Фрагмент для ознакомления
2
Иерусалимская история Фульхерия Шартрского это крупный источник, который даёт нам сведения о Первом крестовом походе. Репрезентация Первого крестового похода - важный элемент изучения средневековой историографии и восприятия религиозных событий эпохи. Фульхерий Шартский, французский монах и хронист XI-XII веков, известен как один из самых значимых летописцев, чьи работы предоставляют ценную информацию о событиях, происходивших в контексте раннего Средневековья. Его «История» представляет собой подробный и яркий рассказ о крестовом походе, который в 1096-1099 годах завершился завоеванием Иерусалима христианами. Автор этого сочинения, французский священник Фульхерий, входил в свиту одного из предводителей крестоносцев - Балдуина Булонского, брата Готфрида Бульонского. С первых дней Фульхерий оказался в самом центре событий: вместе с Балдуином он участвовал в экспедиции на Эдессу, стал свидетелем основания графства Эдесского - первого из государств крестоносцев. Когда Балдуин стал во главе только что образованного Иерусалимского королевства, Фульхерий, его духовник, оказался на самых вершинах власти, став участником и свидетелем событий, последовавших за Первым крестовым походом.
В своём произведении Фульхерий не только фиксирует исторические факты, но и представляет свой взгляд на религиозные и политические аспекты войны, связывая события с более широкими теологическими и культурными контекстами того времени. Рассмотрение репрезентации этих событий в его хронике позволяет глубже понять, как воспринимались такие важные события в истории христианства и как они влияли на общественное сознание того времени. Там подробно излагается история становления крестоносных государств на Святой Земле вплоть до 20-х годов XII века. В «HISTORIA HIEROSOLYMITANA» автору удалось ярко проиллюстрировать чувства европейских воинов, которые столкнулись с ближневосточным миром, известным им ранее лишь по рассказам паломников. Кроме того, в произведении Фульхерия Шартского можно выделить интересные моменты, касающиеся восприятия военной доблести, страха перед «неверными» и отношения к религиозным мотивам как движущей силе войны. Также интересен сформировавшийся к тому времени образ «воина Христа» в Европе как социокультурное явление феодального мира. Анализ репрезентации Первого крестового похода в его труде позволяет рассматривать не только сам ход событий, но и более глубокие культурные и философские идеи, которые были заложены в средневековой историографии и которые повлияли на последующие поколения летописцев и историков.
Предметом данной работы выступает работа Фульхерия Шартрского, посвященная событиям Первого крестового похода.
Целью данной курсовой работы является анализ репрезентации Первого крестового похода в «Иерусалимской истории» Фульхерия Шартрского.
Задачи.
1. Рассмотреть биографию Фульхерия Шартрского, его роль в церковной и культурной жизни того времени, чтобы понять возможные причины написания его труда.
2. Проанализировать причины Первого крестового похода у данного автора
3. Раскрыть стилистическую и смысловую особенность изложения Фульхерия Шартрского.
Основной источник исследования вытекает из названия работы, именно его анализ является ключевой задачей для нашего исследования, также заслуживают внимания «История франков» Раймунда Ажильского и «Иерусалимская история» Роберта Реймсского. Отметим перевод Гизо, и Ф. Р. Райан, а также нашего учёного Стасюлевича и Слезина. В качестве историографических работ можно выделить Хагенмейера, также монографию немецкой исследовательницы В. Эпп, работу по крестовому походу Райли-Смит и работу Заборова по историографии Крестовых походов.
Глава 1.1 Жизнь и судьба Фульхерия Шартрского как хрониста и священника
Фульхерий Шартрсикй родился в 1059 году в Шартре, имел образование священника скорее всего, в школе Шартра, посему в 1097 году он получил
назначение капелланом Балдуина Булонского, но он, вероятно, не был членом соборного капитула, поскольку его имя не указано в списке сановников церкви Богоматери Шартрской .
