Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования определяется задачей повышения качества подготовки и переподготовки педагогических кадров. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогами в различных видах деятельности: педагогической, творческой, социальной, коммуникативной и др. На современном этапе развития образования в России необходимо использовать портфолио как методику для решения задач, связанных с объективной оценкой профессионального развития педагогов.
Сегодня роль образования стремительно возрастает, усиливается его влияние на все сферы общественной жизни. Усиливается роль знаний в развитии общества, знания все больше превращаются в большой капитал, принципиально меняется роль образования в структуре общественной жизни современного мира. В основе этого процесса лежит использование и развитие образовательных систем разного уровня - от обычных общеобразовательных учреждений до международных проектов, охватывающих не только несколько стран, но и целые континенты.
Современная система образования характеризуется созданием возможностей не только для вооружения учащихся знаниями, но и для формирования потребности в постоянном самостоятельном и творческом подходе к приобретению новых знаний и развитию навыков и компетенций самообразования.
Современные тенденции социально-экономического развития России требуют переосмысления целей школьного образования и соответствующего переопределения планируемых образовательных результатов. Одним из аспектов модернизации является необходимость внедрения инноваций в школьную практику. Среди инновационных изменений - портфолио индивидуальных достижений («рабочие тетради»), которые необходимы не только ученикам, но и учителям.
В отличие от традиционных инструментов оценки, портфолио содержат более объективные данные, отражающие целостную деятельность учителя (например, преподавание на уроках, участие в социальных практиках, различных мероприятиях и т. д.). Учителя могут самостоятельно оценивать свои компетенции и достижения, заполняя собственные портфолио.
Используя портфолио, учителя развивают способность сравнивать и рефлексировать свои достижения и становятся более объективными в отношении собственных компетенций. Целью данного исследования было выявить особенности составления учителями портфолио как способа представления своего педагогического опыта.
Цель исследования: способы представления педагогического опыта с помощью портфолио.
Задачи исследования:
1. определить понятие педагогического портфолио;
2. обсудить портфолио как способ представления педагогического опыта учителя;
3. проанализировать структуру портфолио учителя;
4. определить требования к структуре портфолио как способу представления педагогического опыта;
5. определить характеристики портфолио учителя как способа представления педагогического опыта.
Методы исследования: - анализ психолого-педагогических и методологических основ темы исследования; - аналогия и обобщение тематического материала; - классификация; - сравнение.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений учителей начальных классов о портфолио. Практическая значимость: методические рекомендации по созданию портфолио могут быть использованы образовательными учреждениями и учителями начальных классов для личного пользования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
1.1 Понятие педагогического портфолио
Идея создания и использования портфолио в образовании возникла в США в середине 1980-х годов. Помимо США и Канады, идея распространилась в Европе и Японии, а в XXI веке идея портфолио получила широкое распространение и начала внедряться в России. Что такое портфолио? Зачем и для чего нужно создавать портфолио? В чем важность и смысл портфолио как технологии передачи образовательного опыта? Сегодня мы сталкиваемся с учителями, которые, несмотря на огромный опыт работы, не умеют обобщать, представлять, оценивать и рассказывать о результатах своей деятельности. Именно поэтому портфолио становятся все более популярными и необходимыми учителям для повышения своего профессионального уровня.
В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Портфолио учителя - это способ записи и накопления материалов, которые показывают уровень профессионализма учителя и его способность решать проблемы в своей профессиональной деятельности. Основное назначение портфолио - показать наиболее важные результаты практической деятельности для оценки профессиональной компетентности, такие как выполненные проекты, участие в конкурсах, исследования, проведенные учителем, и т.д. Второе важное назначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма учителя и его деятельности во время экзаменов на соответствие заявленным квалификационным категориям [2].
Портфолио позволяет учителю проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свою компетентность, преодолеть трудности и спланировать действия для достижения более высоких результатов. В настоящее время портфолио является наиболее часто используемой технологией, ориентированной на результат, в национальных и международных образовательных организациях. Благодаря такому технологическому подходу «портфолио» можно признать образовательной технологией. Слово «технология» происходит от греческих слов «techne» (искусство, мастерство) и «logos» (учение).
Следовательно, термин «педагогическая технология» буквально означает обучение педагогическим искусствам и навыкам. Внедрение технологии «портфолио» в дошкольное образование требует всестороннего и системного изучения профессионального развития и профессионального роста личности и компетенций педагогов. Необходимость внедрения данной технологии очевидна, так как педагоги должны быть готовы понять и принять ее как еще одно новшество, которое даст возможность предложить педагогический опыт.
Основными подходами к разработке и ведению портфолио являются [3]: - компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогами своих основных профессиональных функций и компетенций) - деятельностный подход (оценка по результатам выполнения основных видов деятельности: педагогической, конструктивной, оценочной, здоровьесберегающей, здоровьеформирующей, учебной, методической, инновационной, социально-педагогической) - системный подход (оценка общего уровня результатов профессиональной деятельности: структурный анализ, позволяющий выявить связи и отношения, составляющие систему и определяющие внутреннюю организацию портфолио.
