Фрагмент для ознакомления
2
Одним из типов мышления является вербально-логическое, что требует его изучения как важного психического процесса. Как отмечают А.В. Петровский [23] и М.Г. Ярошевский [30], мышление представляет собой познавательный процесс, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением реальности.
По мнению Л.С. Выготского [5], детское мышление не проявляется спонтанно; оно формируется в процессе освоения знаний в общении с взрослыми и применения собственных интеллектуальных способностей.
И.В. Дубровина [9] описывает мышление как специфичный процесс познания мира. Согласно А.Г. Маклакову [18], мышление – это процесс обобщенного исследования действительности, подразделяющийся на теоретическое, включая образное и понятийное, и практическое мышление, включающее наглядно-действенное и наглядно-образное.
Я.А. Коменский [16] советовал обучать учащихся основам логики, иллюстрируя их примерами из жизни, для развития у них логического мышления через анализ проблем.
К.Д. Ушинский [29] утверждал, что логика должна предшествовать всем наукам, а главная задача начального образования – научить детей логически мыслить, с использованием наглядного обучения. Без сравнения невозможно понимание, а без понимания – суждение; поэтому он рекомендовал использовать этот метод значительно.
В.А. Сухомлинский, [28] исследуя детское мышление, подчеркивал важность обучения детей осмыслению и абстрагированию. Он отмечал, что непонимание задачи часто связано с неспособностью отвлечься от конкретики и мыслить абстрактно.
Н.Н. Михайлова [19] считает логическим мышлением процесс, следующий правилам формальной логики в форме понятий и суждений. Она выделяет такие принципы логического мышления, как последовательность, определенность и доказательность.
А.К. Артемов [2] интерпретирует логическое мышление как последовательный и аргументированный процесс, оформленный в виде логических рассуждений.
В процессе познания чувственное восприятие и мышление тесно связаны и взаимообусловливают друг друга. Значительная роль отводится взаимодействию мышления с языком и речью, что отличает человеческую психику от животной. Простейшее мышление животных остается наглядно-действенным и не достигает уровня абстракции, в то время как наличие речи позволяет человеку отвлекать свойства объекта и закреплять их в словах, служащих материальной основой мысли. Язык формирует человеческое мышление, предоставляя ему социально-историческое содержание.
В российской и зарубежной психологии существует множество исследований, посвящённых изучению различных форм мышления детей, особенно акцентируя внимание на развитии и формировании наглядно-действенного мышления. Н.Н. Поддьяков [25] подчеркивает, что для этого типа мышления характерна неразрывная связь мыслительных и практических действий, и решение определённых задач невозможно без последних.
Л.С. Выготский [6] также отмечал, что роль слов в мышлении детей увеличивается с началом активной речи. Активные выражения начинают вплетаться в их наглядно-действенное мышление: сначала завершая его, а затем, обобщая детский опыт, участвуя в постановке целей и становясь инструментами размышления.
В психологической практике изучение наглядно-действенного мышления в основном проводилось на детях в раннем и младшем дошкольном возрасте, тогда как у старших дошкольников изучали преимущественно наглядно-образное и понятийное мышление. В дошкольный период детское мышление качественно развивается на более высокий уровень, преобразуясь в наглядно-образное. Этот переход связан с познанием мира и развитием интеллектуальных и языковых способностей, что в свою очередь обогащает их когнитивную деятельность.
По мнению Н.Н. Поддьякова [25], в детской жизни часто встречаются ситуации, требующие образного мышления и произвольного планирования. Произвольно активизированные представления о внешних свойствах объектов, по его мнению, являются ключевыми для успешного развития наглядно-образного мышления.
Формирование внутреннего плана действий приводит к значительным изменениям интеллектуальных процессов младших школьников. Для начала они склонны обобщать на основе внешних и часто несущественных признаков, но благодаря обучению внимание детей переводится на скрытые связи и отношения, что позволяет им достигать более высокого уровня абстракции и усваивать научные понятия без опоры на наглядность.