Особо следует отметить, что историографическая традиция, исследующая Первое крестовое походы, активно развивалась начиная с XIX века, особенно в контексте стремления историков осмыслить религиозные, политические и социальные аспекты крестовых походов. Труд Фульхерия, наряду с произведением Альберта Аахенского и более поздней хроникой Гильома Тирского, составляет важную часть исторической литературы, посвященной этому событию. В отличие от более поздних хроник, таких как работы Гильома Тирского , который опирался на Фульхерия, Historia Hierosolymitana является одним из немногих источников, написанных свидетелем событий, что придает ей особую ценность. Отмечается, что ни одно событие Средневековья не породило столько историографических трудов, сколько породили крестовые походы.
Из всех хроник, описывающих крестовый поход, произведение Фульхерия занимает уникальное место, поскольку он был непосредственно вовлечён в события, начиная с осады Никии в 1097 году и заканчивая наблюдениями за внутренними делами Иерусалима в первые годы правления Балдуина I. Это делает его труды особенно ценными для исследования изменений восприятия крестового похода в ходе самого события и в годы, последовавшие за его завершением.
Надо отметить, что полноценные переводы данной хроники начались в XIX веке. Критическое издание Хагенмейера (весьма скрупулёзная работа) вышло в начале XX века. Выделяется перевод на французский язык, однако серьёзно совершенно устаревшая работа Гизо , увидевшая свет в первой половине XIX в., и перевод на английский язык, выполненный Ф. Р. Райан . Список же полноценных исследований о Фульхерии и его труде ограничивается монографией немецкой исследовательницы В. Эпп. На нашем языке в краткой версии эта работа была проанализирована переведена и проанализирована Стасюлевичем в издании «История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых» . Том III. СПб. 1887. В переводе Слёзкина, увидевшем свет в 2020 году, автор ставит задачу: «попытаться взглянуть на его произведение под иным углом, вновь постараться понять, что двигало отправляющимся в крестовый поход Фульхерием и его современниками? Как представлял себе наш автор эту экспедицию? Как менялись эти представления и что стало причиной этих изменений?».
Несмотря на уже обозначенную важность такого источника, как «Historia Hierosolymitana», работа Фульхерия долгое время оставалась в тени более известных источников. В частности, отсутствует современное критическое издание его хроники, что ограничивает возможности для глубокого анализа текста. Однако несмотря на скромное внимание исследователей к самому Фульхерию, ряд важных аспектов его хроники привлек внимание ученых. Например, внимание к религиозным мотивам крестового похода, который Фульхерий рассматривает как выполнение божественного замысла, что делает его подход к описанию событий необычным в контексте других летописей того времени. Это также является темой интереса в работах, анализирующих религиозную идеологию крестовых походов и их восприятие в средневековом обществе. Также важно отметить исследование роли хроники Фульхерия как единственного латинского источника, который описывает события на территории Иерусалима в период с 1120 по 1127 год.
Будучи участником Первого крестового похода и долгое время сопровождал Балдуина I, первого короля Иерусалима, в его военных кампаниях и делах. Фульхерий стал свидетелем многих значимых событий того времени - осады и битвы на Ближнем Востоке, включая захват Иерусалима в 1099 году. К сожалению, немного известно о его жизни до крестового похода, за исключением того, что он получил хорошее духовное образование. Одним из центральных аспектов его сочинения является внимание к церковной жизни и святыням Иерусалима, особенно к Честному кресту. Фульхерий был глубоко привержен идее защиты и сохранения этих реликвий, считая их важными символами христианского мира и веры, подчёркивая подчеркивает значимость церкви Гроба Господня и других святых мест, акцентируя внимание на их духовной ценности. В конце концов Фульхерий стал каноником церкви Гроба Господня, вероятно, после смерти Балдуина I в 1118 году. В рассматриваемый период она была фактическим монополистом по выпечке хлеба в городе . После этого он, будучи пожилым человеком, почти не покидал Иерусалим и продолжал работать над своей историей. Он рассказывает об осаде Трира в 1124 году. Есть довольно детальные рассказы о попытке освобождения Балдуина II из плена в замке Харпут (III книга, глава. 23) и о бегстве Жослена, графа Эдесского, из этого же замка (III, 24). В данное время наш хронист был довольно пожилым человеком (ему к тому времени было около 60 лет — для средневековья этот возраст весьма значительный), историк почти не покидает Иерусалим. Все происходившее вдали от города он по большей части передает со слов очевидцев
Его труд обрывается на событиях 1127 года, и, хотя точная дата его смерти неизвестна, возникает предположение, что он скончался около 1127 года.
