Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «организация» широко используется во многих науках и практиках. В большинстве случаев это означает: внутренний порядок, согласованность взаимосвязанных элементов целого (системы); совокупность процессов или действий, обеспечивающих достижение целей системы; общие действия направлены на реализацию существующих правил и процедур в соответствии с определенными нормами и процедурами. Организация - это социальная единица с определенными границами, которая сознательно координирует свои действия и действует на относительно простой основе для достижения своих целей 7, с. 46.
Термин «сознательная координация» означает управление, а «социальное воспитание» означает, что организация состоит из людей или групп людей, которые взаимодействуют друг с другом. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения одной или нескольких общих целей. Чтобы по-настоящему стать организацией, эта группа должна соответствовать следующим требованиям 8, с. 51:
по крайней мере, два человека считают себя частью этой группы;
иметь хотя бы одну общую цель;
наличие членов команды, они намерены работать вместе для достижения значимых целей для всех.
Любая организация состоит из элементов (отдел, служба, группа, отдельные исполнители), их роли и взаимоотношения, определяемые иерархическими структурами, многоиерархическими структурами, а также писаными и неписаными правилами поведения (кодексами). Эти роли, взаимоотношения и кодексы могут иметь формальные и неформальные аспекты или формальные и неформальные структуры.
Попытки людей объединиться в группы, а затем и в организацию обусловлены удовлетворением их потребностей в безопасности, принадлежности, взаимной поддержке, общении и т.д. Поэтому для объединения личных усилий в любой области на основе специализации и разделения труда для повышения производительности и эффективности выполняемой работы необходимо определить роли, функции и обязанности каждого члена организации.
Жизнь организации подчиняется определенным законам. Основным из них считается закон синергии. Согласно этому закону, природа и возможности организации в целом превышают сумму природы и возможностей ее различных элементов. Благодаря их взаимодополняемости, реальные выгоды от взаимной поддержки для такого объединения превышают потери от взаимодействия организации по отношению к участникам путем ограничения ее независимости, в противном случае существование организации бессмысленно 13, с. 64.
Слово «синергия» в переводе с греческого означает «совместное действие». Логически говоря, этот закон можно выразить следующим образом: «1+1=3». Значение закона синергии определяется тем фактом, что влияние других законов организации в конечном счете является направленным.
Формулировка закона самосохранения:каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).Любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых и материальных ресурсов. Закон имеет особое значение для социальных систем (компаний, фирм, товариществ, обществ). Формулировка закона развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Основные характеристики законов развития организации:
1. Необходимость и устойчивость. Закон — это необходимое и устойчивое отношение между организационными явлениями и процессами, которое обладает неизбежной повторяемостью в сходных условиях функционирования организации.
2. Наличие общей и особенной частей. Общая часть закона действует независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенная часть не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы.
3. Роль в теории организации. Законы образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.
Основные характеристики закономерностей развития организации:
1. Необратимость. Переход между стадиями несёт в себе изменение, тогда как развитие должно нести стабильность и постоянство изменений.
2. Качественное изменение. Переход от нынешней стадии к новой другой стадии.
3. Неравномерность. Развитие отдельных подсистем системы происходит по отдельности.
4. Гетерохроность. Неравномерность стадий развития.
5. Неустойчивость. Развитие может происходить как в прогрессивную сторону, так и в регрессивную.
6. Кумулятивность. Любая новая стадия имеет в своём составе результат стадии, которая была до неё.
7. Дивергентность и конвергентность. Увеличение многообразия признаков и свойств, выявляющихся в период развития, его сближение, усиление избирательности.
1.2. Классификация законов и закономерностей в теории организации
Существуют три основные группы объективных законов, различающихся по степени общности и степени их действия: конкретные или частные, выражающие связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами (например, закон сложения скоростей в механике), общие или универсальные, проявляющиеся на всех уровнях организации материи.
