Фрагмент для ознакомления
2
Особая роль в вопросах деятельности гражданской обороны отводится Президенту Российской Федерации.
Так, например, на него возложены полномочия, согласно которым он определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны .
План гражданской обороны и защиты населения, вводит его в действие. Он утверждает Положение, структуру, состав и штатную численность сил ГО осуществляет Правительство Российской Федерации.
Оно обеспечивает проведение единой политики в области гражданской обороны, руководит ею, издает нормативно-правовые акты, ведет разработку федеральных законов, определяет порядок отнесения территорий по группам по гражданской обороне.
Правительство определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны, эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы, заблаговременного создания резерва средств индивидуальной и коллективной защиты, запасов продовольствия и медицинских средств.
Задачи ГО в Российской Федерации представлены в Приложение.
Согласно нормативному правовому акту руководит гражданской обороной и отвечает за ее состояние Председатель Правительства России, а непосредственное управление обеспечивает Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее – МЧС России) .
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов России, руководители органов местного самоуправления и организаций. Они же несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Под руководством следует понимать направляющую, организующую и регулирующую деятельность органа управления или конкретных, уполномоченных лиц.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются: МЧС России, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны; территориальные органы МЧС России, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Они комплектуются военнослужащими, сотрудниками Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – ФПС ГПС) и гражданским персоналом; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны; структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, например, структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
Их создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:
- планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
- создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
- обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; • создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.
Гражданская оборона в Российской Федерации состоит из:
- Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- территориальных органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
- служб гражданской обороны - федеральных, республиканских, краевых, областных, автономных областей и округов, районных и городских;
- сил гражданской обороны — спасательных воинских формирований, подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, в том числе и нештатных формирований на общественно-опасных объектах.
Силы гражданской обороны - это подразделения и формирования, которые предназначены для проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. О гражданской обороне: федеральный закон от 12.02 1998 № 28-ФЗ (ред. 08.08.2024) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 1272 "Об утверждении Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций".
Научная литература
4. Азанов С.Н., Лебедев А.В., Малышев В.П., Семикин Э.А. Перспективы развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 196 с.
5. Аладышкин Д.А. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в школьном курсе «Основы Безопасности жизнедеятельности» /Д.А. Аладышки //Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. – 2023. С.94.
6. Вострокнутов А.Л., Супрун В.Н., Шевченко Г.В. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии. Учебник для вузов под общей редакцией А.Л. Вострокнутова. Издательство Юрайт- 2020, гриф УМО ВО.
7. Заречнев Д.О., Федулов Б.А., Гричанов А.С. З – 345 Основы деятельности участковых уполномоченных полиции в системе гражданской обороны : учебно-методическое пособие / Д.О. Заречнев, Б.А. Федулов, А.С. Гричанов. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2021. – 92 с. ISBN 978-5-94552-454-5
8. Казинский Н.Е., Вострокнутов А.Л. Действия сотрудников правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Учебное пособие рекомендовано Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО, Издательство Кнорус – 2020 г.-245 с.
9. Казинский Н.Е., Вострокнутов А.Л. Действия сотрудников правоохранительных органов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Учебное пособие рекомендовано Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО, Издательство Кнорус – 2020 г.-245 с.
10. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников правоохранительных органов при выполнении служебных обязанностей // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат-лы 16-й междунар. научно-практ. конф-ции: в 2 ч. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т, 2018. Ч. 2. С. 89-91.
11. Национальная безопасность: теоретические основы и механизм обеспечения : учебное пособие для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» / В. А. Антошин, А. В. Вишневская, А. А. Федоровских, И. С. Алаторцева ; Уральский институт управления – филиал РАНХиГС. — Екатеринбург, 2023. — 156 с. — ISBN 978-5-8056-0464-6.
12. Основы организации гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уч. метод пособие/Составители Е.А. Востропятов [и др.]. Изд-во Саратовская государственная юридическая академия, 2021. - 80 с. Текст: непосредственный.
13. Сысоев А. А. Особенности подготовки курсантов образовательных организаций МВД РФ к участию в ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. мат-лов XXIV всерос. науч.-метод. конф.: в 2-х т. — 1—2 марта 2019 г. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2018. — С. 158—162.
14. Труфанов Н. И. Об эффективности тактико-специальных занятий и учений по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД» в образовательных организациях МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: мат-лы XXIV всерос. науч.-метод. конф. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2019. — С. 171—173.
15. Федулов Б.А., Парубов А.И. Организационно-правовое обеспечение деятельности ОВД в условиях ЧС: уч. пос. Барнаул: БЮИ МВД России, 2002.
16. Чириков А.Г. Интеграция РСЧС и ГО. Ч.1. Актуальность проблемы и обоснование способов ее решения // Гражданская защита. 2019. №12 (532). 4 с.