Основными принципами создания и ведения портфолио являются: - принцип непрерывности (постоянное систематическое и последовательное обновление портфолио) - принцип диагностической и прогностической направленности (отражение состояния профессионального развития, наличие параметров профессиональной деятельности) - принцип интерактивности (обеспечение эффективной обратной связи с субъектом в сфере обучения) - принцип научности (обоснование целесообразности создания портфолио на основе компетенций, видов деятельности и системного подхода) - принцип персонифицированной направленности
Портфолио учителя может быть использовано следующим образом - стимулировать мотивацию педагогов к деятельности; - создавать условия для систематизации накопленного педагогами опыта; - способствовать развитию мастерства педагогов и направлять их на дальнейшее личностное развитие и саморазвитие; - создавать условия для предоставления педагогического опыта. Наиболее распространенными видами портфолио учителя являются: - бумажные портфолио - папки с бумажными материалами (печатными, ксерокопированными, рукописными и т.д.) - портфолио-презентации - создаются в программе для создания презентаций (например, PowerPoint), обычно содержат краткую текстовую информацию, пояснительный материал и ссылки на сопроводительные документы.
Электронное портфолио - это набор документов, созданных на компьютере (например, текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы). Такие портфолио более информативны. Сайт педагога выступает в качестве самостоятельного ресурса, а электронные портфолио являются одним из ключевых критериев оценки уровня компетентности педагога, способствуют распространению опыта педагога, позволяют педагогам анализировать, обобщать и систематизировать результаты своей работы, объективно оценивать собственную компетентность, преодолевать трудности и планировать действия для достижения лучших результатов [4].
Возможность создания портфолио тесно связана с моделями, структурами и технологиями проектирования знаний и образовательных пространств, как для организации в целом, так и для отдельных людей. В соответствии со своей функцией образовательная технология «портфолио» включает в себя организацию поэтапной деятельности: 1. мотивация и постановка цели для создания продукта портфолио; 2. разработка структуры учебного материала; 3. планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов для презентации; 4. обучение и консультирование по развитию знаний и навыков, необходимых для подготовки и презентации портфолио, и рефлексия деятельности по этапам; 5. Обучение и консультирование по подготовке и презентации портфолио и совершенствованию критериев оценки; 6. Презентация в рамках целей подготовки и использования - рефлексия деятельности на этапах; 7. Проектирование и оформление материалов портфолио - рефлексия деятельности на этапах; 8. Проектирование и оформление материалов портфолио - рефлексия деятельности на этапах; 9. 7. оценка результатов деятельности по проектированию и использованию материалов портфолио - итоговая рефлексия деятельности.
В отличие от традиционных инструментов управления и оценки, портфолио содержит более объективные данные, отражающие всестороннюю деятельность; педагоги ЕЭК составляют портфолио своих достижений, которые они рассматривают как самооценку своей компетентности и эффективности. Работая над портфолио, педагоги развивают способность сравнивать и осмысливать собственную деятельность и становятся более объективными в отношении собственных компетенций. Регулярное и систематическое заполнение портфолио помогает учителям систематизировать и анализировать свою работу, служит ориентиром для компетенций, документирует динамику профессионального развития учителей и помогает им объективно оценивать свою профессиональную деятельность.
1.2 Портфолио как способ презентации педагогического опыта учителя
Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Кроме того, во многих регионах портфолио является формой оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении аттестационной экспертизы.
Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Структура портфолио может быть разнообразной.
Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.
В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.
В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).
Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией гимназии,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики.//Школьные технологии. – 2005 №1 с.181-196
2. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – №4, 2001 с.145-156
3. Ильина И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.//Завуч для администрации школ.-2006. №8 с.136-142
4. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы).// Педагогическая психология. – №1, 2006
5. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе.// Вопросы образования. – 2004. №2 с.251-260
6. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.//Практ.админ. работы. – 2006 №8 с.29-31
7. Касимова И.Д., Юревич С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6.
8. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5 — с. 23-27.
9. Копылова,С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. – М.: 2006, № 8 – с. 31-33.
10. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как одна из форм проведения экспертизы педагогических работников (разделы, содержание портфолио, процедура презентации)//Завуч. 2005, № 4 – с. 101 - 111
11. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002
12. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога.// Практика административной работы. – 2006 №8 с.31-33
13. Лобода Ю.Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения.// Педагогическая диагностика. 2005 №4 с.71-80
14. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005 с.56-62
15. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.//Образование в современной школе. 2006 №9 с.19-23
16. Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.// Педагогическая диагностика.-2005 №5 с.56-58
17. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2006
18. Новикова Т.Г. Использование портфолио в практике российской школы.// Педагогическая техника –2006 №3 с.109-128