Жизнь и судьба этого человека по-настоящему особенные, не каждый человек той эпохи мог стать живы хронистом, лично побывавшем в одном из наиболее авантюристских дел , организованных Римско-католической церковью и европейскими феодалами, Флёр этого события и его цель можно было бы назвать высокодуховным как в историях о «Ронсенвальском ущелье», произведениях Лудовико Ариосто и рыцарских романов «О Тристане и Изольде», однако те жертвы и трагедии, которые сопровождали это событие омрачают все воодушевляющие хроники и торжество побед, описанных авторами того времени.
Но совсем не случайно на современном этапе историки-медиевисты «Иерусалимскую историю» Фульхерия заслуженно считают лучшим источником о Первом крестовом походе и первых годах Иерусалимского королевства, более того, она содержит немало ценной информации о Византийской империи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Песнь о Роланде. CCLII // Библиотека Всемирной Литературы, т.10. Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева. Издательство "Художественная литература", 1976 г.
2. Псалмы
3. Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания. СПб., 2006. С. 103
4. А. Аахенский HISTORIA HIEROSOLIMYTANA. \\ История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Albert/text3.phtml?id=8113 (дата обращения 20.01. 2025)
5. Заборов Михаил Абрамович. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков).Москва. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1966 г.с.. 313-314
6. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. Г. Г. Генкеля. М., 2002; Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с древнегреческого М. Финкельберг и А. Вдовиченко. М., 2008.
7. Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001; Meserve M. Empires of Islam in Renaissance Historical Thought. Cambridge, 2008. P. 169–175.
8. Поло де Болье Мари-Анн. Средневековая Франция. С XI века до Чёрной смерти (1348). — М.: ООО Издательство «АСТ», 2022. — С. 186
9. ФУЛЬХЕРИЙ ШАРТРСКИЙ. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИСТОРИЯ / пер., примеч. и вступ. ст. А.Н. Слезкина. СПб.: Евразия, 2020.368 с. , "Средние века"
10. Epp V. Fulcher von Chartres. Studien zur Geschichtsschreibung des ersten Kreuzzuges. Düsseldorf, 1990.
11. Anonymi Gesta Francorum et aliorum Hierosolymitanorum / Hrsg. H. Hagenmeyer. Heidelberg, 1890.
12. Foulcher de Chartres. Histoire des croisades // Collections des mémoires relatifs a l’histoire de France. Paris, 1825. P. 1—275.
13. Fiori J. La premiere croisade. Bruxelles, 2001.
14. Flori J. Pierre l’Ermite et la Premiere Croisade. Paris, 1999.
15. Fulcher of Chartres. A History of the Expedition to Jerasulem, 1095-1127 / Trans. Ryan R. Knoxville, 1969.
16. Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Heidelberg, 1913.
17. Guillaume de Tyr. Chronique / Ed. R. B. C. Huygens // Corpus Christianorum Continuatio Medievalis. Vols. 38—38a. Turnhout, 1986.
18. Riley-Smith J. The First Crusade and the Idea of Crusading. London, 1993. P. 135.
19. Roberti Monachi Historia Iherosolimitana.