Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени общеобразовательной школы предусмотрено повышение качества образовательного процесса. Успешная педагогическая профилактика учебной неуспеваемости школьников также относится к проблемам повышения качества их обучения.
Одной из наиболее значимых школьных проблем является проблема школьной неуспеваемости детей. Причины неуспеваемости учеников могут быть самыми различными. Любым ФГОС, начиная с ФГОС НОО и заканчивая ФГОС СОО, предусмотрено, что каждый из учеников обязан выполнить все те учебные требования, которые в образовательных стандартах заложены. Те ученики, которые по каким-либо причинам ФГОС не выполняют, считаются неуспевающими.
Под неуспеваемостью понимают не соответствующую нормативным критериям результативность школьного обучения. Это выступает следствием неспособности школьником полноценно осваивать материал какой-либо учебной дисциплины. В каждом учебном классе есть дети, которые не усваивают программу учебной дисциплины в полном объёме.
Большая роль в процессе преодоления школьной неуспеваемости отводится учителям. Их основной задачей является своевременное устранение пробелов в знаниях школьников на любой ступени обучения. К обучению способны все дети, но каждый из них имеет свой путь обучения и развития. Педагоги чаще всего выбирают для работы с отстающими учениками дополнительные занятия, консультации, дополнительные виды домашних работ и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость исследования причин неуспеваемости школьников и найти возможные пути их устранения.
Объект исследования: неуспеваемость школьников в образовательном процессе.
Предмет исследования: причины неуспеваемости школьников и способы ее преодоления.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия неуспеваемость школьников и причины неуспеваемости.
2. Изучить средства и способы устранения причин школьной неуспеваемости в условиях реализации ФГОС.
3. Описать педагогические условия по преодолению причин неуспеваемости школьников и способы их устранения.
4. Предложить методические рекомендации по преодолению причин неуспеваемости школьников и возможности их устранения.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение уроков, изучение передового педагогического опыта, классификация, сравнение.
2. Практические: работа по профилактике неуспеваемости, работа с документами, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы анализа причин неуспеваемости школьников
1.1. Анализ понятия неуспеваемость школьников и причины неуспеваемости
Проблему неуспеваемости школьников исследовали многие учёные. Большую роль в причинах неуспеваемости субъекта играют психологические и педагогические причины для каждого отдельного ученика. Наиболее широко проблемы неуспеваемости освещали учёные и исследователи Ю.К. Бабанский, П.П. Борисов, М.А. Данилов, А.А. Смирнов и др. [11].
К сожалению, количество детей, имеющих проблемы со школьной неуспеваемостью не становится меньше с течением времени. Количество обучающихся со школьной дезадаптацией лишь увеличивается, что приводит к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Структура и содержание образования в коррекционных классах имеет свои особенности. Характер усвоения учебного материала учениками данных классов отличается от познавательных возможностей обычных школьников.
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимал ситуацию, в которой поведение и результаты субъекта обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям общеобразовательной школы. А.И. Липкина отмечала, что при анализе продвижения ребенка в учении необходимо учитывать не только его интеллектуальные качества, но и все сложные процессы, которые происходят при умственной работе школьника. Чтобы обучение было успешным, важно формировать у детей адекватную оценку своих собственных достижений и укреплять их веру в свои силы.
Дубровина И.В. трактовала неуспеваемость как несоответствие подготовки учеников при обязательных требованиях школы при усвоении ими знаний, умений, навыков, опыта учебной и творческой деятельности. Неуспеваемость при этом, выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Методисты рекомендуют педагогам использовать для неуспевающих учеников соответствующую наглядность.
Преимущество образовательного процесса с использованием актуальных средств наглядности, включая цифровые образовательные ресурсы, заключается в том, что ученики практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком бы виде она бы не была представлена.
При определённых условиях, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей учебной работе. Системное применение наглядных средств в обучении и реализация дифференцированного подхода в обучении способствуют усвоению школьниками полученных знаний и понимание их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех учеников, не зависимо от их возраста.
Большую роль в успешности школьника играет семья. Очевидно, что проблемные семьи нуждаются в социальной поддержке со стороны государства, и, если причиной неуспешности ребёнка в школе является его семья, здесь необходимо подключать к работе социального педагога и педагога-психолога [4].
Систематическая неуспеваемость ученика ведет к его педагогической запущенности, под которой понимают формирующийся комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Это явление (педагогическая запущенность) является крайне нежелательным и является опасным с моральной, социальной, экономической позиций общества.
В современной образовательной среде формирование познавательной активности учеников и их учебная мотивация являются важными задачами при их обучении и развитии. ФГОС начальной, основной и старшей школы регламентируют содержание образования на каждой ступени обучения и необходимый базовый уровень обученности для каждого из детей.
Это особенно важно для учеников, которые, по каким-либо причинам имеют хроническую школьную неуспеваемость. Существует немало исследований, которые посвящены использованию различных средств и методов для познавательного и общего развития детей, а также способов преодоления их неуспеваемости. Неуспеваемость – это в целом, неспособность ученика полноценно учиться [12].
Неуспевающие ученики не могут осуществлять переработку учебной темы. Не всегда они способны присваивать новый социальный опыт и не всегда способны заниматься саморазвитием и самообразованием. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться.
Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12].
Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах учебной деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение школьника осмысленным, что крайне важно при проектировании развивающей образовательной среды. Все формируемые у школьника универсальные учебные действия (УУД) направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем.
Освоение предметных и метапредметных учебных результатов, которые регламентированы требованиями ФГОС на каждой ступени обучения исключает неуспеваемость учеников, а также, позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах образовательной организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2018. – 480 с.
2. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2017. -72 с.
3. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 24.01.2025).
4. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
5. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c.
6. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С. 43-47.
7. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2018. -354 с.
8. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс, 2016. -180 с.
9. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения школьников / Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. – 193 с.
10. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - Москва: – 2017. -157 с.
11. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова. - Начальная школа. - 2016. - №2. - С.45-49.
12. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие / Т.Е. Соколова. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2018. - 228 с.
13. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи школьников / Н.А. Стародубова. - учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
14. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 24.01.2025).
25. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения / Л.Ю. Ходаева. - Управление школой, 2013. – № 6. - С.14-18.