Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. Художественная литература XX века – это содержательно и стилистически сложное явление, что обусловлено постоянными социально-политическими и экономическими трансформациями, что особенно касается русской литературы, где постоянно происходили различные процессы, культурологически обоснованные и связанные с тем, что после Великой Октябрьской революции, а затем и других знаковых исторических событий, писатели постоянно пытались найти себя, свою тему.
Однако зачастую литература была частично биографичной, что определяло ее тематическое многообразие. «Лагерная проза» была одной из тех важных тем, которые невозможно было не затрагивать в периоды политических репрессий и непринятия множества писателей этого исторического периода.
Творчество С.Д. Довлатова представляет собой некое средоточие традиций «лагерной прозы», что обусловлено не его личной историей, а тем, как он относился к советскому государству, из-за чего был вынужден эмигрировать.
«Лагерная проза» Довлатова была наполнена не столько детальными подробностями жизни на зоне, сколько социальным моделированием, которое в метафорическом смысле формировало некую миниатюрную модель советского государства, его законы и проблемы выживания для думающих и творческих людей.
Цель исследования – провести анализ развития традиций «лагерной прозы» в повести С. Довлатова «Зона».
Объект исследования – «лагерная проза».
Предмет исследования – развитие традиций «лагерной прозы» в повести С. Довлатова «Зона».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общую характеристику «лагерной прозы».
2. Рассмотреть «лагерную прозу» как этап формирования литературы нового типа.
3. Изучить «лагерную прозу» С. Довлатова.
4. Проанализировать черты «лагерной прозы» в повести С.Д. Довлатова «Зона».
Материал исследования: повесть С.Д. Довлатова «Зона» (1982).
Методы исследования:
– анализ научной и художественной литературы;
– описательный;
– обобщение и классификация;
– сравнительный;
– моделирование;
– исторический и хронологический;
– контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научных источников по проблеме изучения «лагерной прозы» в контексте русской литературы ХХ века.
Практическая значимость исследования обусловлена практическим анализом особенностей изображения лагерной жизни в прозе С. Довлатова, в частности, в повести «Зона».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка литературы, включающего в себя 25 источников.
В первой главе, ««Лагерная проза» в контексте русской литературы ХХ века: теоретический аспект», дана общая характеристика «лагерной прозы», а также рассмотрена «лагерная проза» как этап формирования литературы нового типа.
Во второй главе, «Особенности изображения лагерной жизни в прозе С. Довлатова», изучена «лагерная прозу» С. Довлатова, а также проанализированы черты «лагерной прозы» в повести «Зона».
Под «лагерной прозой» в научной литературе понимается совокупность произведений художественной литературы, нестихотворного формата, которые посвящены жизни и деятельности человека в условиях тюремного заключения, прежде всего, так называемых «лагерей» – специальных территорий, где размещались заключенные, представляющих собой колонии поселения. «Лагерная проза» всегда наполнена бытовыми, но, вместе с тем, устрашающими деталями, которые вызывают различные эмоциональные состояния у читателя [2, с. 256].
На рисунке 1.1 показаны основные характеристики, которые свойственны «лагерной прозе» [22, с. 49].
Рассмотрим эти характеристики более подробно.
Так, документальность обозначает, что писатель чаще всего приводит реальные факты и зарисовки из лагерной жизни, которые в некоторых случаях не предполагают художественного вымысла, а точно передают то, что происходит в определенном месте в конкретной ситуации.
Символичность – это возможность писателя, который пишет в формате «лагерной прозы», показать на примере лагеря модель государства, а своих в персонажей вложить достоинства и недостатки обобщенного характера, которые встречаются у различных людей.
Детальность предполагает стремление автора произведения, написанного в формате «лагерной прозы» делать акцент на тех мелочах, которые максимально ярко и художественно покажут замысел писателя, цель написания произведения, настроение и общую атмосферу повествования.