По словам Е.И. Рогова [26], словесно-логическое мышление является самым сложным видом, поскольку оно основывается не на чётких образах, а на сложных понятиях, таких как счастье, любовь и другие. Словесно-логическое мышление привязано к знанию и опыту человека. Придя в школу, дети в основном думают образами, но углублённое изучение школьного материала способствует развитию логического мышления. Вместе с этим совершенствуется и речь детей, так как мысль обретает материальную форму в речи, и только так она может быть воспринята другими. Высокоразвитое мышление всегда связано с речью, которая служит материальной основой для мысли. Логическое мышление, в отличие от практического, осуществляется только через речь. Обучение детей правильному рассуждению требует от них умения правильно строить речь, что проявляется в их математических высказываниях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенов, Л. Б. Словесно-логическое мышление в условиях умственной отсталости / Л. Б. Аксенов. — Москва: Просвещение, 2019. — 198 с.
2. Артемов А.К. Психологические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей. Москва: Педагогика, 2019.
3. Баранова, Е. Н. Психология умственно отсталых детей: учебное пособие / Е. Н. Баранова. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 256 с.
4. Белова Н.А. Методика преподавания литературы в коррекционных школах. Владивосток: ДВО РАН, 2023.
5. Васильева, Т. В. Методы обучения детей с умственной отсталостью / Т. В. Васильева. — Екатеринбург: Уральский университет, 2018. — 305 с.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва: Просвещение, 2014.
7. Гаврилова, А. Н. Особенности словесно-логического мышления у детей с интеллектуальными нарушениями / А. Н. Гаврилова. — Казань: Казанский университет, 2021. — 189 с.
8. Денисова, И. С. Развитие мыслительных процессов у детей с умственной отсталостью / И. С. Денисова. — Воронеж: ВГПУ, 2022. — 238 с.
9. Дубровина И.В. Развитие мышления умственно отсталых школьников. Екатеринбург: УрО РАН, 2022.
10. Ефремова, Ю. А. Коррекция и развитие мышления у умственно отсталых школьников / Ю. А. Ефремова. — Уфа: БашГУ, 2017. — 173 с.
11. Захаров И.А. Специальная психология. Москва: Юрайт, 2020.
12. Захарова, Н. М. Обучение словесно-логическому мышлению в специальной школе / Н. М. Захарова. — Новосибирск: НГПУ, 2021. — 187 с.
13. Иванова О.П. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Москва: Гуманитарный центр, 2021.
14. Иванова, Л. П. Педагогика для детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. П. Иванова. — Курск: КГУ, 2020. — 276 с.
15. Климов, С. А. Психолого-педагогическая диагностика умственной отсталости / С. А. Климов. — Самара: СГПУ, 2019. — 250 с.
16. Коменский Я.А. Великая дидактика. Москва: Учпедгиз, 2015.
17. Лазарев, В. Ю. Теория и практика работы с умственно отсталыми детьми / В. Ю. Лазарев. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2018. — 312 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. Москва: Академия, 2021.
19. Михайлова Н.Н. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
20. Михайлова, Е. С. Задачи логики для школьников с ограниченными возможностями / Е. С. Михайлова. — Челябинск: ЧелГУ, 2022. — 169 с.
21. Николаев, Д. П. Психология профессионального обучения умственно отсталых школьников / Д. П. Николаев. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. — 221 с.
22. Орлова, А. В. Теоретические основы коррекционной педагогики / А. В. Орлова. — Москва: Академия, 2020. — 204 с.
23. Петоровский А.В. Введение в психологию. Санкт-Петербург: Питер, 2018.
24. Петров, М. С. Развитие интеллекта у детей с особенностями развития / М. С. Петров. — Томск: Томский государственный университет, 2019. — 242 с.
25. Поддьяков Н.Н. Психология умственно отсталого школьника. Новосибирск: Наука, 2022.
26. Рогова Е.И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии детей. Воронеж: МОДЭК, 2019.
27. Сидорова, И. А. Практическое руководство по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями / И. А. Сидорова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 192 с.
28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 2017.
29. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2016.
30. Ярошевский М.Г. История психологии. Москва: Высшая школа, 2019.