Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием информационных технологий и глобализацией экономики, электронная тор-говля становится все более значимым и перспективным направлением. Акту-альность данной курсовой работы обусловлена возрастающей ролью элек-тронной торговли в формировании потребительского рынка, расширении возможностей для бизнеса и создании новых каналов сбыта товаров и услуг.
Целью данной курсовой работы является анализ организационно-экономической эффективности электронной торговли на примере ИП Казан-цев Владимир Эрикович и разработка путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты электронной торговли как со-временной формы внемагазинной торговли.
2. Определить основные формы и виды электронной торговли.
3. Провести организационно-экономическую характеристику ИП Казанцев Владимир Эрикович.
4. Оценить эффективность организации электронной формы торгов-ли в данном предприятии.
5. Предложить пути совершенствования электронной торговли ИП Казанцев Владимир Эрикович.
Объектом исследования выступает процесс организации и функциони-рования электронной торговли.
Предметом исследования является организационно-экономическая эф-фективность электронной торговли ИП Казанцев Владимир Эрикович.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2022 по 2024 годы. Предметные рамки ограничиваются анализом деятельности предприятия в сфере электронной торговли.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении по-нимания сущности, форм и видов электронной торговли, а также в анализе факторов, влияющих на ее эффективность. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию электронной торговли для конкретного предприятия.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Оценка текущего состояния электронной торговли ИП Казанцев Владимир Эрикович.
2. Факторы, влияющие на эффективность электронной торговли данного предприятия.
3. Рекомендации по совершенствованию электронной торговли ИП Казанцев Владимир Эрикович.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам электронной торговли. Вторая глава содержит ор-ганизационно-экономическую характеристику ИП Казанцев Владимир Эри-кович, оценку эффективности организации электронной формы торговли и пути ее совершенствования. В заключении представлены основные выводы и рекомендации, полученные в результате исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛО-ГИИ ПРОДАЖ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Электронная торговля как современная форма внемагазинной формы торговли
Электронная торговля является одной из наиболее стремительно раз-вивающихся сфер в нашей стране. В условиях глобальной пандемии COVID-19 она стала особенно важной для компаний и организаций. Ускоренный рост электронной торговли в мире объясняется тем, что каждая экономиче-ская система стремится применять самые современные технологии, которые способствуют развитию как отдельных участников рынка, так и целых секто-ров национальной экономики.
Изучение литературы по вопросам формирования и эволюции элек-тронной торговли показывает, что на сегодняшний день отсутствует единое понимание ее сути. Это подчеркивает необходимость анализа различных ин-терпретаций исследуемого термина, предложенных в различных источниках. Для большей ясности определения понятия «электронная коммерция» собра-ны в таблице 1.
Таблица 1
Подходы к определению сущности электронной торговли [9, с. 201]
Автор Определение
П.Б. Корецкий Электронную коммерцию следует трактовать как форму ведения коммер-ческой деятельности предполагающую использование информационно-коммуникационных технологий.
М.Д. Оголяр, Ю.В. Сливянчук, И.М. Зайченко Электронная коммерция или e-commerce – это формы деловых сделок, представленные на любом рынке, при которых отсутствует взаимодей-ствие заинтересованных сторон происходит при помощи электронного обмена, и в результате, которого право собственности или пользования передается от одного лица другому.
Скворцова Н.А., Ченцова К.Г. Электронная коммерция понимается как сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляе-мые с использованием компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, связанные с оплатой on-line.
С.В. Калентеев, Э.Х. Таипова Под электронной коммерцией понимается технология, обеспечивающая полный замкнутый цикл операций, включающий в себя заказ товара (услуги), проведение платежей, участие в управлении доставкой товара (выполнение
услуги).
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что электрон-ная торговля выступает как средство реализации товаров компании с ис-пользованием интернет-коммуникационных технологий, охватывающее весь цикл операций, связанных с продажей продукции.
Важно отметить, что российское законодательство не содержит четкого определения электронной торговли, что обусловлено отсутствием специаль-ного нормативного акта, регулирующего эту сферу. Некоторые аспекты ре-гулирования электронной торговли упоминаются в Гражданском кодексе РФ и в Федеральном законе «О защите прав потребителей», однако в условиях стремительного роста объема электронной торговли отсутствие специализи-рованного законодательства тормозит развитие данного сектора в целом.