Каждое произведение, написанное в формате «лагерной прозы», в обязательном порядке должно быть исторически обусловлено, что означает, что в основу сюжета должны быть положены не только крупные исторические события, но и основные символы времени, в рамках которого ведется то или иное повествование, что добавит произведению документальности и правдивости.
Рефлексивность «лагерной прозы» предполагает, что обращение к такой серьезной и сложной теме является результатом сильного эмоционального переживания автором каких-либо событий, которые могут носить как личный, так и общественный характер, т.е. «лагерная проза» может быть как биографичной, так и общесоциальной и исторической. В любом случае она представляет собой некий внутренний ответ писателя на что-то, что волнует его и заставляет задуматься о возможностях будущего.
В каждом произведении формата «лагерной прозы» всегда присутствует личностный компонент, что означает передачу событий и ситуаций через призму характера самого писателя, причем это происходит даже в том случае, если в книге много документализма. Зачастую в таких произведениях повествование ведется от первого лица, что очень важно для более качественного читательского восприятия, поскольку складывается ощущение, что автор сам пережил все эти события, хотя это далеко не всегда является правдой.
1.2. «Лагерная проза» как этап формирования литературы нового типа
Русский литературный процесс второй половины XX столетия представлял собой постоянный поиск новых смысловых концепций и форм, которые представляли интерес для читателя и часто бывали не угодны для представителей власти, поскольку в их основе лежало обличение ряда социальных или политических пороков, т.е. фактически пропаганда недовольства людей тем, как власть управляет страной.
«Лагерная тематика» была одной из специфических, но очень популярных для этого времени, однако, по большей части, запрещенной из-за своей сложности восприятия и раскрытия некоторых нежелательных для власти моментов [25, с. 169].
Пионером «лагерной прозы» был А.И. Солженицын, который, несмотря на предложение ему Нобелевской премии по литературе, долгое время был запрещенным писателем у себя на Родине, поскольку слишком откровенно, страшно и болезненно описывал те события и кошмары, которые происходили в советских лагерях, давал собственную оценку подобной жизни, обличал тех, кто создавал в массовом сознании «врагов народа» и отправлял их в ссылку, на каторгу, которые назывались «лагерями» [12, с. 106].
«Лагерная проза» действительно представляла собой литературу нового типа, поскольку, с одной стороны, она была похожа на некие дневники, которые подробно описывали жизнь каторжанина, с другой – это было специфическое обращение к читателю, которого каждый писатель, который писал в этом жанре и формате, хотел заставить задуматься о своем настоящем и будущем, попытаться что-то изменить, построить новое общество, в котором все будут свободны и счастливы [6, с. 20].
«Лагерная проза» – это некий формат рефлексии творческой личности в советском культурном пространстве, которая вызвана его собственным недовольством окружающей действительностью. При этом автору совершенно необязательно быть частью тюремной жизни, проводить часть своей жизни в реальном лагере – достаточно глубоко изучать реальность, видеть в величии и пафосности советского общества постоянные ограничения, неволю, хождение по кругу, невозможность проявить себя и создать что-то новое, что будет не только интересно читателю, слушателю или зрителю, но и разрешено властью [25, с. 170].
Литература нового типа, частью которой была и «лагерная проза», формировалась, начиная с 50-х годов XX столетия, прежде всего, это было связано со смертью И.В. Сталина и предоставлением творческому человеку больше возможностей.
Чем дальше развивалось это направление, тем больше подробностей прошлой жизни оно показывало, тем колоритнее становилась советская история через призму видения писателями. Однако к середине 1990-х годов такой вид и формат литературных изысканий стал в некоторой степени надоедать читателю, нужна была новая литература, более сюрреалистичная, где документализму не было места [6, с. 22].
«Лагерная проза» представлена в жанрах мемуаров, дневников, записок, воспоминаний, автобиографий». Фокус сделан именно на традиции жанра путешествия и очерка, с чем проблематично согласиться, так как в первую очередь лагерная проза – это художественные произведения.