Что касается содержательного многообразия законов объективного мира, то их типология может быть представлена и другими способами. Некоторые законы выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (например, связь массы и энергии), другие - взаимосвязь между самими материальными объектами в больших системах (электромагнитное и гравитационное взаимодействия), третьи - взаимосвязь между самими системами или между состояниями или стадиями в развитии системы (энтропия, переход количественных изменений).
Объективные законы, отражающие взаимосвязь элементов в системе организационных отношений, называются организационными законами. Организационные законы бывают трех типов (групп): общие или общественные организации, отражающие процессы формирования и развития компаний (законы оригинальности и социальной гармонии) и жизни персонала (законы оптимальной нагрузки, эффективного восприятия и хранения информации, эффективного понимания, установки, устойчивости и понятности информации); фундаментальные (законы самосохранения, развития, синергизма и наименьшей стабильности) или «фоновые» (единство анализа и синтеза, сознание – порядок, композиция – пропорциональность).
Субъективные законы отличаются от объективных законов тем, что они разрабатываются и принимаются в обществе с целью более точного регулирования организационных отношений. Бесчисленные международные конвенции и меморандумы, национальные законы, корпоративные документы, религиозные и светские этические нормы, которые обычно записываются в письменной форме и признаются большими группами людей или узким кругом единомышленников, называются законами для организаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник. - 2020. - 448c.
2. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования: учебник и практикум для среднего профессионального образования /А. П. Карасев 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт - 2019. — 315с.
3. Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева // Молодой учёный. – 2018. – № 9. – С. 83-86.
4. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 2. - С. 102-104.
5. Кошевенко С.В. Цифровизация трансформации мировой экономики // Экономический журнал. – 2020. – № 3(51). – c. 77-91.
6. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
7. Куанышбаев, Р. М. Как управлять конкурентоспособностью предприятия в кризисных экономических условиях / Р. М. Куанышбаев // Наука-2017.–№ 3.–С. 25–38.
8. Кулиева А. Сущность корпоративной стратегии на современном промышленном предприятии / А. Кулиева // Форум молодых ученых. - 2021. №6 (58). - С.438-442.
9. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 176 с.
10. Ланин А.С. Сущность и функции стратегии развития предприятия / А.С. Ланин // Вестник науки. - 2020. - Т.4. №12 (33). - С.75-78
11. Левин А.А. Классификация стратегий развития компаний / А.А Левин // Скиф. - 2019. - №6 (34). - С.115-120
12. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.
13. Морланг Д.А. Разработка стратегии развития предприятия / Д.А. Морланг // Студенческая наука - взгляд в будущее: сб. ст. – Красноярск. - 2021. - С.234-237.
14. Павлюкова А.В. Разработка стратегии развития как инструмент повышения эффективности деятельности компании / А.В. Павлюкова // Заметки ученого. - 2021. - №5-1. - С.546-550.
15. Пономаренко О.М. Значение и сущность разработки стратегии для современного предприятия / О.М. Пономаренко // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. 2020. - С.65-70.
16. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С.А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 481 с.
17. Ремеслова В.А. Понятие, сущность и отличительные особенности наступательной и оборонительной стратегий / В.А. Ремеслова // Вестник современных исследований. - 2018. - №11.6 (26). - С.294- 296.
18. Сезонова О.Н., Афанасьева Л.А. Роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 6 (31). - С. 39-38.
19. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с.
20. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. — 576 с.
21. Троенко, В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 204-207.
22. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев ; под редакцией Ю. В. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.
23. Шиндина К.В. Теоретические основы разработки конкурентных стратегий предприятий / К.В. Шиндина // Оригинальные исследования. 2020. -Т.10. - №9. - С.15-19.
24. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 321 с.
25. Ярунина, Т.А. Теоретические основы разработки стратегии развития организации / Т.А. Ярунина // Актуальные исследования. – 2020. – №2 (5). – С. 55-58.
26. Официальный сайт «China Mobile Limited» Электронный ресурс. – режим доступа: https://www.chinamobileltd.com/en/global/home.php (дата обращения: 20.01.2025)