1.2 Формы и виды электронной торговли
Рост электронной торговли в мире тесно связан с процессами глобали-зации национальных экономик и стремлением бизнес-субъектов к снижению сбытовых затрат. Увеличение значения электронной торговли и рост объе-мов продаж с её помощью привели к выделению нескольких основных типов в литературе по управлению электронной коммерцией. Для большей ясности основные формы и виды электронной торговли представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Формы и виды электронной торговли [12, с. 364]
Онлайн-магазины, являясь разновидностью электронной торговли, представляют собой специализированные веб-сайты, которые позволяют предприятиям автоматизировать процесс продажи своей продукции. Данная форма торговли является одной из самых первых, что обуславливает высо-кое качество современных онлайн-магазинов — от разработки различных разделов до размещаемых материалов. В настоящее время онлайн-магазины превращаются в полноценные представительства компаний в Интернете, предоставляя клиентам информацию не только о товарах и их ценах, но и о самой деятельности компании. Внутри этой категории электронной торговли можно выделить несколько типов:
независимые интернет-магазины, которые обеспечивают интерак-тивность в процессе покупки товаров и создают условия для мгновенной оплаты благодаря партнерству с банками или другими финансовыми учре-ждениями;
интегрированные онлайн-магазины, которые являются частью ритейл-сети предприятия и обладают высокой конкурентоспособностью, что связано с возможностью эффективной SEO-оптимизации описаний всех предлагаемых товаров;
интернет-витрины, предназначенные для демонстрации товаров, их цен, условий покупки и данных о продавцах. Этот тип электронной тор-говли не относится к классической, так как непосредственно продажа проис-ходит только после контакта между клиентом и продавцом.
Второй тип электронной торговли — торговые площадки, которые позволяют нескольким продавцам представлять свои товары на одном ин-тернет-ресурсе. В рамках этой категории выделяются такие формы:
интернет-аукционы, пользующиеся растущей популярностью. Обычно они позволяют продавать как новые, так и бывшие в употреблении товары (например, E-bay) или организовывать государственные закупки. Характерной чертой такого рода торговли считается ценовая дискриминация со стороны непрофессиональных продавцов. Основным преимуществом ин-тернет-аукционов в сравнении с другими видами торговли является отсут-ствие фиксированной цены, так как каждый продавец сам определяет стои-мость своих товаров в зависимости от потребительского спроса;
независимые электронные торговые площадки, которые чаще все-го действуют в секторе «В2В»;
зависимые площадки отличаются от независимых тем, что созда-ются ограниченным числом участников рынка, что позволяет контролиро-вать качество продаваемых товаров и формировать стабильный спрос за счет коллаборации между присутствующими компаниями.
Классифицируя электронную торговлю в более широком смысле, мож-но выделить следующие ее типы:
«В2В» — это форма электронной торговли, где взаимодействие происходит исключительно между организациями;
электронная коммерция «В2С», связанная с продажей товаров конечным потребителям через различные веб-сайты, мобильные приложения и т. д.
Следует отметить, что в России активно развиваются оба вида элек-тронной торговли. Это объясняется стремлением компаний снизить затраты на реализацию своей продукции. Учитывая современные условия глобальной экономики, можно утверждать, что электронная коммерция, особенно в условиях пандемии коронавируса, стала одним из самых перспективных направлений для всех экономических субъектов благодаря возможностям бесконтактного взаимодействия между покупателями и продавцами.
Электронная коммерция предоставляет множество преимуществ для организаций. Эти выгоды и эффекты от электронной торговли для сбытовой деятельности подробно описаны в работе О.В. Власовой и представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Преимущества электронной торговли [11, с. 148]
На рисунке 2 показаны преимущества электронной торговли, которые тесно связаны друг с другом, что обуславливается значительной заинтересо-ванностью как покупателей, так и продавцов в этой сфере. Анализ реализа-ционных отношений, связанных с использованием электронной торговли для продажи товаров и услуг, позволяет выделить ряд ключевых факторов, ко-торые оказывают большое влияние на её развитие. Эти факторы можно сгруппировать по нескольким основным критериям:
рыночные факторы: конкуренция на рынке, наличие четко опре-делённых сегментов, стандартизация продукции и так далее;
информационные: уровень развития информационных техноло-гий, возможности оптимизации процессов сбыта, наличие необходимой ин-фраструктуры;
управленческие: готовность организаций к дистанционному со-трудничеству, высокая квалификация персонала, занимающегося онлайн-продажами, интерес руководителей к электронной коммерции;
правовые: нехватка единого нормативного акта для регулирова-ния электронной торговли, недостаточная юридическая грамотность обще-ственности.
