Фрагмент для ознакомления
2
Для изучения влияния эмоционального интеллекта (EI) на управление проектами в данной курсовой работе была выбрана комплексная методология, включающая три основных метода: опросы, интервью и наблюдения. Каждый из этих методов обеспечивает уникальные данные и позволяет получить более полное представление о роли EI в командах.
1. Опросы. Этот метод был использован для сбора количественных данных о восприятии эмоционального интеллекта членами команды. Опросы включали закрытые и открытые вопросы, что позволяло не только получить числовые показатели, но и выявить мнения участников о значении EI в их работе.
2. Интервью. Полуструктурированные интервью проводились с ключевыми участниками проекта, включая руководителя и членов команды. Этот метод позволил глубже понять личные переживания и мнения участников о влиянии EI на их взаимодействие и успешность проектов.
3. Наблюдения. Наблюдения проводились в процессе работы команды над проектом. Исследователь фиксировал взаимодействия между участниками, эмоциональные реакции и общую атмосферу в команде. Этот метод предоставил контекстуальные данные, которые невозможно было бы получить только с помощью опросов или интервью.
Сбор данных проводился в несколько этапов:
1. Подготовка инструментов. Были разработаны анкеты для опросов и вопросы для интервью, основанные на существующих исследованиях по EI и его влиянию на управление проектами. Опросы включали шкалы Лайкерта для оценки различных аспектов EI, таких как самосознание, самоуправление и социальная осведомленность.
2. Проведение опросов. Опросы были разосланы всем членам команды через электронную почту. Участникам был предоставлен достаточный срок для заполнения анкет, а также гарантирована анонимность ответов для повышения честности.
3. Проведение интервью. Интервью проводились в формате личных встреч или видеозвонков, что обеспечивало комфортную атмосферу для участников. Каждое интервью длилось около 30-45 минут и записывалось с согласия участников для последующего анализа.
4. Наблюдения. Наблюдения проводились в течение нескольких недель во время встреч команды и рабочих сессий. Исследователь фиксировал ключевые моменты взаимодействия, включая эмоциональные реакции участников на различные ситуации.
Анализ данных осуществлялся с использованием как качественных, так и количественных методов.
1. Качественный анализ. Ответы на открытые вопросы из опросов и данные из интервью были проанализированы с использованием тематического анализа. Выделялись основные темы и паттерны, касающиеся восприятия EI участниками проекта. Например, многие участники отмечали важность эмпатии в разрешении конфликтов и поддержании позитивной атмосферы в команде.
2. Количественный анализ. Данные из анкет были обработаны с использованием статистических методов. Результаты опросов позволили выявить корреляции между уровнями EI и показателями успешности проектов, такими как соблюдение сроков и удовлетворенность клиентов. Например, было установлено, что команды с более высоким уровнем эмоционального интеллекта чаще завершали проекты в срок и с высоким качеством.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают важность эмоционального интеллекта для успешного управления проектами и подчеркивают необходимость развития EI у членов команд для повышения их эффективности и улучшения рабочих отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Григорьев, В., Соловьев, И., Шмидт, А. Управление проектами: теория и практика / под ред. В.А. Сидорова. — М.: Юрайт, 2018.
2. Левин, С., Левина, Е. Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов: практическое руководство / под ред. И.В. Смирнова. — М.: Инфра-М, 2019.
3. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект: российская практика // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
4. Барановский А.А., Громов Е.В., Роль EI в успешном завершении проектов // Научный журнал «Управление проектами», 2022.
5. Веприкова, М.Ya. Повышение эффективности корпоративной культуры через влияние эмоционального интеллекта руководителя // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2019, т. 9, № 10А, с. 390–398.
6. Гладышева А.В., Чепурова И.Ф., Швецова О.А. Особенности формирования проектной группы в организации // Экономический журнал, 2019, № 3, с. 6–16.
7. Зайцева М.К., Применение EI для повышения эффективности команды проекта // Журнал «Экономика и управление», 2020.
8. Кравцов О.В., Эмоциональный интеллект и его значение для управления проектами // Научный журнал «Управление проектами», 2020.
9. Кузнецов И.В., Развитие эмоционального интеллекта у менеджеров проектов // Журнал «Управление проектами», 2020.
10. Лебедева О.С., Эмоции и профессиональные коммуникации в управлении проектами // Вестник Московского университета экономики и статистики, 2021.
11. Петрова Е.С., Эмоциональный интеллект как фактор успеха в управлении проектами // Журнал «Менеджмент», 2022.
12. Фролов А.П., Исследование влияния EI на результаты проектов // Научный журнал «Управление проектами», 2021.
13. Чекмарева Т.Н., Роль эмоционального интеллекта в управлении проектами // Вестник Московского университета экономики и статистики, 2021.
14. Шкирмонтова, Е.А., Шульман, В.Д. Роль эмоционального интеллекта в управлении проектами // Гуманитарные науки в техническом университете. — 2021. — № 5(91). — С. 742-750
15. Яшкова, Е.В., Синева Н.L., Голубкова М.А., Завиялова Ю.М. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера // Перспективы науки и образования, 2017, № 6, с. 41–43.
16. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта // М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
17. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ. — М.: Альпина Паблишер, 2010.
18. Котлер Ф., Келлер К.L.. Маркетинг менеджмент / пер с англ.; под ред А.И.Костюченко — М.: Питер, 2016.
19. Мерсино, Э. Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов: практическое руководство. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
20. Саловея П., Майер Дж., Карузо Д.Г.. Эмоциональный интеллект: теория и практика / пер с англ.; под ред Д.Г.Карузо — М.: Альпина Паблишер, 2010.
21. Бейли, К. Роль эмоционального интеллекта в успешном управлении проектами // GantBPM. — 2022. — URL: https://gantbpm.ru/emotsionalnyy-intellekt-v-upravlenii-proektami (дата обращения: 21.01.2025).
22. Эмоциональный интеллект в проектном управлении: почему это важно и как развивать // VC.ru. — 2023. — URL: https://vc.ru/life/974228-emocionalnyi-intellekt-v-proektnom-upravlenii-pochemu-eto-vazhno-i-kak-razvivat (дата обращения: 21.01.2025).