2022. - С. 121-122.
25. Рунова, Т.А. Повышение эффективности образовательного процесса в современной школе средствами технологии «коллективный способ обучения» / Т. А. Рунова, Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова // Школьные технологии. — 2022. — № 2. — С. 81—89.
26. Рыжкова, А.С. Ролевая игра как средство развития умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому) : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Рыжкова; Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 82 с.
27. Сафронова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В. В. Сафронова. - М.: Еврошкола, 2001. - 271 с.
28. Смирнова Е. В. Использование средств ИКТ для формирования и развития речевой иноязычной деятельности "говорение" // БГЖ. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-ikt-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-rechevoy-inoyazychnoy-deyatelnosti-govorenie (дата обращения: 23.01.2025).
29. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Изд-во МВГУ, 2013. – 36 с.
30. Сысоев, П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 2–9.
31. Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности рус. яз. и лит. / Н.И. Формановская ; Гос. ин-т рус яз. им. А.С. Пушкина. - Москва : Рус. Яз,, 2002. – 213 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 31 с.