Таким образом, можно утверждать, что электронная коммерция слу-жит средством продажи товаров компании, опираясь на использование ин-тернет-технологий и охватывая весь процесс, связанный с реализацией про-дукции. Эта область торговли демонстрирует один из самых быстрых темпов роста благодаря возможности оперативной связи между продавцами и поку-пателями, а также относительно низким затратам на продажу товаров.
Следует подчеркнуть, что использование электронной торговли прино-сит значительные выгоды предприятиям и организациям, что позволяет предположить её дальнейшее развитие как в глобальном масштабе, так и в России. В связи с этим в следующем разделе данной работы будет проведен анализ ключевых тенденций и будущих направлений развития электронной торговли в России.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ В ЭЛЕКТРОН-НОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ИП КАЗАНЦЕВ ВЛАДИМИР ЭРИКОВИЧ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИП Казанцев Владимир Эрикович
В качестве объекта исследования выступает ИП Казанцев Владимир Эрикович, основным видом деятельности которого является торговля роз-ничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах.
Юридический адрес: Иркутская область, город Иркутск.
Целью деятельности ИП Казанцев Владимир Эрикович является удо-влетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах и услугах и получение прибыли.
Организационная структура ИП Казанцев Владимир Эрикович пред-ставлена на рис. 3.
Рис. 3. Организационная структура ИП Казанцев Владимир Эрикович
Основные экономические показатели деятельности ИП Казанцев Вла-димир Эрикович представим в табл. 2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ре-сурс]: федер. закон: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. - Режим доступа: СПС Га-рант.
2. Власова, О.В. Современные тенденции развития электронной торговли в торговле / Власова О.В. // Плехановский барометр, 2023. – С. 85-88.
3. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов / Л. П. Гаврилов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 563 с.
4. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и биз-несе: учебник для вузов / Л. П. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 372 с.
5. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. – 2-е изд., доп. – М.: Из-дательство Юрайт, 2024. – 433 с.
6. Гловин, А.А. Электронная коммерция: роль, особенности и кате-гории / Гловин А.А., Михайличенко К.Ю., Шевченко Е.И. // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - Том 1. – 2024. – С. 232-238.
7. Коммерческое право: учебник для вузов / Ю. Е. Булатецкий, И. М. Рассолов; под редакцией С. Н. Бабурина, Н. А. Машкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 455 с.
8. Кондратьева, К.В. Электронная коммерция в России / Кондратье-ва К.В. // Молодой ученый. – 2023. – №50. – С. 148-150.
9. Корецкий, П.Б. Электронная коммерция как инновационная фор-ма ведения снабженческо-сбытовой деятельности / Корецкий П.Б. // Между-народный научный журнал «Инновационная наука». - №2. - 2022 – С. 201-203.
10. Коммерческая деятельность: учебник и практикум для приклад-ного бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Си-няев. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 404 с.
11. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник для прикладного бакалавриата / А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 323 с.
12. Оголяр, М.Д. Электронная коммерция как способ трансформации бизнеса в условиях цифровой среды / Оголяр М.Д., Сливянчук Ю.В., Зай-ченко И.М. // Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. В 3-х частях. - 2024. – С. 364.
13. Ревинова, С.Ю. Тенденции и перспективы российской электрон-ной торговли / Ревинова С.Ю. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - №4. – 2022. – С. 487-497.
14. Скворцова, Н.А. Развитие системы электронной торговли торго-вых компаний / Скворцова Н.А., Ченцова К.Г. // Научные записки ОРЕЛГИ-ЭТ. – 2022. – С. 20- 24.
15. Фомин, Г. П. Экономико-математические методы и модели в ком-мерческой деятельности: учебник для бакалавров / Г. П. Фомин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 462 с.
16. Шакланова, Р. И. Экономика торговой отрасли: учебник для ба-калавров / Р. И. Шакланова, В. В. Юсова. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 468 с.
17. Щербачева, Л. В. Гражданско-правовое регулирование электрон-ных торговых договоров: учебное пособие для вузов / Л. В. Щербачева. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 195 с.
18. Электронная коммерция: учебное пособие / С.В. Калентеев, Э.Х. Таипова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – 115 с.