Произведения, которые поднимают темы тюрем и лагерей в СССР, отличаются большим многообразием литературных форм, новаторством в их создании. Побудительной причиной к продуктивным поискам в вопросе формы стала внелитературная задача – осуществить долг очевидца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арьев А. Послесловие // Довлатов С. Д. Зона: (Записки надзирателя). СПб.: Издательский Дом «Азука-классика», 2009.
2. Ардамацкая Д. А. Философия «после ГУЛАГа»: осмысление исторической катастрофы // Studia Culturae. 2013. № 16. С. 256 - 264.
3. Богданова О. В., Власова Е. А. Интертекстуальный подтекст повести С. Довлатова" зона" //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. – №. 5. – С. 16-19.
4. Бойко С. С. «Лагерная проза» как этап формирования литературы нового типа //Новый филологический вестник. – 2015. – №. 3 (34). – С. 65-81.
5. Васильева О. В. Эволюция лагерной темы и ее влияние на русскую литературу 50 - 80-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 2. Вып. 4 (№ 23). С. 54 - 63.
6. Васильева О. В., Савельева А. В. Тема лагеря в прозе Михаила Кураева. СПб., 2006. 43 с.
7. Доброзракова Г. А. Творчество С. Довлатова в контексте традиций русской литературы (обзор исследований) //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – №. 4-6. – С. 1533-1541.
8. Доброзракова Г. А. Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX–XX веков. – 2012. С. 63.
9. Довлатов С. Зона: (Записки надзирателя) // Довлатов С. Собрание сочинений в 4 т. СПб.: Азбука-классика, 2003. Т. 2. С. 5-168
10. Ласточкина Е. В. Авторская позиция и способы ее выражения в повести С. Довлатова «Зона» //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2012. – №. 2. – С. 34-44.
11. Малова Ю. В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX - XX вв.: автореф. ... дис. канд. филол. наук. Саранск, 2003.
12. Минералов А. Ю. «Каторжно-лагерная» сюжетно-образная традиция в русской прозе XX в //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №. 18. – С. 106-112.
13. Миркурбанов Н. М. К вопросу о жанровой специфике повести С. Довлатова «Зона» //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2006. – №. 1. – С. 83-87.
14. Михайлик Е. В контексте литературы и истории // Шаламовский сборник. Вологда: Грифон, 1997. Вып. 2. С. 105 - 129.
15. Михайлик Е. Не отражается и не отбрасывает тени: «закрытое» общество и лагерная литература // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 356 - 375.
16. Мотыгина Ж. Ю. С. Довлатов: творческая индивидуальность, эволюция поэтики. – 2001.
17. Мустафоева Х. Х. «ЗОНА. ЗАПИСКИ НАДЗИРАТЕЛЯ» ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ИЗМЕНИЛО ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА //Scientific progress. – 2022. – Т. 3. – №. 2. – С. 1219-1222.
18. Петренко Н. А., Кузнецова В. Л. Особенности прозы Сергея Довлатова //Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – 2019. – С. 362-367.
19. Плотникова А. Г. Традиции русской классической литературы в творчестве СД Довлатова //Москва. – 2008. – С. 182.
20. Полупанова А. В. Поэтика игры в повести С. Довлатова" Зона" //Судьбы курсив-курсив литературы. – 2014. – С. 118-126.
21. Сафронов А. В. После «Архипелага» (поэтика лагерной прозы конца XX века) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2013. № 3 (40). С. 139 - 154.
22. Сафронов А. В. Жанровое своеобразие русской художественной документалистики (очерк, мемуары, «лагерная» проза): учебно-методическое пособие; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2012. С. 49 - 86.
23. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб.: Азбука, 2010. 288 с.
24. Старикова Л. С. Культурный концепт «Социалистический труд» и его наполнение в лагерной прозе второй половины ХХ века (В. Шаламов, С. Довлатов, В. Максимов) //СибСкрипт. – 2014. – Т. 2. – №. 1 (57). – С. 167-173.
25. Старикова Л. С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы ХХ века: понятие, границы, специфика //СибСкрипт. – 2015. – №. 2-4 (62). – С. 169-174.